Так, все-таки, на чьей же стороне Россия?
Русские в Израиле сталкиваются с враждебным к себе отношением со стороны властей
Недавнее, произошедшее на наших глазах, переселение народов, связанное с крахом коммунистической системы, падением "железного занавеса" и распадом СССР в той или иной степени изменило демографию принимавших их государств. И потому сейчас уже нет ничего удивительного в присутствии многотысячных колоний беженцев из азиатских стран в российских городах и, одновременно, в факте проживания в еврейском государстве порядка четверти миллиона собственно русских людей, иммигрировавших сюда вместе со своими еврейскими родственниками. Как в народе говорится: "Пути Господни неисповедимы". Как человеку заинтересованному в мирном сосуществовании народов и государств мне глубоко небезразлична ситуация в которой на заре нового тысячелетия оказались русские (без кавычек) люди в государстве, созданном вскоре после катастрофы европейского еврейства. Те 8 лет, что я прожил в Израиле, показали мне как достоинства, так и недостатки практической реализации идей светского сионизма. Мне совершенно ясно, что историческое присутствие русских людей на Святой Земле было продолжено легальной эмиграцией порядка 250 тысяч русских в составе еврейских семей из республик СНГ, начиная с 1989 года. Этот факт никак не противоречит действующему в израильском законодательстве закону о Возвращении и во многом способствовал экономическому подъему, произошедшему в Израиле в 1990-е годы. За прошедшие 14 лет Большой Алии из бывшего СССР русские показали себя хорошими работниками, достойными защитниками страны и просто надежными людьми, вопреки опасениям местных шовинистических кругов о них, как о некоей потенциальной "пятой колонне" врагов еврейского государства. Сама жизнь показала, что этнические русские в Израиле являются не разрушителями современного Израиля, а его созидателями. Разрушителями страны их видят только те, для кого "пятая графа" паспорта важнее самого человека. Смешанные браки в еврейской среде широко распространены во многих странах, но ввиду большого для страны числа репатриантов из стран СНГ, нееврейские члены русскоязычных еврейских семей фактически составили особую демографическую группу населения со сформировавшимися особенностями ментальности и социальными проблемами. И если до 1990 г. можно было обсуждать только ситуацию арабов-граждан Израиля, то теперь, в 2003 г., можно говорить о ситуации конкретно русских в Израиле, потому что именно они составляют львиную долю нееврейских эмигрантов из бывшего СССР и, одновременно, весомую часть нееврейских жителей страны. Развитие русско-еврейских взаимоотношений в прошедшем десятилетии выразилось, одновременно, в культурно-экономическом расцвете общин и индивидуумов из числа оставшихся в России евреев и появлении в еврейском государстве большого числа эмигрировавших сюда этнических русских, встречающих полнейшее непонимание даже при дискуссиях о регистрации собственной общины и находящихся на нижних ступенях социальной иерархии местного общества. Лично меня шокирует та враждебность, с которой сталкиваются лояльные русские граждане Израиля, заявляя о своем праве сохранить собственную этническую самоидентификацию. Неприятно удивляет отсутствие какой-либо помощи от русскоязычных еврейских организаций Израиля, в то время как организации еврейской диаспоры в России пользуются всестороннейшей поддержкой как общественных, так и правительственных структур. Особо возмущает заслуживающая отдельного рассмотрения политика религиозно-культурной ассимиляции путем "упрощенного" гиюра (перехода в иудаизм). От русских людей требуют то, что от местных светских евреев, а таковых более 75% еврейского населения, не требуется. Русским от имени иудаизма навязывают то, что сами религиозные евреи не одобряют, а именно принуждение "гоев" к переходу в эту веру. При этом, проигнорировали даже более или менее приемлемое, почти экуменическое, учение о семи заповедях сыновей Ноя, именуемое в среде религиозных еврев "иудаизмом для гоев". Таким образом, тезис о "немиссионерстве" иудаизма громко рухнул "благодаря" стараниям абсолютно светских политиков Израиля! Все вышеперечисленные явления не являлись бы главными причинами для переживаний, если бы не... непонимание того, почему этнические русские фактически брошены на произвол судьбы Российским государством и российским посольством в Израиле?! Я имею в виду не ту ситуацию, когда русские девушки из Средней Азии, будучи арестованными в израильских публичных домах, проводят порядочное количество времени в депортационных тюрьмах, ожидая высылки из страны, в которую попали не по удачному стечению обстоятельств, будучи абсолютно ненужными ни диппредставительствам среднеазиатских государств, ни России. Нет, я имею в виду "более" официальную ситуацию. Вот уже второй год я наблюдаю, как они, в лице активистов Русской Общины Израиля, словно бьются головой о стену, пытаясь преодолеть баррикады местной бюрократии, с крайне простой целью регистрации в этой стране Русской Общины. С этими людьми охотно встречаются члены Европарламента и Евросоюза, их приглашают на встречи, организуемые посольством США и консульством Армении, им помогают гуманитарный отдел ООН и Международный Совет российских соотечественников... и только двери родного российского посольства для них де-факто закрыты, как закрыты и сердца его "политкорректных" сотрудников. Это отдаленно напоминает ситуацию в Египте времен Гамаля Абдель Насера, когда опекавший его и заинтересованный в сотрудничестве с ним Кремль повернулся спиной к преследуемым и убиваемым их протеже египетским коммунистам... во имя стратегических интересов... Для любого понимающего это означает, что официальная идеология в том случае уступила место утилитарным интересам. Неужели и у сегодняшнего Кремля есть какие-то особые интересы, позволяющие построить стратегический "антитеррористический союз" с официальным Израилем, отвернувшись при этом от проблем этнических русских, проживающих здесь?! А почему бы не наоборот – включить разрешение ситуации этнических русских (либо достойная интеграция, либо реэмиграция, либо официально поддержанная эмиграция в другие государства) в один из важных пунктов дипломатических отношений Кремля и Кнессета. Прохладное отношение официальной России к создаваемой в Израиле Русской Общине здесь видят хорошо. И комментируют эту ситуацию по-своему – если русских не принимают в Российском посольстве, то России они не нужны. А если так, то можно с ними в дальнейшем вообще не церемониться. Такой негативный фактор и дает оппонентам возможность создавать проекты быстрой ассимиляции этнических русских путем введения для них гиюра в "упрощенной" форме. При создании таких проектов откровенно игнорируется их собственное желание оставаться русскими в еврейском государстве, оставаться самими собой. Сложившаяся ситуация не делает чести России, а наоборот, ухудшает ее имидж в этом государстве, так как сам Израиль всегда готов в той или иной форме вмешаться во внутренние дела любого другого государства, если речь идет об ущемлении гражданских и политических прав еврейской диаспоры или даже возможности таких ущемлений (относительно недавний пример с Австрией, исторические примеры с Аргентиной времен хунты 1976-1983 гг. и брежневским СССР). Пока официальная Россия молчит, в Израиле происходит так называемый "белый" геноцид русских людей, т.е. этнокультурное обезличивание. Это проявляется и в паспортной системе Израиля, по критериям которой значительное число этнических русских зарегистрировано как "неевреи" или, еще хуже того, "ло рашум" (не идентифицированные, т.е. без роду, без племени). Известный в Израиле политик и общественный деятель Натан Щаранский, говоря о себе, заявляет, что именно он возглавляет русскую общину Израиля. А настоящих русских, желающих иметь здесь свою, именно русскую, общину подвергают моральным унижениям и открытой обструкции. Неужели официальной России выгоден именно такой ход событий в Израиле? Я, как представитель международной организации, и просто, как наблюдатель, вот уже более года лично знаком с руководством Русской Общины Израиля и не вижу действительных причин того непонимания, с каким эти грамотные и искренние люди сталкиваются в российском посольстве. Выглядит абсолютной нелепостью то, что на приемы в посольство России приглашают людей, достаточно известных в Израиле "благодаря" своим антирусским высказываниям и явной антипатии к России, а самых верных и надежных друзей России из числа местных этнических русских игнорируют. Так, все-таки, на чьей же стороне Россия? Лично мне, как и многим представителям израильских демократических организаций, интересно и важно узнать позицию официальной Москвы по отношению к своим русским соотечественникам в Израиле – узнать на основании конкретных действий. Валерий Новосельский, региональный представитель Международного Ромского (цыганского) Союза на Ближнем Востоке Тем временем В течение трех недель с 22 сентября по 12 октября представители руководства Русской Общины находились в Москве по приглашению Департамента международных связей Московского Правительства. За время визита было проведено ряд встреч и консультаций в Государственной Думе Российской Федерации, в Министерстве Иностранных Дел РФ и в Росзарубежцентре. На вопрос Валерия Новосельского "на чьей же стороне Россия?" мы уже можем сегодня ответить: Россия на стороне своих соотечественников. В том числе и на стороне своих соотечественников в Израиле. Мы надеемся, что в скором времени унижающий наше национальное достоинство ярлык "неевреи" будет изменен Израилем на статус граждан государства Израиль русской национальности.