Три дня Сержа Саргсяна в Москве
В Ереване заподозрили Тбилиси в желании вбить клин в российско-армянские отношения
Сегодня президент Армении Серж Саргсян завершил государственный визит в Россию, который начался в воскресенье. Предваряя приезд в Москву, армянский лидер, переиначив слова премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, сказал, что внешняя политика его страны направлена на то, чтобы не иметь проблем не только с соседями, но и с любой страной мира. Россия в эту концепцию вписывается абсолютно – уж с кем, а с Москвой у Еревана действительно «ноль проблем».Этому были посвящены московские выступления Сержа Саргсяна в МГУ, где он получил звание почетного профессора, на встрече с армянской диаспорой Москвы, представителями российского политического истеблишмента. Президент неоднократно подчеркивал судьбоносность стратегических связей с Россией. Именно благодаря братским отношениям с Москвой Еревану удается преодолевать полублокадное состояние. Без союза с Россией, играющей роль локомотива в ОДКБ, Армении не удалось бы создать мощные вооруженные силы, поразившие наблюдателей во время военного парада в День независимости республики, после чего одна из соседних стран заметно изменила свою милитаристскую риторику. «Мы удовлетворены уровнем политического диалога с Россией, будем его развивать», – подчеркнул Серж Саргсян, заметив, что никому не удастся вбить клин в армяно-российские отношения.
Банальная в подобных выступлениях фраза о нерушимости дружбы на сей раз несколько потеряла свой дежурный характер, если взять во внимание некую странность, которая произошла на Южном Кавказе, когда Саргсян уже был на полпути в Москву. В Тбилиси пресс-служба президента Грузии, анонсируя важные политические события, объявила о том, что в первых числах ноября ожидается визит президента Армении и в эти же дни в Тбилиси состоится заседание Совета НАТО с участием генерального секретаря альянса Андерса Фога Расмуссена.
В Ереване выразили недоумение и опровергли это сообщение: визит главы государства в Грузию не планируется ни в начале ноября, ни позднее. В неожиданном и необоснованном объявлении высокопоставленного представителя администрации грузинского президента в армянских экспертных кругах высмотрели «подводные рифы»: негативное отношение Москвы к нынешним властям Грузии общеизвестно, оно порой распространяется и на тех, кто поддерживает с ними тесные контакты; не забыта и желчная критика ряда российских политологов и депутатов в адрес Саргсяна, когда он, получивший в Тбилиси от Михаила Саакашвили государственную награду Грузии, ответил аналогичным жестом, принимая его в июне 2009 года в Ереване. Посему, предположили некоторые политологи, не исключено, что Тбилиси, объявляя о приезде Саргсяна чуть ли не на мероприятие НАТО, мог сыграть на «понижение» его визита в Москву с прозрачной целью: хоть как-то, хоть немного ослабить российские позиции в Армении в интересах «других региональных и внешних игроков». Таким образом, если казус с анонсом визита Саргсяна в Грузию считать «злокозненным», то и его фраза о нерушимости российско-армянской дружбы наполняется вполне конкретным содержанием, переставая быть протокольной.
Другое непротокольное действие президента Армении во время пребывания в Москве связано с землетрясением в Турции. Серж Саргсян направил «молнию» коллеге Абдулле Гюлю с предложением оказать любую помощь в ликвидации последствий землетрясения в Ване, в том числе командировать в эпицентр бедствия в самые сжатые сроки спецподразделения армянских спасателей, славящиеся уровнем профессионализма. Еще раз о беде Турции Серж Саргсян вспомнил на следующий день – в понедельник в ходе встречи с Дмитрием Медведевым. Президенты России и Армении решили на несколько минут прервать переговоры, проходившие в режиме тет-а-тет, и поддержать в трудную минуту Гюля. Медведев и подключенный к разговору Саргсян, выразив соболезнования турецкому народу и руководству, еще раз предложили любую помощь Анкаре и выслушали в ответ слова «искренней признательности».
Президенты России и Армении продолжили переговоры в расширенном составе с участием членов правительств своих стран. Если вынести за скобки комплиментарный характер обращений и заявлений, то в сухом остатке – ряд подписанных документов: межправительственные соглашения о сотрудничестве в гуманитарной сфере, о взаимном предоставлении недвижимого имущества для размещения дипломатических представительств двух стран; протоколы об изменениях в соглашении об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество; соглашение между министерствами спорта, туризма и молодежной политики о сотрудничестве; меморандумы о сотрудничестве и консультациях между МИДами, минздравами и пр.
Похоже, что на состоявшихся переговорах стороны не затронули карабахский вопрос. Или его обсуждение прошло в присущей обстановке повышенной секретности. В любом случае официальных сообщений на этот счет не было. Только во время совместной пресс-конференции Серж Саргсян поблагодарил президента России за посреднические усилия в переговорном процессе и получил заверения в заинтересованности Москвы в решении проблемы исключительно мирным путем. Собственно, ничего неожиданного. Надо быть чрезмерным оптимистом, чтобы верить в скорое мирное решение конфликта: по ключевому вопросу – статусу Нагорного Карабаха – у Азербайджана и Армении остаются диаметрально противоположные позиции.