Турецкая экспансия в Грузии и стабильность Южного Кавказа
Проблемы разом вышли на поверхность
На фоне сохраняющейся напряженности в отношениях между Грузией и Россией отношения между Грузией и Турцией долго казались безоблачными и даже переживающими расцвет. Турция превратилась в главного экономического партнера Грузии, между двумя странами существует безвизовой режим, граждане Грузии могут въезжать в Турцию по внутренним паспортам. Есть и другие признаки «особых» грузинско-турецких отношений.Однако в последние месяцы горизонт стал затягиваться тучами. Проблемы возникали и раньше, но они не попадали в фокус общественного внимания. Такова, например, проблема строительства в Турции, на реке Чорохи, каскада ГЭС, с возведением которого может возникнуть угроза побережью Аджарии (плотины препятствуют выносу рекой твердых частиц, из-за чего береговая линия разрушается). В подвешенном состоянии давно находится и проблема возвращения в Грузию турок-месхетинцев, хотя за кулисами переговоры об этом ведутся.
Теперь эти и другие проблемы разом вышли на поверхность: 1) вопрос о возведении в Батуми мечети Азизие, построенной в 60-х годах XIX века властями Османской Турции и разрушенной в XX веке при советской власти, - с восстановлением взамен 2 или 4 древних грузинских церквей на территории Турции; 2) вопрос о возвращении в Грузию турок-месхетинцев («турки Ахыски», как их называют в Турции); 3) вопрос о строительстве плотины на реке Чорохи, а также плотины на реке Кура; 4) вопрос об ограничении пребывания граждан Грузии в Турции тремя месяцами.
Всё вместе сплелось в сложный клубок, а в последние недели заметно обострилось, особенно в связи с проектом восстановления мечети в Батуми. Власти, видимо, готовы решить этот вопрос положительно, но Грузинская патриархия противится, блокируя подписание окончательного соглашения. В предвыборный год Саакашвили и его команда не рискуют обострять отношения с грузинским духовенством, учитывая, что строительство в Батуми мечети, носящей имя османского султана, вызывает в грузинском обществе резкое неприятие. В свою очередь, сторонники компромисса с Турцией апеллируют к тому, что если не подписать соглашение, древние грузинские храмы могут окончательно разрушиться.
Растёт в грузинском обществе и тревога в отношении ситуации в Аджарии.После «революции роз» и изгнания многолетнего лидера региона А. Абашидзе из Грузии Аджария, казалось, окончательно перешла под контроль Тбилиси.Саакашвили чуть ли не каждый день ездил в Батуми и другие места Аджарии, иногда находился там неделями, перенес некоторые государственные учреждения из Тбилиси в Батуми (например, Конституционный суд), лишил автономную республику большинства полномочий и т.д. Батуми стал «витриной» саакашвилевской Грузии – с возведением нескольких новостроек, отремонтированными фасадами, благоустроенным бульваром и пр. И параллельно всё это время продолжалась экспансия в автономную республику турецкого капитала. Большинство новых батумских зданий, которыми кичится президент Грузии, были построены турецкими инвесторами (среди них есть люди грузинского происхождения). Турки скупили множество магазинов и других заведений в Батуми. Утверждают, что число постоянно проживающих в столице Аджарии граждан Турции достигает уже нескольких тысяч человек (называется цифра в 20 тыс.).
Статус Аджарии частично регулируется Карсским договором, заключенным в 1921 году между советскими республиками Закавказья и Турцией при посредничестве РСФСР. По этому договору Батумский порт объявлялся свободной зоной для Грузии, России, Азербайджана, Армении и Турции, а Россия и Турция оставляли за собой право ввести войска в автономию в случае нападения на нее других государств. Хотя этот договор в советское время был почти забыт, теперь о нем вспомнили снова. Во время августовских событий 2008 года Турция сигнализировала России, что Аджария находится под негласной турецкой защитой, и российская авиация практически не бомбила объекты, в том числе военные, расположенные на территории этой автономной республики.
Население Аджарии довольно однородно, подавляющее большинство составляют грузины (аджарцы), но это единственный регион Грузии с массовым проживанием грузин-мусульман. Особенно много их в горных районах республики. После провозглашения независимости Грузии религиозный вопрос в Аджарии приобрёл особую остроту. С одной стороны, Грузинская Православная Церковь ведёт активную миссионерскую работу, привлекая местное население в лоно Церкви, с другой стороны, из Турции потянулся поток мусульманской литературы и денег на пропаганду ислама. Точных сведений нет, но приводятся данные о нескольких десятках малых мечетей, существующих сейчас в Аджарии. И вот теперь обострился вопрос о восстановлении в Батуми мечети Азизие.
Турция и Грузия – страны с различным геополитическим статусом, несоизмеримые по масштабу. Некоторые в Грузии надеются, что поддержка, которой Саакашвили пользуется на Западе, особенно в США, позволит Тбилиси сбалансировать политический торг с гораздо более сильным южным соседом. Территория Грузии к тому же важна как территория транзита углеводородов из Азербайджана в Турцию и далее на Запад. Однако в целом у турецкой стороны больше рычагов воздействия на партнера. Это и строительство на северо-востоке Турции плотин, дамокловым мечом нависающих над аджарским побережьем, и значительные размеры грузинской трудовой миграции в Турцию. Тысячи грузин зарабатывают на жизнь и содержат свои семьи за счет работы в соседней стране. И самым острым в восприятии грузинского общества является перспектива возвращения в Грузию, в места, из которых они были выселены в 1944 году, десятков тысяч турок-месхетинцев.
Когда Грузия вступала в Совет Европы, она взяла на себя обязательство возвратить в республику турок-месхетинцев, депортированных при Сталине. Срок возвращения был определен в 12 лет, и он уже приближается. Вместе с приближением этого срока в Турции активизируются организации «турок Ахыски».
«Ахыска» - турецкое название территории юга Грузии, которая в XVI веке была присоединена к Османской империи, а в XIX веке вошла в состав единоверной России. За триста лет пребывания под турками грузинское население края подверглось ассимиляции и приняло ислам, поселились там также турки, курды и др. В 1944 году около 80 тысяч человек, проживавших в основном в районах Адигени, Аспиндза, Ахалцихе, а также Ахалкалаки и Богдановки, были депортированы в Среднюю Азию. «Турки Ахыски» включают в эту («свою») территорию и весь регион Самцхе-Джавахети с армянским населением. В Турции издаются книги, в которых карты «Ахыски» даны именно в такой конфигурации.
На сегодняшний день все организации «турок Ахыски» объединены в одну структуру под названием «Международная федерация организаций ахысканских турок» (председатель Юнус Зейрек). Работа этих организаций поддерживается правительством и парламентом Турции. Анкара придает важное значение репатриации «турок Ахыски» в южные районы Грузии (именно туда, откуда они были выселены), тогда как Тбилиси предлагает репатриантам расселение на всей территории страны. В Турции создан специальный координационный комитет, в состав которого входят представители правительства и организаций «ахысканцев». Недавно делегацию этой диаспоры принимал президент Турции Абдулла Гюль, который еще раз пообещал им всяческую поддержку турецкого государства.
Один из сложнейших моментов возвращения мусульманского населения с турецким самосознанием в Самцхе-Джавахети является высокая вероятность возникновения между населяющими этот край армянами и «турками Ахыски» конфликтов на этнической почве. Вероятность столкновений увеличивается и в силу того, что будущие репатрианты требуют открыть для них школы на турецком языке, мечети и даже турецкий университет в Ахалцихе.
Турецкое правительство активно готовится к содействию процесса возвращения «турок Ахыски» в южные районы Грузии. С этой целью намечено открыть специальный офис в Ахалцихе, включить в процесс благоустройства вновь прибывающих репатриантов действующее в Грузии турецкое агентство «TİKA».
Юг Грузии – стратегически важная территория. Через неё идут поставки нефти и газа из Азербайджана в Турцию и далее в Европу, а в следующем году здесь вступит в строй железная дорога. Иметь на этой территории - на стыке границ Грузии, Армении и Турции, многочисленное тюркоязычное и мусульманское население означало бы для Анкары получить мощный рычаг давления одновременно и на Грузию, и на Армению. Уже 40 тысяч человек, которых предполагается переселить на первом этапе, серьезно изменят демографическую карту южной Грузии, при том что армянское население Грузии за последние годы не только не растет, но и понемногу сокращается из-за эмиграции в Россию и другие страны. Сокращается и грузинское население многих районов – люди либо переезжают в Тбилиси, либо эмигрируют из страны в поисках лучшей доли.
Для того, чтобы убедить Грузию согласиться с возвращением тюркоязычного населения, Анкара будет использовать не только обязательства Грузии перед Европейским Советом, но и другие рычаги. Турция уже ограничила нахождение грузинских граждан на своей территории, а теперь доводит до сведения Тбилиси, что сооружение плотины на реке Чорохи также не снято с повестки дня. Так, на совместной пресс-конференции в стамбульском аэропорту премьер-министра Турции Эрдогана и президента Грузии Михаила Саакашвили 13 января 2012 года Эрдоган без излишней дипломатии заявил, что «сейчас идет работа по планированию плотины на реке Чорохи». То есть даётся понять, что возвращение «турок Ахыски» именно в район Самцхе-Джавахети входит в число приоритетов Турции. А вот попытается ли Тбилиси что-либо противопоставить давлению южного соседа, не ясно. До сих пор грузинско-турецкие отношения развивались с заметным преимуществом турецкой стороны, добивавшейся, как правило, поставленных Анкарой целей.