Толерантность менталитета
Язык до революции доведет?
История вопросаВопрос законодательного внедрения государственного языка в Кыргызстане изначально предполагал конфликты в обществе, где основную, интеллектуальную часть населения составляли русскоязычные и славяне. С обретением независимости первый удар националистического угара на себя приняли русские и русскоязычные граждане бывшей Киргизской ССР.И нужно было время, чтобы с пронзительной ясностью осознать всю ошибочность и вредность первоначальной вакханалии антирусского национализма, облаченной
в тогу борьбы против тоталитаризма. Что творилось в первые годы суверенитета в Кыргызстане! Москву и коммунистический тоталитаризм, все беды и жертвы кыргызского национального возрождения в первые годы советской власти и в годы сталинских репрессий связывали только с русскими и русскоязычными ставленниками Центра. Хотя такие, как Юсуф Абдрахманов, Абдыкерим Сыдыков, Касым Тыныстанов, Исхак Раззаков - светлые умы, подлинные интеллектуал-патриоты кыргызского народа и многие другие рядовые патриоты, как об этом неоднократно отмечал в своих интервью и статьях в последние годы жизни легендарный «Дед», долгие годы, начиная со сталинских времен руководивший КГБ Киргизской ССР опытнейший чекист-генерал Жумабек Асанкулов, стали жертвой тайных предательских доносов в НКВД-ОГПУ, холопского лизоблюдства перед властью как раз самих кыргызов.
Это же подтвердил другой чекист, ставший впоследствии журналистом и поэтом Аман Токтогулов, редактор первого независимого после развала СССР издания на кыргызском языке «Майдан». В одном из интервью в первые годы суверенитета он с омерзением говорил о том, как по поручению «Деда», копаясь в архивах КГБ, заметил многочисленные доносы, кляузы, поклепы и клевету кыргызских же интеллигентов на руководителей-кыргызов республики, начиная с достопримечательных тридцатых годов по настоящее время. Пример сей приведен относительно ходячих ныне суждений и односторонних утверждений о том, что национальные кадры с первых лет установления советской власти становились жертвой злокозненной и шовинистской политики Москвы и русских. Как явствует из документов, определенная, притом значительная вина в этом лежала и на представителей коммунистического Центра. О чем в прекрасном публицистическом стиле рассказал в своих дневниках пламенный большевик, один из основателей кыргызского государства Юсуф Абдрахманов. Человек политически глубоко образованный, он не мог не увидеть перекосы политики большевизации вчерашнего кочевого кыргызского народа, неосведомленность и некомпетентность ставленников Москвы в делах туземцев. Но главным препятствием для внедрения цивилизованной оседлой жизни, единой дисциплины государствования по-новому стали все еще сильная в те годы родо-племенная обособленность, махровый трайбализм среди руководителей-кыргызов. Как свидетельствует Ю.Абдрахманов, в среде первых советских партийных руководителей сначала Горной области, затем – Кара-Киргизской АССР наметился раскол по роду-племени и землячеству.
От истории к современности
Как теперь известно, эту неизлечимую болезнь национального менталитета успешно донесли до наших дней нынешние кыргызские трайбалисты и националисты из числа тех же закомплексованных интеллигентов. Сегодня они угрожают единству и функционированию уже суверенного Кыргызстана испытанным способом: путем насильственно-радикального - даже в сравнении с большевиками! -навязывания кыргызского языка всем остальным. Сегодня их идеи обретают форму сумасбродного абсурда: хотят кыргызский определить как язык межнационального общения. В то время, когда в действительности эту роль давно, успешно и конструктивно исполняет русский язык.
Как до этого неоднократно упоминалось, национал-патриоты (нац-паты, н-паты) подобного толка свою миссию представляют весьма искаженно и проявляют довольно агрессивно. А именно: вместо того, чтобы решать действительно кричащие проблемы родного кыргызского языка, который, как об этом на всех высоких собраниях и в СМИ с болью говорят и пишут настоящие поборники кыргызского слова, готов исчезнуть с лица земли, национал-интеллигенты пошли по простому пути охоты на ведьм. Мол, во всех бедах кыргызского языка, за более чем 20 лет своего «государствования» так и не сумевшего стать по-настоящему государственным, виноват русский язык и русскоязычные. Сие, кроме как вопиющим мракобесием и оголтелым национализмом, не назовешь. И это говорят, требуя загнать русский язык на задворки общества, титулованные профессора, доктора кыргызской филологии! Которые учились, кстати, и свои диссертации защищали по учебникам Реформатского, Виноградова, Аванесова, Шанского и Щербы. На сей счет есть хорошая кыргызская пословица: «Тамагын жеп, табагын теппе», то есть, «Не пинай чашу, с которой ел». Мои друзья-сородичи по филологии, видимо, быстро забыли, благодаря чьим трудам и какому языку те стали учеными и имеют научные степени и звания. А сегодня их поведение мало чем отличается от выходок достопримечательного кыргызского ОБОН (отряда баб особого назначения). С той лишь разницей, что ОБОН «работает» на митингах и пикетах, а профессора кыргызской филологии – разрушая естественное языковое и культурное пространство, насаждая в него все пороки личного недоумия.
Как уже неоднократно до этого бывало, кыргызская «н-интеллигенция» по традиции открыла очередной сезон собственного самопиара и языковой жатвы. А собирать есть что: на носу утверждение правительства, а там уже - президентские выборы маячат. И грех упустить самим небом подаренный шанс вписаться в историю и не сказать свое веское слово. Для того, чтобы предстать пред очи госмужей, таких нужных для собственного существования. Разумеется, под грозной маской вершителей и благодетелей государственного языка. Сие ведь во сто крат престижнее, чем черновая работа по подготовке хороших преподавателей и написанию нужного учебника кыргызского языка.
Даешь очередную революцию! И ликбез в придачу!
Обратите внимание: нацпаты от языка, как по расписанию, о себе заявляют, разумеется, под благим предлогом плачевного состояния госязыка, аккурат перед и во время больших политических событий. Таких, как парламентские и президентские выборы, всенародные референдумы. Между ними, совершая разного рода затратные и показушные так называемые «языковые караваны» по регионам, которые как правило «резюмируются» обильной трапезой во всей красе национальной кухни. А в это время школы страны влачат дистрофическое существование как раз из-за нехватки учителей кыргызского языка и литературы, вместо них уроки ведут старшеклассники и преподы других дисциплин. Нет не то, чтобы современных, но даже старых советских учебников по кыргызскому языку и литературе. А большинство выпущенных в годы суверенитета учебников далеки от совершенства по той простой причине, что некому их рецензировать по-настоящему. Все решат Его Величество Сом и большой-большой дасторхон с бешбармаком, за которым любой оппонент и рецензент напишет хвалебную даже «Майн кампф» Адольфа Гитлера. Обо всем этом давно пишут и показывают отечественные СМИ. Но воз и ныне там. Причины чего лежат на поверхности: духовно разрушенная, пьянствующая и бандитствующая деревня, куда выпускников ВУЗов калачом не заманишь. Книги пишут полуграмотные педагоги, так и не состоявшиеся «ученые». Но главное, нет системного, как при Союзе, образования и научного творчества. До судеб ли материнского языка в подобной ситуации? Когда у кыргызской деревни остается один только путь в бишкекские трущобы и на Ошский базар. Вот над чем бы задуматься и работать моим коллегам по Нацкомиссии по госязыку и сонму докторов и кандидатов филологических наук. Но это для них дело невыгодное и скучное, а главное, требует усердия и трудолюбия, настоящего патриотизма. Куда выгоднее поучаствовать в политсвистоплясках и иметь от этого почет и уважение, госнаграды в довесок. Сие как твердая валюта, и это прекрасно усвоила доблестная кыргызская филологическая интеллигенция. Которая, как свидетельствуют последние сводки информагентств с многострадального «госязыкового» фронта, предрекает очередную революцию в Кыргызстане ни много, ни мало, а из-за проблем… кыргызского языка. Нужны ли комментарии?
Между тем, во многом из-за необдуманного и агрессивного внедрения госязыка за короткое время из регионов республики выехало огромное количество людей нетитульной нации. В Кыргызстане по этой причине ныне почти отсутствует промышленность – основа государственного бюджета, экономической самостоятельности, рабочих мест, квалифицированных кадров; образовательный уровень населения уже близок к первым годам советской власти. Хоть всеобщий ликбез населения вновь начинай, наподобие двадцатых годов прошлого столетия. Видимо, неспроста президент Р.Отунбаева на днях строго наказала местным органам и госструктурам открывать избы-читальни для предотвращения угрожающей безграмотности населения современного Кыргызстана. И это - в космический век!? Поскольку всеобщая суверенизация и поднятия национального духа кыргызов повальным открытием детсадов и школ только с кыргызским языком обучения и воспитания потерпели полное фиаско.