"Тефлоновый Тони" против Би-Би-Си
Правительство Великобритании намерено окончательно заткнуть рот независимой прессе путем разгрома старейшей телерадиокомпании страны
Британского премьер-министра Тони Блэра журналисты не случайно прозвали "Тефлоновый Тони" (тефлон, если кто не знает, это такой особо прочный материал, из которого делают сковородки, бронежилеты, наконечники бронебойных пуль и прочие полезные вещи). Блэр же удостоился этого прозвища за свою необыкновенную политическую живучесть и способность выходить невредимым из таких кризисов, которые стоили постов и карьеры многим другим политикам.Тони Блэру без видимого ущерба сходило с рук очень многое. И втягивание Великобритании в войну в Ираке, против чего выступало большинство британцев. И откровенная ложь и скандальный обман общественности по поводу наличия у Саддама Хусейна "находящегося в 45-минутной готовности" оружия массового уничтожения. И даже "пропихивание" в парламенте крайне непопулярного закона о повышении в два раза платы за обучение студентов в вузах. Более того, Блэр умудряется ловко расправляться со своими политическими оппонентами и даже затыкать рот всегда гордившейся своей независимостью британской прессе.
Последней жертвой "Тефлонового Тони", похоже, стала старейшая и знаменитая на весь мир телерадиокорпорация Би-би-си. "Война" между правительством Блэра и Би-би-си по поводу "иракского досье" с переменным успехом шла почти полтора года. Корпорация обвиняла Блэра и его окружение в фальсификации данных по иракскому ОМУ, а Уайт-Холл в свою очередь называл позицию Би-би-си по Ираку "необъективной" и "непатриотичной". В мае 2003 года журналист Би-би-си Эндрю Гиллиган подготовил репортаж, в котором со ссылкой на эксперта министерства обороны Великобритании Дэвида Келли утверждал, что правительство настояло на включении в доклад об иракском оружии массового поражения ничем не подтвержденного пункта о том, что Ирак мог применить свое ОМУ в течение 45 минут. Тем самым, по мнению Гиллигана, оно намеренно "драматизировало" свое досье для того, чтобы убедить парламент дать согласие на отправку британских войск в Ирак.
После этого разразился громкий скандал, в результате которого доктор Келли, по официальной версии, покончил жизнь самоубийством. В прессе же обсуждались версии "подталкивания" представителями британского министерства обороны своего сотрудника к роковому шагу и даже о возможной причастности спецслужб к его гибели. По настоянию Тони Блэра была создана парламентская комиссия во главе с 72-летним лордом Брайаном Хаттоном по расследованию всех обстоятельств этого дела. Результаты расследования комиссии Хаттона в виде 328-страничного доклада были оглашены в конце января с.г. и …полностью оправдали правительство Блэра. В то же время доклад содержал разгромную критику Би-би-си, обвинял корпорацию в "необъективности", выдвижении "необоснованных обвинений" и назвал систему редакционного контроля на Би-би-си "неэффективной". Доклад Хаттона спровоцировал самый серьезный кризис в 80-летней истории Би-би-си. Генеральный директор корпорации Грег Дайк, председатель Совета попечителей Би-би-си Гэвин Дэвис и злополучный Эндрю Гиллиган были вынуждены подать в отставку, а новое руководство радиотелекорпорации принесло крайне довольному Тони Блэру формальные извинения.
Однако "победа" Блэра над Би-би-си вызвала неоднозначную реакцию британской общественности, многие представители которой выразили сомнения в объективности доклада Хаттона. Ряд обозревателей в самой Британии и за ее пределами также выразили мнение, что отставки руководства Би-би-си стали следствием мощного политического давления правительства. Сам бывший гендиректор корпорации Грег Дайк, комментируя доклад Хаттона, заявил, что некоторые его пункты "явно ошибочны". Как отметил Дайк, "Мы просто поражены тем, насколько он (доклад) черно-белый. Мы знали, что совершались ошибки, но мы не думали, что только нами". Дайк также заявил, что бывший помощник премьер-министра Великобритании по связям с прессой Алистер Кэмпбелл оказывал давление на журналистов корпорации, материалы которых не совпадали с его "видением" событий.
Представители правительства, однако, отвергли все обвинения в свой адрес. В специальном заявлении кабинета Блэра по этому поводу утверждалось: "Лорд Хаттон рассматривал конкретные обвинения и решил, что они были необоснованными. Би-би-си принесла извинения, и, с точки зрения правительства, это подвело черту под всей историей". Одновременно в заявлении была подчеркнута "приверженность" нынешнего правительства Великобритании принципу редакционной независимости Би-би-си: "Разумеется, правительство по-прежнему уверено в необходимости существования Би-би-си как авторитетной организации с независимой редакционной политикой". А министр культуры в правительстве Блэра Тесса Джоуэлл даже эмоционально провозгласила: "Би-би-си, которая не является ничьей прикормленной собачкой, которая бросает правительству вызов за вызовом, которая будоражит общество, – такая Би-би-си в интересах нас всех".
Однако, как показывают опросы общественного мнения, подобные декларации правительства не вызывают большого доверия в британском обществе. По сведениям газеты "Санди таймс", 55% британцев уверены, что выводы лорда Хаттона были нацелены на то, чтобы "обелить" правительство. При этом 61% опрошенных заявил, что, по их мнению, правительство сильно приукрасило разведывательную информацию. Недоверие к правительству Блэра усиливается и в связи со ставшими недавно достоянием гласности планами правительства по "реформированию" Би-би-си.
В случае реализации этих планов телерадиокомпания Би-би-си может быть разделена на несколько частей и перестанет существовать как независимая вещательная корпорация. Соответствующий план правительства Великобритании предусматривает, что компания в дальнейшем будет состоять из четырех отдельных департаментов: Английского, Шотландского, Уэльсского и Северо-Ирландского. При этом функции контроля за беспристрастностью освещения тех или иных событий будут возложены не на совет директоров, а на специальную правительственную комиссию. Предполагается закрыть целые отделы корпорации, которые в своей работе не будут ориентироваться "на настроения и потребности общества". Кроме этого, комиссия может вынудить Би-би-си перераспределить часть своей прибыли в пользу других вещателей.
По мнению критиков правительства Блэра, подобная "инициатива" явно направлена на то, чтобы раз и навсегда заткнуть рот самой влиятельной в Великобритании, да и, пожалуй, во всем мире информационной структуре. Популярность же "Тефлонового Тони", и без того уже снискавшего себе славу самого противоречивого и проблемного премьера в истории Великобритании, в результате этого может упасть еще ниже. Ведь, согласно всем проведенным опросам, британцы верят Би-би-си в значительно большей мере, нежели нынешнему премьер-министру и его кабинету.
В следующем году в Великобритании состоятся всеобщие выборы, и в окружении Блэра нарастает озабоченность тем, что даже его пресловутая "тефлоновость" может дать трещину и привести к поражению лейбористов. Для того, чтобы хоть как-то переломить нарастающее в общественном мнении недовольство, Тони Блэр вынужден был уступить требованиям своих противников и назначить очередную комиссию по расследованию роли спецслужб и правительства в подготовке пресловутого "иракского досье". Как полагают эксперты, на это решение повлияли и несколько неожиданные для Блэра признания, сделанные в последнее время президентом США Бушем и членами его администрации в том, что они приняли решение о вторжении в Ирак на основе "неверной информации".
Однако решение провести независимое расследование по деятельности разведки может больнее ударить по Блэру, нежели по Бушу. Ведь британская комиссия должна представить свой доклад до всеобщих выборов в стране, в то время, как в США доклад аналогичной комиссии увидит свет только после президентских выборов. Тем более, что либерал-демократы – третья по величине партия в парламенте Великобритании после лейбористов и консерваторов – уже отказались от участия в расследовании из-за того, что комиссия не станет давать ответа на вопрос о том, почему вообще правительство приняло политическое решение вступить в войну.
Однако, как полагают многие наблюдатели, в любом случае история с конфликтом между Би-би-си и правительством Великобритании, возможно, нанесла непоправимый урон не только репутации этой знаменитой корпорации, но и в целом институту "свободной и независимой прессы", всегда считавшемуся одним из основных столпов западной демократии. Если это так, то "тефлоновому" Тони Блэру принадлежит сомнительная честь войти в историю, как первому на Западе либералу – "душителю свободы слова".