logo

Хлебные крошки

Статьи

Великая геополитическая игра
Политика
Казахстан и Средняя Азия

Александр Шустов

Таджикистан на пороге новой гражданской войны

Положение только кажется стабильным

В Таджикистане происходит резкое обострение военно-политической обстановки. 19 сентября неизвестные, вооруженные гранатометами, крупнокалиберными пулеметами, автоматами, напали на колонну Министерства обороны в ущелье Камароб Раштского района на востоке страны и убили, по официальным данным, 25, по неофициальным – до 40 военнослужащих. Как утверждают, нападение совершил отряд Мулло Абдулло – полевого командира объединенной таджикской оппозиции (ОТО) времен гражданской войны, который отказался признать мирные соглашения 1997 года и ушёл со своим отрядом в Афганистан.Он появлялся в восточных районах Таджикистана прошлым летом, потом какое-то время о нём ничего не было слышно.

В причастности к нападению обвинены также ещё один бывший полевой командир - Аловуддин Давлатов по кличке «Али Бедак», боевики из Афганистана, Пакистана и России (последние бежали из следственного изолятора Госкомитета национальной безопасности несколько недель назад).

Для того, чтобы взять ситуацию в Раштской долине под контроль, власти начали переброску туда дополнительных воинских подразделений и тяжелого вооружения. По неофициальной информации, 20 сентября в Раштском районе был введен комендантский час, длившийся с восьми часов вечера до шести утра. На территории района не работала сотовая и проводная телефонная связь и отсутствовал доступ к сети Интернет, который в условиях сложного горного рельефа осуществляется через каналы сотовых операторов.

Боестолкновение в Раштском районе – далеко не единственное событие, вызывающее требовогу по поводу положения в Таджикистане. Началом послужил побег в ночь на 23 августа группы из 25 заключенных, среди которых находились родственники видных оппозиционеров и политиков, арестованных или погибших не без участия властей. К настоящему времени правоохранительным органам республики удалось задержать только семерых из них. 3 сентября был совершен теракт в центре Согдийской области г. Худжанде. Террорист-смертник на автомобиле ГАЗ-24 ворвался во двор управления по борьбе с организованной преступностью, протаранив ворота. В результате прогремевшего взрыва два сотрудника милиции погибли, еще 27 человек, в том числе два мирных жителя, были ранены. Ответственность за теракт взяла на себя неизвестная исламистская группировка «Джамаат Ансаруллах в Таджикистане», по данным которой число погибших и раненых в ходе взрыва составило не менее 50 человек.

В ночь с 5 на 6 сентября произошел взрыв в одном из ночных клубов Душанбе, в результате которого, по официальным данным, пострадало четыре, а по неофициальным – не менее семи человек. В республике ходили упорные слухи о том, что взрыв был делом рук исламистов или сбежавших «моджахедов». Эту версию подтвердило и агентство Рейтер со ссылкой на высокопоставленные источники в таджикских силовых структурах.

7 сентября в ходе операции по поимке сбежавших заключенных на востоке Таджикистана в Ромитском ущелье завязался бой, в ходе которого погиб прапорщик национальной гвардии. 10 сентября произошло длившееся почти сутки боестолкновение на таджикско-афганской границе - погиб один пограничник и не менее 20 боевиков. Проникновение в Таджикистан вооружённых групп с территории Афганистана происходит постоянно.

Возрождению вооруженной оппозиции активно способствуют сами таджикские власти. Продолжающиеся аресты и давление на бывших командиров и бойцов ОТО заставляют тех вновь взяться за оружие. Типичный пример – начавшаяся 21 сентября зачистка таджикскими силовиками кишлака Такоба. По словам известного полевого командира Мирзохуджа Ахмадова, «около тридцати ребят из числа бывших боевиков находились на своих картофельных полях, но, услышав о зачистках, ушли в горы. Если власти не остановят свои действия, не исключено, что они присоединятся к тем, кто 19 сентября совершил нападение на колонну Минобороны в ущелье Камароб». Усилению недовольства способствует и давление властей на всё более популярную Партию исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Недавно арестован заместитель руководителя ПИВТ Махмадали Хайит, обвиненный в пропаганде запрещенного в республике салафизма. Развёрнута информационная кампания против известного политика и богослова, одного из бывших лидеров ОТО Ходжи Акбара Тураджонзода, занимавшего после заключения мирных соглашений 1997 г. пост вице-премьера и сенатора. Его пытаются обвинить в причастности к побегу группы боевиков из СИЗО.

Участившиеся в Таджикистане за последний месяц боестолкновения выглядят прологом новой гражданской войны. Положение только кажется стабильным, всё может рухнуть в один момент – особенно если на сцену открыто выступят умеющие воевать ветераны Объединённой таджикской оппозиции и бойцы афганского Талибана. Недаром таджики всё чаще вспоминают своих легендарных полевых командиров - бывшего командира президентской гвардии Гафура Мирзоева, находящегося в тюрьме, и полковника Махмуда Худойбердыева, который, по слухам, где-то Узбекистане.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie