logo

Хлебные крошки

Статьи

Безопасность
Политика

Борис Михайлов

Тень ядерной гонки вооружений

Можно ли развязать индо-пакистанский ядерный узел?

Аналитики еще продолжают осмысливать последствия войны в Ираке и "новую глобальную роль" США, но уже сейчас ясно, что мир переходит в новое состояние. Это состояние характеризуется возрастанием рисков для международной безопасности, обусловленным прежде всего стремлением Вашингтона действовать вне рамок ООН и международного права.

Ставка нынешней администрации на произвольные и односторонние силовые "превентивные акции" против любых стран, заподозренных в "намерении создать угрозу национальной безопасности США" формируют в мире атмосферу страха, недоверия и неопределенности. Одной из важнейших сфер международной безопасности, которая может серьезно пострадать от этого, является проблема контроля над распространением оружия массового поражения, прежде всего ядерного и средств его доставки.

Уже сейчас в ряде стран, ощущающих себя возможными следующими объектами "принудительной демократизации" со стороны США (КНДР, Иран и др.) наблюдается желание обзавестись собственными средствами ядерного сдерживания. С другой стороны, страны, уже вступившие в мировой "ядерный клуб" видят в ядерном оружии не только средство сдерживания, но и возможный инструмент разрешения межгосударственных и региональных конфликтов. В этом плане наибольшую опасность продолжает представлять многолетний конфликт между Индией и Пакистаном.

Как известно, пять лет назад в 1998 г. Индия и Пакистан провели демонстративные подземные испытания ядерного оружия. Это вызвало широкие протесты во всем мире и введение США и другими странами Запада санкций против обеих стран с целью заставить их разоружиться. Однако и в Дели и в Исламабаде призывы к ядерному разоружению отклика не нашли. Там придерживаются мнения, что только ядерное оружие может сохранить мир на Индостанском полуострове и в Южной Азии.

Индия и Пакистан фактически обзавелись ядерным оружием задолго до 1998 года. Индия впервые секретно испытала ядерную бомбу еще в 1974 году. Пакистан при помощи Китая создал первую "исламскую бомбу" в 1982 г., а затем в сотрудничестве с Северной Кореей разработал и баллистические ракеты-носители ядерного оружия. Способствовало ли обладание ядерным оружием предотвращению войны между двумя странами сказать трудно. Последняя крупномасштабная война между Индией и Пакистаном была в 1971 году. Однако несомненно, что риск ядерной войны принимался во внимание политиками и в Дели и в Исламабаде. В 1987 г. Индия провела крупные военные учения на границе с Пакистаном. Опасаясь нападения, пакистанская сторона не только мобилизовала свою армию, но и впервые угрожала применить ядерное оружие в случае начала военных действий.

С 1998 г. обе страны уже дважды находились на грани войны. В 1999 г. по приказу руководства Пакистана в спорный индийский штат Кашмир просочилось более тысячи пакистанских солдат. В ответ Индия предприняла воздушные и наземные контрудары, вынудив пакистанцев отступить. В 2002 г. после нападения исламских боевиков на здание парламента в Дели, Индия развернула крупную ударную группировку войск на границе со своим соседом. По утверждению пакистанского министра иностранных дел Хуршида Касури, последовавшее решение Индии отвести свои войска от границы было вызвано опасением ядерного "удара возмездия" со стороны Пакистана.

Тем не менее, неопределенность вокруг "сдерживающей ценности" ядерных арсеналов в Южной Азии сохраняется. Об этом свидетельствуют, в частности, недавний обмен угрожающими декларациями между представителями Индии и Пакистана. В частности, министр обороны Индии Джордж Фернандес заявил, что его страна может "выдержать" несколько ядерных ударов, в то время как Пакистану "хватит и одного". Индийское руководство дает понять, что риск ядерного конфликта не означает, что Индия более не готова использовать свое превосходство в обычных силах над Пакистаном. Официальный Исламабад со своей стороны не скрывает, что ему необходимо ядерное оружие именно из-за того, что Пакистан слабее Индии в сфере обычных вооружений.

Правда, периодически обе стороны обменивались разоруженческими инициативами. Например, Пакистан предлагал уничтожить свой ядерный арсенал, если Индия сделает то же самое. А Индия предлагала Исламабаду заключить договор о неприменении первым ядерного оружия. Однако, при этом, по мнению международных обозревателей, Пакистан понимал, что Индия никогда не согласится с его предложением, поскольку ее ядерное оружие направлено не только против Исламабада, но и против Китая, а также нужно Дели для достижения статуса "большой державы" на мировой арене. Индийская сторона также сознает, что Пакистан в его нынешнем положении никогда не пойдет на отказ от права нанесения первого ядерного удара.

Несмотря на то, что под давлением США и при содействии других стран, включая и Россию, Индия и Пакистан решили восстановить прерванные в 2001 г. дипломатические отношения, напряженность между ними сохраняется. Обе страны практически продолжают гонку ядерных вооружений и ведут интенсивные работы по разработке баллистических ракет среднего и большого радиуса действия. По оценкам западных экспертов, Индия в настоящее время располагает примерно 60 баллистическими ракетами, а Пакистана более 20. Самая совершенная индийская ракета "Агни-2" имеет дальность пуска в 2500 км и способна нести ядерную головную часть мощность 200 килотонн. Пакистан же располагает ракетами "Гури-2" с дальностью пуска 2000 км и мощностью ядерной боеголовки в 30 килотонн.

Все это выглядит не слишком воодушевляющим для будущего безопасности в Южной Азии. Что касается "архитектора нового мирового порядка" – США, то они, похоже, смирились с тем, что "деядернизация" Индостанского субконтинента в обозримом будущем вряд ли возможна. Это фактически открыто признал в ходе своего майского визита в Индию заместитель госсекретаря США Ричард Армитадж. Он также дал понять, что Вашингтон пока не располагает какими-либо конкретными инициативами и планами урегулирования индо-пакистанского конфликта вокруг Кашмира.

Как полагают некоторые эксперты, Вашингтон надеется использовать экономические рычаги давления на Дели и Исламабад, чтобы удержать их от "крайностей". В последнее время США активизировали также свои контакты с Индией по военной линии с расчетом в перспективе вытеснить Россию с индийского оружейного рынка и стать основным поставщиком обычных вооружений как для Индии, так и для Пакистана. Это, по идее, существенно облегчило бы США принятие на себя роли верховного арбитра в споре двух стран. Однако, очевидно и то, что пока США демонстрируют неспособность (или нежелание) в одиночку эффективно контролировать процессы нераспространения ОМП.

Примечательно, что в день завершения визита Армитаджа в Дели Индия провела испытательный пуск своей новой зенитной ракеты "Астра" на полигоне в Чандапури. Пуск ракеты последовал практически сразу после прощального заявления заместителя госсекретаря США о том, что он "испытывает оптимизм по поводу перспектив мира между Индией и Пакистаном".

К сожалению, в Вашингтоне не хотят признавать, что своими действиями по слому прежней конструкции международной безопасности, они фактически способствуют выходу процессов распространения ядерного оружия из-под международного контроля. Уже появляются сообщения об обсуждении планов принятия на вооружение ядерного оружия в таких странах, как Япония, Бразилия и т.д. Таким образом, нынешний индо-пакистанский "ядерный узел" может стать только началом появления в будущем целой цепи подобных узлов в конфликтных регионах планеты, от чего международная безопасность вряд ли выиграет.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie