logo

Хлебные крошки

Статьи

Балтийские страсти
Политика
Прибалтика

Александр Ольбик

Ты — выше цены и расценки

Родной язык. Надо ли за него бороться

"Национальное возрождение, о котором они кричали, похоже на камень. Когда его поднимаешь с земли, из–под него выползают гады. Чтобы скрыть свою мерзость, они пользуются громкими словами…"

Эрих Мария Ремарк
"Ночь в Лиссабоне".    
Недавно одна благородная дама озаботилась тем, что Линдерман продолжает свою, возможно, бесполезную борьбу за сохранение русского языка и, более того, придачу ему статуса государственного. Позволю себе ее процитировать: "Латвийским сторонникам Линдермана, Гапоненко и прочих профессиональных провокаторов напоминаю закон политологии: второй государственный язык в любой стране означает, что все жители страны свободно знают ДВА языка. Корыстная попытка данных маргиналов сделать себе политическую карьеру очень опасна увеличением сторонников праворадикального электората. Те, кто колхозным строем опять пошел подписываться: 1) делают щедрый подарок "Вису Латвияй”/”ТБ", 2) позиционируют латвийских русских умственно неполноценными…”


Хоть убейте, но что–то не могу припомнить такой закон политологии (быть может, закон "политпатологии"?). А дама не дает ссылки, где можно ознакомиться с этим законом.

По мнению этой дамы, те люди, которые ратуют за два языка, якобы провоцируют националистов, и дабы их не нервировать, не надо ничего подписывать. И наплевать на второй госязык. Но, напомню, язык — это душа народа, душа каждого человека, принадлежащего к тому или иному этносу. Получается, растаптывая мой язык, растаптывают мою грешную душу.

А как же, кстати, провозглашение шведского языка в Финляндии государственным языком? Для 6% шведов. Как понимать такой "бред", как провозглашение государственным языком в Индии языка злейших ее англосаксонских угнетателей, то бишь английский? Цитирую Википедию: "В конституции Индии оговорено, что хинди и английский являются двумя языками работы национального правительства, то есть государственными языками. Кроме того, представлен официальный список из 22 языков (scheduled languages), которые могут использоваться правительствами индийских штатов для различных административных целей.

Было запланировано, что в 1965 году английский язык лишится статуса государственного и будет называться "дополнительным государственным языком" до тех пор, пока не закончится полномасштабный переход на хинди. Однако в связи с протестами некоторых штатов, в которых хинди не получил распространения, была сохранена ситуация, когда два языка являются государственными. Из–за быстрой индустриализации и многонационального влияния в экономике английский язык продолжает оставаться популярным и влиятельным средством связи в государственном управлении и бизнесе".

Во дни Атмоды мы надеялись приравнять Латвию к эталонам государственного устройства Швейцарии. Помучаю вас еще одной цитатой и, думаю, не последней: "По конституции государственными языками Швейцарии считаются немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Распределение населения Швейцарии по языкам в 2002 году было таковым: немецкий — 63,7%, французский — 20,4%, итальянский — 6,5%, ретороманский — 0,5%, другие — 9%".

При этом все законы, принятые парламентом, могут быть утверждены или отвергнуты на всенародном (факультативном) референдуме (прямая демократия). Для этого после принятия закона в 100–дневный срок необходимо собрать 50 тысяч подписей (50 тысяч, а не 150, как у нас). Это в самой демократической стране Европы, которой мы так хотели подражать.

Но у лучшей страны Европы три государственных языка, у национально озабоченной Латвии — только один, а все остальные — иностранные.

Обратимся к другим континентам. В Южноафрикансой Республике официальными являются английский, африкаанс, венда, зулу, коса, ндебеле, свати, северный сото, сесото, тсвана и тсонга. Осмыслите это и задайтесь вопросом: а где наш латгальский язык? Где язык ливов? Где белорусский, польский, украинский и, наконец, где один из пяти языков ООН — русский? Он что — заражен проказой или СПИДом?

Его унижают за то, что он русский, или за то, что на нем говорили Сталин с Берией? Но на нем неплохо изъяснялись и Ян Райнис, и Пурвитис, и весь генералитет красных латышских стрелков, помогавших большевикам переводить стрелки февральской буржуазной революции на стальные рельсы пролетарской революции… Они прекрасно понимали язык и товарища Ленина, и товарища Сталина, и всего Политбюро, и всего Совнархоза, и всех ВЧК с НКВД и КГБ вместе взятых.

А тут вдруг пуйка Дзинтарс распустил нюни, от страха даже вступил вместе с Затлерсом в одну коалицию. Все это паника людей мелко мстительных и неблагородных. Языки никогда не были угрозой для народов. Они объединяли народы и делали их более цивилизованными. Угрозой были человеконенавистники, их программы и их фразеология.

А теперь пора открыть Америку. Итак, спрашиваю: какой язык является государственным в США? Ну, конечно, английский, — скажут мне, — какой же еще? Однако, однако… Того, кто так думает, ждет разочарование. Но тут без цитаты тоже не обойтись: "Не стоит огорчаться: практически все опрошенные нами ответили точно так же. Английский язык называется по умолчанию, так как это самый распространенный в Америке язык. Но он имеет конкурента — испанский, который, немного отставая от английского, занимает второе место по распространенности благодаря 40 млн. испаноговорящих американцев".

Поэтому у некоторых может возникнуть вопрос: "По какой же причине Соединенные Штаты Америки, являющиеся, по мнению большинства опрошенных, англоговорящим государством, мирятся с таким положением вещей (которое включает не только испанский, но и множество других языков, о которых нам, может быть, даже ничего не известно)?" Ответ прост: "Органы государственной власти Америки никогда не принимали английский язык в качестве государственного или официального языка". Причем несмотря на многочисленные попытки различных организаций сделать это!

Например, в 1870 году некто Джон Адамс предлагал Континентальному конгрессу Соединенных Штатов Америки принять английский язык в качестве государственного. Такое предложение получило вердикт "антидемократического и представляющего угрозу для свободы личности". Споры о том, нужен ли английский в качестве единого государственного американского языка, длятся в течение многих лет, но ответа на этот вопрос так и не было найдено. Несмотря на это, в 27 штатах (из 50) английский принят в качестве официального". А на Гавайских островах кроме английского в число официальных языков входит и гавайский язык.

Так что мадам, которая так горячо осуждает Линдермана и саму инициативу подписаться под "русским языком", льет воду не на мельницу потерпевшей стороны, то есть русскоязычных жителей Латвии, а на мельницу "обиженных" Линдерманом националистов.

Для последних не имеет значения ценность человеческой личности, если этот человек не из их стаи. Они прекрасно усвоили уроки коричневой идеологии, что лишенный языка человек (или нация) становится бездуховным существом, целью которого является лишь физиологическое выживание. Без одухотворенности и смысла своего пребывания в общественной среде.

Вильгельм Кюхельбекер на этот счет высказался совершенно определенно: "Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана".

Согласен: мой язык — моя душа! И я не отдам ее дьяволу с эмблемой VL, который только и способен, что ее унизить и растоптать. А я этого не желаю и не отдам свою душу никому, ибо история моего языка "значительнее политических изменений" народа, который желает получить мою душу в заклание. И горько верую, что человек, лишенный своего языка, уже не человек, ибо лишен мыслящей функции.

А кто сказал: мыслю — значит существую? И разве люди, которые имеют намерение меня обездушить, лишить возможности мыслить, заслуживают хоть какой–то ценности в моих глазах?

Человек без души хуже зомби и очень опасен. Даже опаснее его притеснителей. Но притеснители, зачумленные ненавистью, таких простых вещей не понимают и продолжают пилить и пилить сук, на котором сидят своими каменными задами.

Татьяна Жданок говорит: "Я с тревогой наблюдаю, сколь настойчиво происходит навязывание русским Латвии именно такой тактики. Им с помощью разных изощренных приемов в СМИ вдалбливают, что сопротивление якобы не имеет никакого смысла, поскольку обречено на поражение".

Латышам дорог их язык, но почему же они отказывают в этом русскоязычным? И если мы предадим свой язык, а значит, и свою душу, то чем мы лучше баранов, которых держат лишь затем, чтобы пустить на шашлык?

Я подписываюсь под каждой строкой Ярослава Смелякова, сказавшего в своем стихотворении "Русский язык" золотые слова:

Ты — выше цены и расценки –
в году сорок первом, потом
писался в немецком застенке
на слабой известке гвоздем.
Владыки и те исчезали
мгновенно и наверняка,
когда невзначай посягали
на русскую суть языка.

Александр Ольбик

                                                               *****

В сборе подписей за проведение референдума о придании русскому языку статуса второго государственного активнее всего участвовали избиратели из Риги и Даугавпилса, свидетельствуют предварительные данные Центральной избирательной комиссии.

В Риге собрано 90 тыс. подписей, в Даугавпилсе - 27,85 тыс. подписей, в Резекне - 9258, а меньше всего среди крупных городов - в Валмиере, всего 694 подписи.

В трех краях - Алсунгском, Ницском и Руцавском - не собрано ни одной подписи, а в 31 крае подписались 10 или менее граждан.

Напомним, по сообщению LETA, в сборе подписей за проведение референдума о предоставлении русскому языку статуса второго государственного с 1 по 30 ноября приняли участие 183 046 избирателей, свидетельствуют предварительные данные Центральной избирательной комиссии (ЦИК).

К этому количеству голосов будут добавлены и 12 533 подписи, собранные на первом этапе. В итоге - 195 579 граждан Латвии выразили желание за проведение референдума.

Точное количество собранных подписей будет известно через четыре недели, когда все подписи будут проверены, сказал председатель ЦИК Арнис Цимдарс.

Референдум по изменениям в Конституции о придании русском языку статуса государственного состоится независимо от того, одобрил или отклонил их Сейм. Голосование должно состояться через два месяца после принятия соответствующего решения парламента. По предварительным данным, затраты на него могут составить 1,7 млн. латов.

По прогнозам Цимдарса, президент Андрис Берзиньш может внести поправки в парламент в конце этого года, и Сейм должен будет рассмотреть их до Лиго.

Соответствующие изменения в Конституцию будут внесены, если за них проголосует более половины граждан с правом голоса, участвовавших в последних выборах, т.е. 771 893 избирателя.

Отметим, что в связи с готовящимся референдумом о русском языке, президент Андрис Берзиньш по просьбе премьера призвал Комиссию по конституционному праву подготовить письменное заключение о возможности провозгласить неизменными отдельные статьи Конституции и об актуальных в обществе вопросах об основах Латвийского государства, о возможностях и важности их видимости и защиты.

                                                           *****

За русский язык: подписавшихся предлагается лишать гражданства

Среди депутатов Сейма нашелся только один смельчак, который открыто поставил свою подпись за то, чтобы русский в Латвии стал вторым государственным. Поступок Николая Кабанова рассматривала Комиссия по этике и мандатам. С подачи радикалов его обвинили в нарушении депутатской клятвы.

«Если бы я демонстративно отказывался говорить по-латышски, нарушал документооборот на латышском языке, или другим образом высказывал свое неуважение к латышскому языку -это было бы одно. Но я просто подписал бумагу, которую, как и все другие, подписывал на латышском языке. Она была оформлена на госязыке. Совершенно законное мероприятие организованное ЦИК», - так Первому балтийскому каналу комментирует ситуацию сам Николай Кабанов (ЦС).

Комиссия пока не вынесла свой вердикт. Однако, по мнению спикера, серьезно наказать депутата им не удастся. Закон пока такого не предусматривает. Кабанов говорит, что знает имена и других депутатов, которые поставили свою подпись за русский, но называть их считает неэтичным. Радикалы в ярости: они запрашивают списки в ЦИК, и даже думают о лишении гражданства. Вот только как - пока не придумали.

«Такому человеку не место среди депутатов. У депутатов нет таких прав. Они нарушают присягу, данную народу. Клятву нарушают и те люди, которые получили гражданство и подписались. Это показывает их нелояльность в латвийскому государства. Лишение гражданства надо рассматривать в контексте натурализации. Пока что мы оцениваем все аргументы за и против», - заявляет депутат Сейма от Национального объединения Янис Домбрава.

Что касается других сеймовских партий, большинство из них не намерены поддерживать поправки к Сатверсме.

«В Конституции записано, что латышский язык является единственным языком. Я считаю, что нет нужды менять Конституцию, так как люди, которые живут в Латвии, в том числе и русские, хорошо говорят по-латышски. Не надо делать специфические поправки. И вообще этот вопрос сильно политизирован», - отмечает парламентарий Раймондс Вейонис (СЗК).

Совсем не радует правящих и предстоящий референдум. Но так как все идет к тому, что плебисцит в Латвии все-таки состоится, представители коалиции советуют русскоязычным избирателям одуматься и взять пример с латышских.

«Об основах, на которых строится государство, не голосуют. Однако подписи собраны и вопрос, очевидно, будет поставлен. Но, в принципе, те, кто желает, чтобы референдум проводился, фактически не защищает интересы русскоязычных. Это направлено против русских. Потому что был вопрос о переходе школ на латышский язык и разумный латышский избиратель сказал – нет, нам это не нужно», - депутат от премьерской партии Андрей Юдин.

Поддерживать поправки к Конституции не намерены и в партии реформ Затлерса. Поступок Кабанова здесь также осуждают. А вот что касается референдума - здесь можно порассуждать философски.

«Смотря для кого. Для таких как нацобъединение, определенное радикальное крыло ЦС – для них хорошо. Для здравого смысла не очень хорошо. Наша партия нацелена на другое, на экономические реформы, а не на то, чтобы отвлекать людей этническими потасовками», - поясняет свою позицию Вячеслав Домбровский (ПРЗ).

Подсчитать и проверить подписи ЦИК обещает в течении месяца. Голосовать за законопроект о присвоении русскому статуса государственного Сейм, скорей всего будет во время весенней сессии.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie