logo

Хлебные крошки

Статьи

Азия
Политика

Владимир Кленов

Центрально-азиатский призрак терроризма

О деятельности исламской группировки "Хизб-ут-тахрир"

Недавно в Москве была задержана группа исламских экстремистов, связанных с нелегальной партией "Хизб-ут-тахрир". Наш корреспондент в Средней Азии Владимир Кленов рассказывает о деятельности этой организации.

В Худжанде, центре Согдийской области на севере Таджикистана, недавно завершился судебный процесс, в результате которого гражданина республики Узбекистан Саидкамолиддина Насырова, одного из активистов исламской партии, приговорили к 14 годам лишения свободы. Саидкамолиддин Носыров, владевший шестью языками, переводил всю литературу и памфлеты с арабского на таджикский, узбекский и русский языки. Впоследствии эта литература распространялись по всей области. Ранее еще два члена "Хизб-ут-Тахрир" были приговорены к трем и пяти годам лишения свободы.

Подобные судебные процессы давно перестали быть сенсацией в Средней Азии. За решетку властями уже брошены тысячи узбеков, киргизов, казахов, таджиков, решивших посвятить свою жизнь "борьбе за веру". Но, судя по всему, желающих встать под зеленое знамя ислама не становится меньше…

Справка. Хизб-ут-Тахрир" ("Партия освобождения") – исламская политическая партия, основанная в Иерусалиме в 1953 году. Активно действует в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции и Западной Европе, поддерживает тесные контакты с экстремистской группировкой "Братья-мусульмане "и шиитской группировкой "Хезболлах".

Партия давно находится вне закона во всех странах Ближнего Востока, а в январе 2003 года была запрещена и в Германии за разжигание антисемитизма. Совсем другая картина наблюдается в Средней Азии, куда хизбуттахрировцы проникли в начале 1990-х годов, воспользовавшись эйфорией первых лет независимости бывших советских республик и возрождением ислама. Семена их пропаганды упали на благодатную почву массовой нишеты и безработицы, особенно среди сельской молодежи, сбитой с толку лозунгами горбачевской перестройки и местных национал-радикалов. Когда на базарах, в магазинах, школах, вузах, общественном транспорте появились первых листовки, призывающие к созданию халифата и свержению власти "неверных", к ним отнеслись как к очередному проявлению "плюрализма". Самым большим наказанием были символические штрафы, но большей частью "новые басмачи" отделывались профилактическими беседами в местном отделении госбезопасности и обещаниями "больше не шалить". Опомнились власти, когда подземный огонь фанатизма уже бушевал по всей Средней Азии и Казахстану.

Киргизский эксперт по исламу Орозбек Молдалиев считает "Хизб-ут-Тахрир" самой опасной в 55-миллионном регионе среди всех подпольных группировок. Ее сила – в умелой, достаточно убедительной, аргументированной пропаганде, несущей элементы анализа социально-экономического общественных процессов. Кроме того, партия глубоко законспирирована, разбита на "двойки" и "пятерки", арест одно-двух членов ничего не дает, цепочка просто обрывается.

"Хизб-ут-Тахрир" уже не раз доказывала, что умеет работать в режиме "он-лайн". Когда боевики Исламского движения Узбекистана три года назад ворвались в Киргизию через Таджикистан, то "горная" республика вмиг была усеяна листовками, которые звали местную молодежь в ряды "моджахедов". Стоило американцам разместить свою авиацию в "Манасе" и Ханабаде для борьбы с талибами и "Аль-Каидой", как в почтовых ящиках Ташкента и Бишкека обнаружились прокламации, называющие сотрудничество официальных властей "солнечных" республик с антитеррористической коалицией "позором для мусульман". В этой оперативности нет ничего удивительного. В Узбекистане и Таджикистане местными чекистами были разгромлены подпольные типографии, оснащенные новейшим импортным оборудованием и полностью компьтеризированные, выпускавшие не только листовки, но и книги, брошюры на всех языках народов Средней Азии, включая и русский.

Самое поразительное, что у "Хизб-ут-Тахрир" в Средней Азии нашлись добровольные защитники. Например, в Киргизии был создан по инициативе местного правозащитника Толонбая Дыйканбаева Комитет защиты членов "Хизб-ут-Тахрира". Буквально на днях президент киргизской коалиции неправительственных организаций "За демократизацию и гражданское общество" Эдил Бойсалов, желая, видимо, покрепче насолить властям, заявил на брифинге в Бишкеке, что "нет ничего противозаконного в идеях партии "Хизб-ут-Тахрир". Я не думаю, что все сторонники "Хизб-ут-Тахрир" готовы с оружием в руках выступать за реализацию своих идей по изменению конституционного строя. Правозащитникам и журналистам надо с большой осторожностью относиться к сливам информации из силовых структур о деятельности организаций, подобных "Хизб-ут-Тахрир". Вполне возможно, что государственная власть занимается навязыванием очередных мифов". Легко заметить, что аргументация – нулевая: я не думаю, вполне возможно… Хотя вот лишь одна цитата из листовок, которыми хизбуттахрировцы усеивают республики Средней Азии "Эй, мусульмане! Не спите, действуйте, как живые. Избавьтесь от руководителей, которые не обращают внимания на шариат Аллаха, направляйте воинов на джихад и выгоните евреев. Могут быть жертвы, придется терпеть и джихад, и возможность стать шахидом. Вместо послушных руководителей придут на смену люди, которые будут придерживаться шариата Аллаха, восстановят религию Ислама и обязательно распространят ее по всему миру. И вместо помогавших евреям на трон вознесут единственного халифа".

С пеной у рта фанатиков из подпольных ячеек, носящихся с мракобесными идеями, берут под защиту и другие "борцы за свободу", с которыми хизбуттахрировцы в случае прихода к власти разберутся без всяких сантиментов как с "кяфирами", то есть неверными. Это, например, Виталий Пономарев из московского "Мемориала". Вместе с узбекскими правозащитниками он систематически публикует списки "политзаключенных" (на самом деле хизбуттахрировцев, попавших за решетку по уголовным статьям за разжигание межэтнической и межконфессиональной розни, за призывы к свержению государственного строя в республиках Средней Азии), выколачивает из западных доброхотов десятки тысяч долларов для поддержки семей тахрировцев, угодивших в заключение. Им вторит и один из лидеров оппозиционного узбекского "Бирлика" Анвар Усманов, убежденный, что "Хизб-ут-Тахрир" – довольно миролюбивая, ее члены пропагандируют ислам, что они не могут быть причислены к уголовникам, а особенно ниспровергателям государственного строя". Более того, с подачи уважаемой "Human Rights Watch" о "тысячах политзаключенных", читай хизбуттахрировцах, в Узбекистане постоянно твердят и принимают суровые резолюции в Конгрессе США, Европейском союзе, ОБСЕ… Договорились до того, что в январе нынешнего года "Human Rights Watch" призвала американские власти не депортировать в Узбекистан боевиков ИДУ, схваченных в Афганистане во время боев с талибами и ждущих суда в Гуантанамо. Мол, как бы не обидели этих овечек ташкентские волки.

"Несанкционированный ислам", "независимые мусульмане" – в таких выражениях обычно говорят на Западе о "Хизб-ут-Тахрир". С этим категорически не согласен глава узбекских мусульман муфтий Абдурашид кори Бахромов. По его словам, на Совете улемов (ученых) было признано, что тезисы и идеология "Хизб-ут-Тахрир" противоречат Корану, что ислам не допускает раскола мусульман на партии, на "независимых", они все едины перед Аллахом. "Страдают же члены нелегальной партии отнюдь не взгляды, а за нарушение законов, за призывы к свержению существующего режима, к замене светской власти религиозной, что противоречит конституции страны", – убежден муфтий.

Между тем, не секрет, что штаб-квартира "Хизб-ут-Тахрир" находится в Лондоне. Но у Скотланд-Ярда все никак не дойдут руки, чтобы разобраться с источниками финансирования партии, целенаправленно прокладывающей бикфордов шнур и закладывающей "фугасы" национализма и религиозной нетерпимости в Средней Азии. Ну а деньги, как обычно, поступают из-за океана. Таджикские чекисты, например, "раскололи" гражданина США Илюуддина Мухти, который через два иностранных и один таджикский банки передал своим памирским единомышленникам 5995 долларов.

Да, приговоры членам нелегальной исламской партии нередко суровы. Например, Шайхантаурский районный суд Ташкента 18 февраля 2003 года приговорил 23-летнего журналиста Гайрата Мехлибоева к семи годам лишения свободы. Он был арестован в прошлом году во время акции протеста на столичном рынке Чорсу, когда руководил пикетчиками, требовавших освобождения уже осужденных хизбуттахрировцев, и распространял провокационные листовки. На суде Гайрат Мехлибоев твердо заявил о том, что входит в ряды подпольной партии и не назвал никого из своих сообщников. Как того требует клятва, которую дают новобранцы при вступлении в "Хизб-ут-Тахрир". Вслед за узбекским президентом Исламом Каримовым, решившим каленым железом выжечь зло фанатизма, по пути ужесточения наказания за подрывную деятельность пошли таджикский лидер Эмомали Рахмонов и предельно демократичный Аскар Акаев.

Это, однако, не значит, что власти окончательно сделали ставку на силу. Ислам Каримов, скажем, каждый год объявляет амнистию для тех, кто попал в члены "Хизб-ут-Тахрир" по недомыслию, поддавшись ложным идеалам. Только с начала года получили свободу более тысячи оступившихся. Домой, к примеру, в январе 2003 года вернулись двое казахстанцев – Талгар Булегенов и Канат Дуйсембаев. Они были арестованы в Ташкенте два года назад, когда направлялись на встречу с лидерами партии. Молодые люди искренне раскаялись, написали прошение о помиловании, им пошли навстречу. А вот их соотечественник 25-летний Бахытжан Жуматаев остался верен "клятве" и будет отбывать все 18 лет.

Однако в целом обстановка складывается пока в пользу "Хизб-ут-Тахрир". Если раньше в кишлаках требовали от властей выселить фанатиков, достававших своими проповедями, то нынче нередко уже прячут от властей, относятся с сочувствием. Среди хизбуттахрировцев все чаще встречаются учителя, творческие работники, журналисты, чиновники, офицеры и вузовские преподаватели. Раздаются голоса о признании нелегальной партии, о том, чтобы предоставить им СМИ, чтобы включить их в "цивилизованный политический процесс". Характерно, однако, что "эмиры" хизбуттахрировцев, отнюдь не спешат на ток-шоу, а преподчитают плести свои сети в подполье. У них, надо понимать, другие планы…

"Хизб-ут-Тахрир" нельзя недооценивать, – считает первый заместитель министра национальной безопасности Киргизии Борис Полуэктов. – Эти "мирные мусульмане" завтра могут превратиться в шахидов, которые будут взрывать автобусы с ни в чем не повинными людьми". С этим трудно не согласиться. Так было в Палестине, Афганистане, Чечне, Македонии, на Филиппинах, в Индонезии такой сценарий пишет "Хизб-ут-Тахрир" и для "солнечных" республик.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie