"Только сопричастность современной российской истории сохранит нас русскими"
О логике развития Русского мира
Подписание рядом русских общественных организаций "Соглашения об организационном и информационном взаимодействии организаций российских соотечественников" – явление само по себе знаковое, более того, имеющее под собой объективную тенденцию. На мой взгляд, это своеобразная, в большей степени инстинктивная реакция русских из ближнего зарубежья на неартикулированность российской политики в отношении соотечественников. Собственно, участники Соглашения заполняют, в какой-то мере, идеологический вакуум, образованный гуманитарным направлением в строительстве Русского мира. И далеко не случайно, что в этом контексте само понятие "российских соотечественник" чрезвычайно размыто и не имеет конкретных законодательных очертаний. Возможно, это хорошо для соотечественников дальнего зарубежья, добровольно выбравших себе "другую" родину, но не в интересах миллионов русских, оставленных в бывших советских республиках. Для большинства соотечественников свободное владение русским языком не критерий "русскости" - для них важны русский образ жизни (во всех его аспектах) и живая связь с Россией. Только так они могут сохранить свою национальную идентичность и устоять под ассимиляционным воздействием в моноэтнических государствах СНГ. Ведь очевидно, что логика развития Русского мира в сохранении его цивилизационной основы, которую нельзя разъять и разложить по частям: отдельно – русский народ, отдельно – его государственность, отдельно - православие, отдельно - русский язык и культура. В этой своей неповторимой уникальности и целостности он и привлекателен для других народов. Убери один такой цивилизационный "кирпич" из фундамента "Русского мира", всё здание непременно расползётся и разрушится - это всёго лишь вопрос времени. Эти же самые проблемы волнуют и современное общество в России. Русские, несмотря на мощное информационно-пропагандистское давление со стороны либеральных СМИ, не хотят растворяться в навязываемой им парадигме "общечеловеческих ценностей" и стремятся сохранить своё национальное лицо. Как свидетельствуют данные последнего опроса ВЦИОМ, самой популярной среди россиян идеологией является "национальный консерватизм", выраженный в формулах "защиты традиционных русских ценностей, национальной независимости и самостоятельности, укрепления сильной державы, защиты интересов русских". Такая же тенденция имеет место быть и в среде российских соотечественников, проживающих в республиках СНГ. Без опоры на традиционные русские ценности им крайне трудно противостоять естественному давлению инокультурной среды. Между тем, сегодняшними участниками Соглашения положено начало новой сетевой структуре с ясно прописанными установками на "русскость" и живую связь с Россией. При этом очевидное преимущество этого проекта заключается в том, что в дело собирания Русского мира включаются не "профессиональные соотечественники", а русские организации, активно присутствующие в информационной среде и общественно-политической жизни государств СНГ. Думается, развитие этого сетевого проекта встретит понимание и поддержку со стороны МИДа России. Грузино-осетинский конфликт со всей очевидностью показал стратегическую важность наличия работоспособного "русского ресурса" в геополитическом окружении России. Поэтому российское руководство должно быть кровно заинтересовано, чтобы в бывших советских республиках сохранялось русское цивилизационное ядро, а пределы "русской земли" не ужались до сегодняшних границ Российской Федерации. Отдельный вопрос Соглашения – отказ его участников от критики российских властей. Здесь речь идёт, прежде всего, о нигилистической, диффамационной критике руководства России, заключающейся в низвержении всяческих авторитетов. И звучит это, примерно, так: вот этих вождей уберём, а там, если не понравится, уберём и других. Самое забавное, что на основе лозунга "до основанья, а затем…" смыкаются самые разнородные политические группы в России. И бьют они "по голове" - матрице российской государственности, где основным элементом всегда являлись носители верховной власти. Всё это, сожалению, уже было в нашей трагической русской истории. Революция в России произошла не тогда, когда большевики "брали" Зимний дворец, а тогда, когда Русская церковь и царствующая семья Романовых были отданы на откуп либеральной и жёлтой прессе. Как только сакральность российских символов была осмеяна и втоптана в грязь, естественным образом пришёл "час мародёров". Претензии к российским властям всегда были и будут. И участников Соглашения, они есть. Но способы выражения таких претензий и - если надо, жёсткой критики - должны коррелироваться сквозь призму русского национального достоинства и ответственности за исторические судьбы страны. Как говорит публицист Валерий Иванов: "Только СОПРИЧАСТНОСТЬ современной российской истории сохранит нас русскими. Какой бы она, сегодняшняя Россия, ни была".