Убрать, чтобы… оставить
Ансипа ожидает неприятный сюрприз
Со стороны может показаться, что упрямство Андруса Ансипа в деле Бронзового солдата имеет принципиальный характер: убрать памятник, чтобы восстановить национальную справедливость, чтобы эстонский народ, наконец, вздохнул свободно в свободной стране. Однако так ли уж свободен сам Ансип?Я убежден в том, что упрямство Ансипа имеет ярко выраженную личную подоплеку. Однако ничего нового. Это всего лишь частный случай бунта детей против тирании отцов – традиционная для Эстонии битва с предками. Именно этим объясняется тот факт, что в англоязычном CV Ансипа на сайте правительства «пропущены» три года работы в должности инструктора промышленного отдела Тартуского райкома Коммунистической партии Эстонии и председателя оргкомитета.
Англоязычному читателю и по сей день не разъяснено, каким чудесным образом главный инженер Института общей и молекулярной патологии оказался на престижной партийной работе в районном комитете «оккупационной» партии. Но мы-то помним, что для такого взлета карьеры нужно было приложить определенные усилия. Сегодня Ансип тяготится не самой партийной службой, а приложенными для ее достижения усилиями. Мы-то знаем, как унизительно было гнуть выю перед «отцами», чтобы заработать их благосклонность.
Объектом мести «отцам» Ансип избрал Бронзового солдата, а полем битвы с предками – братскую могилу на Тынисмяги. Что именно в бронзовом истукане ассоциируется у него с «отцами» и «предками», нам неведомо, да это и не так уж важно. Важно, что патология. Андрус Ансип не может не понимать, что в историю Эстонии он войдет не как великий реформатор, а как борец с памятниками и гробокопатель. Но охота свести счеты с бронзовым «отцом» пуще неволи оставаться премьер-министром, чтобы в скучном ряду предшественников и последователей обрести историческое забвение.
Бунт детей – бессмысленный и беспощадный – всегда будет обречен на логическую бессмыслицу. Дети рано или поздно сами становятся отцами, а свято место, в котором они истребляли «отцов», как известно, никогда не бывает пусто, потому что святость неизбывна, а не потому, что место поверженного «отца» немедленно занимает кто-то другой. Неизбывность святости – это именно то, о чем при смене декораций дети никогда не задумываются.
Чем закончится бунт Ансипа против тирании Бронзового солдата и его личная война с предками, похороненными в братской могиле на Тынисмяги? Одно могу сказать определенно: победителей не будет. Формально Бронзового солдата спрячут на кладбище, фактически – за занавеску. Однако его присутствие на Тынисмяги останется неизбывным. Когда Ансип поймет это, то уже не сможет ничего исправить. За занавеской Бронзовый солдат станет для него неуязвимым.
С предками еще сложнее. Сегодня, когда могила никак не обозначена на местности, когда прах воинов покоится под тротуаром и укатанным газоном, – они спят. Выкопайте их, и они снова встанут в строй. Косточки-то могут быть и хрупкими, но сами воины находятся под защитой Высшего Судии, которому все резоны и шалости Ансипа, что называется, по барабану.
14 апреля 1945 года прах был перенесен с воинского кладбища в сквер на Тынисмяги. Если вы все еще полагаете, что там похоронены бешеные собаки и мародеры, то вглядитесь в фотографию повнимательнее. Перенесение праха объясняет, почему среди погребенных непропорционально много офицеров и нет ни одного эстонца.
Когда-то я сожалел, что в братской могиле на Тынисмяги не похоронено ни одного эстонца. Мне казалось, будь там хоть один эстонец, могилу не тронули бы. Но теперь я понимаю замысел тех, кто «подселил» к Ленине Моисеевне Варшавской еще двенадцать (!) постояльцев. Это и аллюзия, напоминающая о евангельской истории – двенадцать апостолов и Мария Магдалина, и вечное напоминание эстонцам о том, что дом, разделившийся в своем основании, не устоит. Последнее обстоятельство – весьма прозрачный намек на добровольную службу в Waffen SS.
То, что Бронзового солдата собираются убрать, – прискорбно. То, что его уберут, а он останется – это факт. То, что люди долго еще будут приходить в сквер на Тынисмяги и приносить сюда цветы – тоже факт. Цветы на святом для людей месте будут вечным укором Ансипу, и это тоже неприятный для него факт. То, что предки – двенадцать мужчин и одна женщина снова встанут в строй, станет для Ансипа еще одним неприятным сюрпризом.
А так, чем бы дитя ни тешилось….
Останки военнослужащих, захороненных на Тынисмяги, были перевезены сюда с военного кладбища на Фильтри 14 апреля 1945 года. Теперь, 62 года спустя, их планируют «вернуть на место».
Михаил Петров, Лига защиты русских (Эстония)