Центральная Азия: перспективы сотрудничества
Внешнеэкономическая зависимость стран региона от России по-прежнему ощутимая
Распад СССР привел к формированию на его территории новых геополитических зон, которые сразу же стали объектом пристального интереса со стороны ведущих держав планеты. Выгодное геостратегическое положение, наличие больших запасов полезных ископаемых, относительно развитая транспортная инфраструктура объективно превратили центрально-азиатский регион в важный узел мировой политики, где переплетаются политические и экономические интересы самых различных сил. Проведение же контртеррористической операции в Афганистане привело к повышению военно-стратегической значимости региона.На протяжении примерно шести десятилетий народное хозяйство СССР развивалось как единый хозяйственный механизм, как один гигантский "сверхзавод", в котором экономики центрально-азиатских республик выполняли роль своеобразных "цехов". Они не могли существовать в изоляции от своего "завода", вне общей системы. На их развитие из союзного бюджета выделялись огромные средства, достигавшие в отдельные годы ¾ бюджетов этих республик. Сюда же направлялись русские рабочие и специалисты, составлявшие в те годы основной костяк квалифицированной рабочей силы и инженерно-технического персонала. Помимо общеобразовательных создавались культурно-просветительные, средние специальные и высшие учебные заведения, которые также комплектовались в основном приезжими профессорско-преподавательскими кадрами. Десятки тысяч молодых казахов, узбеков, туркмен, таджиков и киргизов направлялись на льготных условиях на учебу в вузы Москвы, Ленинграда и других российских городов. В итоге огромное технологическое и культурное отставание центрально-азиатских республик, наблюдавшееся в 1920-1930-е годы прошлого века, было практически преодолено.
Первые годы независимости привели к ослаблению сотрудничества центрально-азиатских стран с Россией. Наивная попытка одним махом разрушить единый хозяйственный организм, формировавшийся десятилетиями, и рывком перейти к рыночным отношениям неизбежно вызвала катастрофические последствия для экономики этих стран. Падение производства поставило многих граждан центрально-азиатских республик просто на грань физического выживания. Начался массовый отток населения (в основном русскоязычного) из региона. Руководство республик принялось искать решение проблем в усилении связей с Западом, Китаем, Кореей, Японией, а также с "братьями по вере" – Турцией, Ираном и арабскими странами района Персидского залива. Однако Турция и Иран оказались слишком слабы экономически (какие бы отрицательные эмоции не вызывал коммунистический режим, некоторые достижения среднеазиатских республик за советский период несомненны, по ряду показателей они стояли выше и Турции, и Ирана), арабские страны неохотно делятся своими капиталами (их явно не радует, например, вполне реальная перспектива превращения Казахстана в одного из главных экспортеров нефти на мировом рынке), а Запад, впрочем, как и Китай, Корея и Япония, предпочитают вкладывать средства только в лакомые куски – добычу полезных ископаемых, металлургию, в лучшем случае – телекоммуникации и автосборочные предприятия.
Несмотря на то, что на протяжении всех 13 лет с момента распада СССР усилия западных стран и их корпораций были нацелены на вытеснение России из региона и существенное ослабление ее позиций в экономике центрально-азиатских стран, внешнеэкономическая зависимость последних от России до сих пор остается ощутимой. Годовой товарооборот России только с Казахстаном составляет свыше пяти миллиардов долларов. Доля экспорта и импорта отдельных товаров такова, что разрыв с Россией просто губителен для этих республик. Экономика стран региона более чем на две трети работает благодаря ввозу тяжелого оборудования из стран СНГ – в основном из России и Украины.
Надо заметить, что в начале своего самостоятельного плавания центрально-азиатские республики предпринимали попытки объединиться между собой, в ущерб СНГ. Действительно, эти страны имеют гораздо больше общих черт в политическом устройстве, экономике и культуре, чем государства-члены Содружества. В 1994 г. Казахстан, Узбекистан и Киргизия объединились в Центрально-Азиатский Региональный Союз (ЦАРС). Четыре года спустя к ним примкнул Таджикистан. Однако, как считают эксперты, поскольку государства производили (и до сих пор производят) во многом одинаковую номенклатуру продукции, которая может быть экспортирована на внешние рынки, то неизбежно это обстоятельство приводило к конкурентной борьбе между ними, сводя на нет любые амбициозные, но оторванные от реальности интеграционные планы. Нехватка капитала в центрально-азиатских республиках также не позволила им развивать активное сотрудничество в актуальной для них инвестиционной сфере. В рамках ЦАРС было подписано несколько сот различных соглашений, договоров и т.д., подавляющее большинство которых не нашло никакого воплощения в реальной жизни.
Слабая экономика – слабая армия. Способность центрально-азиатских стран обеспечить собственную безопасность ставится под серьезное сомнение практически всеми военными экспертами. Так, наиболее сильное в военном отношении государство региона – Казахстан, по мнению многих аналитиков, элементарно численно не в состоянии прикрыть даже собственные границы, не говоря уже о территории и важнейших объектах инфраструктуры. Что уж говорить об остальных республиках. События в Киргизии в 1999 году, когда на ее территорию вторглись банды исламских боевиков, показали слабость ее оборонного потенциала.
Несмотря на активное сотрудничество с США и НАТО, включающее, в частности, создание военных баз на территории Киргизии и Узбекистана, проведение совместных военных учений, пополнение местных вооруженных сил западной техникой и экипировкой, участие в миротворческих операциях, российский фактор в этой сфере нельзя сбрасывать со счетов. По-прежнему все страны Центральной Азии участвуют в общей системе противовоздушной обороны стран СНГ. Большинство военных училищ, готовящих офицерские кадры, находятся на территории России. На безвозмездной основе там готовятся высококвалифицированные военные кадры. В России же сосредоточена основная промышленность, производящая вооружение. Южные соседи покупают военную технику по внутрироссийским ценам. Для ее обслуживания необходимы российские специалисты. В соответствии с недавними поправками в Закон о воинской обязанности право служить в российской армии на контрактной основе получили граждане стран СНГ. Отслужив положенный срок, они могут рассчитывать на получение российского гражданства и бесплатного образования в российских вузах. Как полагают специалисты, это должно стать привлекательным моментом для молодежи из традиционно густонаселенных и соответственно "задыхающихся" от безработицы областей центрально-азиатских стран.
Капиталом двустороннего сотрудничества может и должно стать наличие многомиллионной русской диаспоры. Ее положение в странах Центральной Азии по-прежнему остается противоречивым. С одной стороны, в последние годы приостановился массовый отъезд из стран региона русскоязычного населения. С другой стороны, в условиях этнократической политики местных элит многие наши соотечественники чувствуют себя, мягко говоря, дискомфортно. И в данном вопросе не вызывает сомнения тот факт, что в создании комфортных условий проживания российских соотечественников должны быть заинтересованы не только Россия, но и прежде всего сами республики региона.
Как бы то ни было, но первая половина нынешнего года породила оптимистические прогнозы относительно перспектив сотрудничества России с государствами Центрально-Азиатского региона. Бурным подъемом отмечены российско-казахстанские отношения. Постепенно укрепляются отношения России с Киргизией. После долгого затишья на диалог с Москвой пошел Узбекистан. В прошлом году главами России и Туркмении было достигнуто соглашение о поставках туркменского газа. После недавней встречи на высшем уровне в Сочи есть надежда, что оживится, казалось бы, замороженное российско-таджикское сотрудничество.
Насколько, эти ожидания оправдаются, покажет ближайшее будущее. Так или иначе, экономическая зависимость центрально-азиатских государств от России пока что велика. В свою очередь, для российской промышленности этот регион на долгие годы останется реальным и значительным рынком сбыта собственной продукции. Как полагают аналитики, от сохранения экономических связей – там, где они взаимовыгодны, – выигрывают все. Те же силы притяжения действуют в области науки, образования, культуры. Задачи общей безопасности, охраны границ и окружающей страны, недопущения военных конфликтов, борьба с терроризмом и исламским экстремизмом, противодействие наркотрафику, поддержание сети и транспорта и связи, совместная разработка залежей полезных ископаемых – вот далеко не полный перечень общих интересов, которые делают сотрудничество России с центрально-азиатскими республиками необходимым для обеих сторон.