logo

Хлебные крошки

Статьи

Кавказ
Политика

Андрей Смирнов

Трудный выбор Абхазии

Результаты выборов в республике имеют принципиальное для ее судеб значение

По мере приближения президентской гонки в Абхазии к дате выборов, назначенной на 3 октября с.г., ситуация вокруг нее приобретает все более непростой характер.

Особенность абхазской специфики состоит в том, что в отличие от Южной Осетии население Абхазии менее консолидировано и более подвержено влиянию клановой психологии. К тому же, в республике сложилась вполне реальная, хотя и не единая, оппозиция действующему президенту Владиславу Ардзинбе и его окружению.

"Эпоха Ардзинбы" длилась около 14 лет, а популярность и общественный авторитет нынешнего президента в основном базировался на его жестком противодействии попыткам властей Грузии вернуть республику в свой состав. Ардзинба прочно ассоциируется в глазах населения с отражением грузинской агрессии и обретением абхазского политического суверенитета. Однако состояние здоровья 59-летнего президента не позволило ему идти на новый президентский срок. Говорят, что Ардзинба страдает серьезными сердечно-сосудистыми проблемами и периодически проходит лечение в Москве, почти не показывается на публике и практически в последние годы уже не вел активную политическую деятельность.

В этой ситуации результаты выборов в Абхазии приобретают принципиальное для ее судеб значение. В полном соответствии с кавказскими политическими традициями Владислав Ардзинба крайне осторожно относился к процессу выбора своего возможного приемника. Поэтому всем кандидатам в президенты пришлось начинать, по сути, "с нуля". Кроме того, подобная ситуация привлекает повышенное внимание внешних сил, прежде всего России, Грузии, США, Турции, а также Евросоюза, которые симпатизируют тем кандидатам, которые кажутся им наиболее приемлемыми с точки зрения их интересов в Кавказском регионе.

В настоящее время Абхазия, к тому же, переживает непростую ситуацию внутри самой республики. Расцвет теневой экономики, коррупции и криминала, а также ряд громких политических убийств и отставок стали благодатной почвой для проведения политико-пропагандистских акций со стороны участников предвыборной гонки. Кроме того, с некоторых пор режим Ардзинбы стали критиковать за некие "русификаторские" действия, в республике отмечаются антироссийские настроения, все сильнее проявляется и "протурецкая" ориентация определенных политических кругов.

В связи с этим шансы на победу "турецких", "грузинских" (они же "американские") кандидатов на президентских выборах заметно возросли, хотя, конечно, и не являются бесспорными. Однако в целом предвыборная ситуация выглядит сложной и противоречивой – определенные итоги выборов могут положить начало острому политическому, межклановому, а также и криминальному противостоянию в республике.

Понимая это, Владислав Ардзинба все-таки сделал выбор своего приемника, высказавшись в пользу кандидатуры нынешнего премьер-министра республики Рауля Хаджимбы. Вплоть до недавнего времени Хаджимба имел в Абхазии репутацию "человека из спецслужб" и являлся непубличной политической фигурой. Некоторые наблюдатели считают, что, несмотря на свой премьерский пост, он не обладает реальной властью и является "компромиссной фигурой" для нынешнего правящего режима.

В этой связи считается, что Хаджимбе придется в значительной степени опираться на абхазских "силовиков" (министра обороны Вячеслава Эшбу, заместителя министра обороны Гарри Купалбу, командующего флотом Зураба Гицбу, а также руководителя службы безопасности Михаила Тарбу и других). К тому же, его авторитет и влияние в республике после назначения премьер-министром и активной деятельности на этом посту заметно укрепился.

В России не скрывают, что считают кандидатуру Рауля Хаджимбы наиболее приемлемой для обеспечения разумной преемственности, сохранения политической и социальной стабильности в соседней Абхазии, дальнейшего развития дружеских российско-абхазских связей.

Как известно, основной противник нынешнего премьер-министра – руководитель "Черноморэнерго" Сергей Багапш. Однако, по данным из ряда источников, реально за спиной Багапша стоит бывший "фаворит" избирательной гонки от оппозиции – Александр Анкваб, вынужденный снять свою кандидатуру в связи с тем, что уже длительное время проживает в Москве. Считается, что Анкваб имеет весьма мощный финансовый ресурс. По некоторым сведениям, он также пользуется существенной поддержкой абхазской диаспоры в США.

В свете этого Анкваб вполне может в ближайшей перспективе стать кандидатом в лидеры Абхазии, которого совместно поддержат и США, и Грузия, а также т.н. "российские либеральные круги". В этом случае вполне ожидаемы активные контакты между Анквабом и координатором программ Фонда Сороса и полномочным представителем по правам человека в республике Абхазия Вахтангом Хагбой.

Менее очевидны политические перспективы других ведущих абхазских политиков: бывшего министра иностранных дел Сергея Шамбы, бывшего премьера Анри Джергения, лидера движения "Единая Абхазия" Артура Миквабия, Станислава Лакобы и других. В свое время все они по разным причинам покинули окружение президента Ардзинбы и перешли в оппозицию. Скорее всего, эти политики будут заключать различные "пакетные соглашения" с двумя лидерами предвыборной гонки, как это уже сделал, например, С.Лакоба, примкнувший к блоку Багапш-Анкваб. В условиях, когда в Тбилиси намереваются перенести опыт "розовых революций" на абхазскую почву, данный фактор приобретает особое значение.

Активные действия Тбилиси в поддержку прогрузинских политиков на выборах в Абхазии проходят на фоне определенного усиления упоминавшихся выше антироссийских настроений. Грузинские СМИ и спецслужбы всячески раздувают эти настроения, видя в них залог создания в республике благоприятных условий для очередной "революции роз". Несмотря на то, что в самой Грузии экономическая ситуация далека от блестящей, правительство Михаила Саакашвили пытается популяризировать в Абхазии "идею воссоединения", выдвигая заманчивые экономические проекты и обещая щедрые западные инвестиции в экономику республики.

В свете всего этого президентские выборы в Абхазии все более очевидно становятся и своеобразным референдумом по принципиальному вопросу о будущем пути республики. От того выбора, который сделают избиратели, будет зависеть, продолжит ли их страна дальнейшее самостоятельное развитие, укрепление своей государственности и борьбу за международное признание. Или пойдет по дороге возвращения в состав Грузии и утраты всех атрибутов и завоеваний своей независимости в обмен на сомнительные и туманные перспективы "экономического рая" под эгидой Тбилиси.

От этого выбора будет также зависеть, по большому счету, и внешнеполитическая ориентация Абхазии: станет ли она и дальше ориентироваться на прочные связи с Россией, либо постепенно перейдет в зону западного, прежде всего американского, влияния. Этот внешнеполитический выбор, естественно, повлияет и на ситуацию во всем Кавказском регионе, сделав ее либо более, либо менее стабильной и предсказуемой.

Абхазии предстоит сделать трудный выбор. Однако будем надеяться, что этот выбор будет разумным и правильным.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie