Тихая гармония раздоров
Сказочный мир художника Хохлова
"Мне Пикассо пять работ подарил, Шагал тоже пять. Ты обязательно должен продать мне своего Брейгеля. И остальное тоже". Так говорил Мстислав Ростропович, буквально ворвавшись в дом художника Ивана Хохлова возле подмосковной станции Раздоры. Прославленный и совершенно неожиданный, будто сошедший с телеэкрана гость сразу стал снимать со стен для себя картины. А на робкие попытки возразить ответил, что Шагал с Пикассо ничего не имели против.После этого к Хохловым стали приходить люди, в том числе и те, кто жил рядом, по соседству. Если уж Ростропович побывал, то и нам стоит посмотреть. А между тем Хохлова благословил на занятия живописью сам Коненков, его работы украшают частные коллекции и галереи по всему миру. Те, кому удается увидеть его работы, долго вспоминают потом первые минуты знакомства с картинами мастера. Потому что от картин художника струится какой-то свет, в них есть что-то завораживающее. То, что делает искусство искусством.
Но, как известно, мы сегодня живем во времена, когда талант решает далеко не все. А зачастую ничего. И те, кто действительно достоин первых полос на страницах газет и специальных передач по телеканалам, кто заслужил признание своею жизнью и своей судьбой, живут в безвестности, лишая нас чуда своего общения. Всегда, когда слышишь беспрерывные стоны о невыносимой тяжести современной жизни, очень хочется еще раз напомнить об Иване Хохлове. Об удивительно одаренном мальчике, чьи рисунки публиковались еще в "Мурзилке". О юном художнике, заболевшем полиемилитом в пятнадцать лет – у него были парализованы мышцы всего
тела. Фантастические усилия родителей вернули Ваню с границ страны, откуда ни один еще не возвращался. Возили в Евпаторию, мама бросила искусствоведческую работу и превратилась во врача. Отец, инженер, самородок, композитор и художественный критик, дела все, чтобы сын не опускал руки. Они и сегодня, когда с тех страшных дней прошло почти полвека, поддерживают друг друга вместе с женой Ивана Катей, ставшей родной и незаменимой в их семье.
"Мне всегда везло", – говорит Хохлов. Везло на людей, которые принимали его фантастический талант и помогали художнику, почти лишенному возможности передвигаться. Таких, как, к примеру, слепой летчик-фронтовик Василий Петрович Попов, чудо-массажист, сумевший поставить Ивана на ноги, как замечательный педагог Николай Волков, у которого учился Иван в Полиграфическом институте. Да, он умудрился и школу закончить с золотой медалью, и дипломную работу иллюстрации к сказкам Андерсена сделал так, что комиссия сразу рекомендовала их к публикации. Потом, надолго, сказочный мир стал для него родным. Работая в Комбинате графического искусства, он создал более 70 линогравюр, сам, на станке, выполняя эту филигранную работу. Героями его произведений стали персонажи русских и европейских сказок, с иллюстрациями Хохлова издано 15 книг, в том числе "Винни Пух", "Мастер и Маргарита", "Мистерия" и "Пан" Кнута Гамсуна. От них пошла его дивная серия "Воспоминания о Брейгеле" – написанные маслом пейзажи сказочных северных деревень и изображения их фантастических обитателей. Фантазия Хохлова просто не знает границ, в лучших традициях народного лубка и Дали или Босха он заселяет свои полотна сказочными русалками, чудовищами, кентаврами. Из огромного яйца у него вылупляется еж, на крыше растет вишневое дерево, а куст на поверку оказывается человеческой рукой.
Диву даешься, откуда у художника, пережившего столь страшные удары судьбы, такое буйство светлого воображения. Однако это только одна сторона его творчества. На всех своих выставках, которые достигаются невероятным трудом, и организация которых ложится на плечи Кати, он представляет работы, совершенно непохожие на предыдущие, приводя в немалое изумление друзей и искусствоведов. К слову, о Хохлове было сделано несколько телепередач, снят фильм чешским телевидением, и вышло более пятидесяти статей в различных газетах и журналах. Так вот, и в Московской Городской Думе, и в журнале "Наше наследие" и в Государственной Библиотеке Иностранной Литературы, и в знаменитой подмосковной галерее "Сосны", руководимой Людмилой Тюгаевой, – везде, где проходили его экспозиции, он поражает чем-то новым. Но всегда объединенным его авторской манерой и непоколебимой верой в продуманность и гармонию мира.
Мы здесь можем назвать цикл "Параллельные миры" и "Симфония моря", казалось бы, абстрактные работы, где художник погружает нас в круговорот красок и сияний, от которого невозможно оторваться. Но это далеко не все. Хохлов создал целую галерею образов библейских пророков и тех, кто несмотря ни на что, говорил правду – Александра Исаевича Солженицына, Андрея Дмитриевича Сахарова, отца Александра Меня. Почти не выходя за пределы своего участка в Раздорах, Иван пишет библейские пустыни и фантастические пейзажи, портреты друзей и близких. Семья Хохловых живет очень трудно, но каждого, кого удача заносит в их дом, всегда согревает какой-то свет. Тот, что дается только истинно талантливым людям. Таким, которые не теряют достоинство ни при каких перипетиях судьбы. Как Иван Хохлов.