Тяжелые времена музея Суворова
Музей Суворова в Швейцарии переживает нелегкие времена
Музей Суворова в Швейцарии, основанный в 1986 году, переживает нелегкие времена. Его существование – под угрозой. Серьезные материальные трудности заставили его создателя и владельца, антиквара Вальтера Гелера перевезти экспонаты из большого и просторного дома в центре Гларуса в помещение мастерской текстильной фабрики на окраине городка Шванден, расположенного в нескольких километрах от Гларуса. Прежнее прибежище музея – красивое трехэтажное здание площадью несколько сотен квадратных метров, приобретенное Гелерами в 1992 году и с тех пор гордо носившее название "Дом Суворова в Гларусе" – пришлось продать 13 сентября 2002 г. на аукционе. Увы, итоги торгов таковы, что не дают возможности Гелеру решить финансовые проблемы, поскольку остался огромный дефицит. Он не скрывал в беседе, что приветствовал бы помощь из России. "Это показало бы, что наш музей там ценят", – резюмировал он.Вызывает уважение целеустремленность Вальтера Гелера, поставившего на карту благополучие своей семьи ради музея, благодаря которому сохраняется в Швейцарии память об общей странице швейцарской и российской истории, о мужестве русских воинов, полководческом таланте Суворова. С момента основания музея 16 лет назад коллекция постоянно пополнялась и продолжает пополняться. О музее знают не только в Швейцарии, но и за рубежом. О гларусском подвижнике много писала российская и швейцарская пресса. Его деятельности уделено много внимания в изданных в 1990-е годы замечательных книгах о переходе Суворова через Альпы – "Чертов мост. По следам Суворова в Швейцарии" (автор – бывший корреспондент ИТАР-ТАСС в Женеве Георгий Драгунов) и "Суворов в Швейцарии" (автор – бывший российский консул в Берне Александр Новиков).
Перевод музейной экспозиции из Гларуса в Шванден – это отчаянная попытка Гелера спасти музей. 14 сентября состоялось открытие новой, временной, экспозиции в Швандене. В церемонии, проходившей в душевной, теплой обстановке, участвовали два десятка приглашенных – соратники-помощники Гелера, включая его супругу Соню и семилетнего сына Самуэля Александра, мэр Швандена Ханс Шмид, представители двух цюрихских банков, российские дипломаты из Берна и Женевы и аккредитованные в Швейцарии журналисты ИТАР-ТАСС и газеты "Коммерсант".
В своей речи Гелер реалистично оценил обстановку, не скрывал трудностей. Но главным лейтмотивом все же было: "Несмотря ни на что, музей жив".
Ханс Шмид, мэр города Швандена, отметил в своем выступлении большое значение музея Суворова для жителей Швандена и развития двусторонних швейцарско-российских связей. История коснулась и нашей общины, сказал он. Мэр подчеркнул, что отношения между двумя странами уходят корнями в далекое прошлое. Шванденцы помнят, например, что в 1881 году, когда в местных горах был обвал и пострадали люди, из России пришла гуманитарная помощь.
Атташе по прессе и культуре посольства РФ в Берне Дмитрий Соколов обратил внимание в своем выступлении на дружеский характер отношений между Россией и Швейцарией. Он выразил надежду, что временные трудности, с которыми столкнулся музей, будут преодолены, как Суворов преодолел альпийские перевалы.
"Наша община рада, что здесь размещена экспозиция музея Суворова, – сказал Ханс Шмид. – Увы, у нас нет средств, чтобы предоставить в распоряжение музея какой-то дом. Но что мы могли, то сделали". По его словам, не все местные жители знают о Суворове. Знают о нем только те, кто интересуется историей. "Суворов – очень одаренный полководец", – продолжил Шмид, подойдя к одной из карт, где указан маршрут движения русской армии. Тот факт, что русские войска пришли в Швейцарию, чтобы воевать с французами, воспринимался местным населением положительно. Ведь французы были оккупантами, пояснил мэр, и к ним гларусцы относились плохо и сопротивлялись им. Население, кроме того, испытывало жалость к "бедным русским ребятам", поскольку они подошли к Гларусу, не имея достаточно продовольствия, вооружения, испытывали лишения и тяготы. Профессиональных проводников через горы тогда не было – они появились только через сто лет, и в качестве проводников русские брали местных крестьян. "Крестьяне шли, но, конечно, они боялись и в плохую погоду или ночью просто убегали. Им было страшно, ведь в горах нет ничего, нет еды, – сказал Шмид. – Французы тогда уже несколько месяцев были в нашей стране и все съели. Когда Суворов пришел, уже ничего не было". У жителей не осталось коров, не осталось припасов.
Несмотря на фабрично-складской антураж, экспозиция музея Суворова на новом месте, в мастерской предприятия "Текстиль АГ" в Швандене, смотрится прилично. Она весьма гармонична и даже в чем-то выиграла от перемены места, поскольку теперь экспонаты размещены на одном этаже, а не на трех. На многочисленных стендах пребывание Суворова в Швейцарии расписано по дням: карты, схемы, направления движения войск. Много картин и рисунков, портретов участников похода. Представлены оружие, боеприпасы. На одном из стендов можно увидеть пряжки от воинского обмундирования. Немало находок, составивших коллекцию, Гелер самолично извлек из земли, когда в молодости с металлоискателем бродил по местам битв.
Увы, переезд в Шванден наверняка не добавит экспозиции ни посетителей из числа туристов, устремляющихся в "столицу" кантона – Гларус, ни известности у широкой публики, поскольку новое место находится, по сути, на отшибе. Правда, недалеко от фабрики "Текстиль АГ" проходит дорога в городок Эльм, привлекающий туристов. В Эльме, кстати, были русские войска, и там сохранился дом, в котором останавливался полководец. Гелер сообщил, что настроен оптимистично и пример выдающегося полководца придает ему силы. "Если смотреть на вещи объективно, то будущее выглядит как-то тяжело", – заметил он, добавив: "Наш оптимизм проявляется в том, что мы воссоздаем экспозицию".
Неутомимому Гелеру сейчас, как никогда, нужна финансовая поддержка. Порядка 300 тысяч франков (200 тысяч долларов) – долг перед банком после продажи дома в Гларусе. Гелер надеется, что удастся создать "объединение или союз" спонсоров, который предоставил бы ссуду. Дом ушел на торгах 13 сентября всего за 394 тысячи франков, хотя на его покупку и ремонт с целью размещения музея в свое время было затрачено более миллиона франков.
Гелер намерен продолжать идти к своей главной цели: его единственная в своем роде в Западной Европе экспозиция должна в конце концов найти постоянное пристанище в знаменитом "Доме Суворова" в городке Ридерне в кантоне Гларус – именно там, где в начале октября 1799 года фельдмаршал развернул свою штаб-квартиру. Это двухэтажное здание с мансардой было приобретено Гелером за счет ссуд попечителей три года назад за 181 тысячу франков (около 120 тысяч долларов). Однако, чтобы перевести туда сейчас экспонаты, требуется еще 160 тысяч франков на реставрацию и обустройство.
Сохранять экспозицию Гелеру до сих пор удавалось благодаря частным пожертвованиям, поступающим со всей Швейцарии, и доходам от его антикварной лавки. Но сколь бы благородны ни были помыслы, рыночная экономика диктует свои суровые правила: расходы не должны быть выше доходов. На содержание прежнего музея ему недоставало 10 тысяч франков (около 6,7 тысяч долларов) в год. Когда возникли трудности, власти кантона и города Гларус, по его словам, никак не отреагировали, хотя музей Суворова был одной из местных достопримечательностей. Ежегодно его посещало примерно 1500 человек. Следует учесть, уточнил собеседник, что это те люди, которые специально приезжали в Гларус ради музея Суворова. И это немало по местным меркам. Например, кантональный краеведческий музей ежегодно принимает 10 тысяч посетителей, а ведь туда направляются практически все приезжающие в Гларус туристы. У местного музея искусств посещаемость – 4 тысячи человек в год, но он получает ежегодно субсидии в размере 100 тыс. франков. От кантональных властей Гларуса за 16 лет своего существования музей Суворова получил 5 тысяч франков, а от городских властей – 7 тысяч. "На такие деньги, конечно, невозможно содержать музей", – констатировал Гелер. Сейчас он ищет людей в Швейцарии, которые дали бы беспроцентную ссуду. "В Гларусе главная проблема заключалась в выплате процентов банку. Мы не могли их больше платить", — пояснил антиквар.
Россияне не оставались в стороне от нужд музея. Средства, по словам Гелера, поступали от российских туристских групп. Кроме того, помогали "Аэрофлот", российское посольство. Две тысячи франков передал российский коммерческий банк из Цюриха.
Отношение к Суворову за последние годы у Гелера, несмотря на постигшие музей трудности, не изменилось. "Суворов – это человек, чьи деяния поразили людей. Сегодня я должен был бы ходить с опущенной головой. Но я сказал, что мы будем бороться за музей и сделаем все, чтобы решить этот вопрос", – заключил Вальтер Гелер.