logo

Хлебные крошки

Статьи

Времена
История

Ученые шутят-II

Байки из жизни знаменитых ученых и изобретателей

Максим Хайрем (1840-1916) – американский конструктор. В 80­х годах XIX века создал автоматическую винтовку, пушку и станковый пулемет "Максим".

Скорострельность для Китая

Когда слухи о том, что Хайрем Максим изобрел пулемет, выпускающий 666 пуль в минуту, достигли Китая, знаменитый сановник Ли Хунчжан поспешил в Англию. Едва ступив на берег, он заявил:

– Я хочу видеть Хайрема Максима.

Наконец, встреча состоялась, и Максим продемонстрировал гостю губительное действие своего оружия. Потрясенный Ли спросил:

– И во сколько же обходится стрельба из этого замечательного пулемета?

– Сто тридцать фунтов стерлингов в минуту! – сказал Максим.

– Этот пулемет стреляет слишком быстро для Китая… – задумчиво сказал Ли.

Туполев Андрей Николаевич (1888-1972) – советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал­полковник, инженер. Под его руководством созданы свыше 100 типов военных и гражданских самолетов, в том числе знаменитые ТУ. Лауреат Ленинской и пяти Государственных премий СССР.

Два вопроса

Академик Туполев был весьма несдержан на слово. Сам он называл себя "матерщинником номер три России". Первым матерщинником был Петр I, вторым – Дмитрий Иванович Менделеев.

На одном из совещаний Андрей Николаевич сказал в отношении только что скверно выступившего докладчика:

– У меня два вопроса: первый – откуда он взялся, и второй – на ... он нам сдался?

Чудаков Евгений Алексеевич (1890-1953) – советский ученый, специалист в области машиноведения и автомобильной техники. Академик АН СССР. Занимался теорией автомобиля. Лауреат двух Государственных премий СССР.

Название

Во время Великой Отечественной войны Математический институт имени Стеклова был эвакуирован в Казань. Разместили его в здании Казанского университета, где институт стал занимать небольшое помещение.

Рядом с этим помещением была отделена и оборудована квартира академика Е.А. Чудакова – вице­президента АН СССР. Туалет этой квартиры дверями выходил в Математический институт. Чудаков запирал его на ключ. В связи с этим остряки дали своему учреждению следующее название: "Математический институт имени Стеклова при сортире академика Чудакова".

Шальников Александр Иосифович (1905-1986) – советский физик­экспериментатор. Академик АН СССР. Создатель тончайших экспериментальных исследований и уникальных приборов в области физики низких температур. Лауреат четырех Государственных премий СССР.

Характер

В те же 20­-е годы Шальников говорил о Сталине:

– Дерьмо пчела, дерьмо мед, дерьмо и сам пчеловод.

Будущий академик Шальников посещал тогда занятия литературного кружка Н.Гумилева, а после его ареста носил поэту передачи в тюрьму.

Когда Шальников был уже академиком, и в тяжелейшую аварию попал академик Ландау, именно Шальников организовал международную систему спасения больного, а затем его семья еще почти пять лет ухаживала за калекой.

Учителя

Академик Шальников с детства дружил с композитором Д.Д. Шостаковичем. В зрелом возрасте друзья на спор взялись учить друг друга: Шальников учил Шостаковича физике, а Шостакович Шальникова – игре на фортепиано. К сожалению, Шостакович так ничего и не понял в физике, а Шальников с трудом стал бренчать на фортепиано.

В гостях

Приходя в гости, Шальников обычно заявлял хозяевам:

– Будьте как дома!

Бдительность

Дело было в 40­х годах. Шальников приехал в Физико­технический институт. Закончив свои дела, он вышел на улицу и стал поджидать заказанную ему машину: ученый был без шапки, в кожаной куртке на молнии, без галстука. Неожиданно к нему подошел строгий незнакомец и с великим подозрением спросил:

– Что вы здесь делаете?

– Жду машину, – вежливо ответил вспыльчивый Шальников.

– Какую такую машину? – повысил голос незнакомец.

– Как какую? – начал раздражаться ученый. – Обыкновенную. На четырех колесах!

– Тогда пройдемте со мной! – заорал незнакомец, вцепившись Шальникову в руку.

И члена­корреспондента АН СССР арестовала охрана Физико­технического института, заподозрив его в шпионаже в пользу иностранной разведки.

"Эй, паренек!"

Однажды в Институт приехал некий гость. Увидев в коридоре шустрого парнишку в куртке, он позвал его:

– Эй, паренек, слетай­ка за членкором Шальниковым!

– Я вас слушаю, – вежливо ответил паренек.

Гость почувствовал себя весьма неловко

Однажды во время войны академик П.Л. Капица пригласил в Москву академика Виталия Григорьевича Хлопина. Встречал гостя Шальников. Он выглядел столь молодо и был так хлопотлив, что академик, расставаясь с ним и поблагодарив за помощь, сунул в руку внимательному шоферу 30 рублей.

– Я тридцатку ему так и не вернул, – рассказывал Шальников. – Зачем расстраивать академика?

Гости

В другой раз академик П.Л. Капица поручил А.И. Шальникову встретить двух профессоров из Кембриджа. Когда гости из Англии вошли в зал ожидания аэропорта Внуково, их никто не встретил. Они скромно встали у газетного киоска и начали с тоской всматриваться в проходящую мимо толпу. По­русски англичане не знали ни слова.

Неожиданно к ним подошел седой коренастый человек в кожаной куртке. Он что­то буркнул, схватил их чемоданы и быстро пошагал к выходу. Профессора поспешили следом. Неизвестный бросил их чемоданы в багажник стоявшей неподалеку "Волги", распахнул дверцу машины, вновь что­то буркнул и сел за руль. Шофер довез иностранных гостей до гостиницы, донес их чемоданы до номера, отказался от чаевых и удалился.

На следующий день в институте сияющий академик Капица представил удивленным англичанам их шофера – члена­корреспондента АН СССР Александра Иосифовича Шальникова. Англичане были удивлены, узнав в академике своего неприветливого водителя….

Опрометчивый

В 1942 г. в Институте очень не хватало курева. Кто­то из друзей передал Шальникову через его сотрудников несколько пачек папирос (целых 100 (!) штук). Когда Шальников вошел в комнату, первое, что он увидел, – это папиросы. Ему не успели сказать, чьи они, поскольку Александр Иосифович сразу же стал стыдить всех присутствующих: нельзя в одиночку пользоваться таким богатством, когда вокруг бродят страждущие товарищи.

Все с ним согласились, и, взяв себе несколько папирос, Шальников вышел. В течение дня он заходил еще несколько раз и стрелял по две­три папиросы для себя и страдающих. Одновременно он распространил слух по институту о великой щедрости товарищей из кабинета N. К вечеру на столе не осталось ни одной папиросы. Только тогда Шальникову сообщили, кому они принадлежали. Тот весело расхохотался и выругался по своему адресу.

О названии

В 1943 г. в Казани защищал кандидатскую диссертацию Вениамин Аронович Цукерман. Оппонировал ему А.И. Шальников. Дав в целом положительную оценку диссертации, под конец он сказал:

– Пожалуй, можно сделать еще одно замечание. Автор предложил назвать прибор для скоростного рентгеноструктурного анализа рентгенопериодометром. Название действительно отражает сущность прибора. Но знаете, товарищи, как я ни стараюсь произнести это сложное слово, а получается сплошное неприличие.

Хулиган

Однажды милиционер снял А.И. Шальникова с "колбасы" переполненного троллейбуса. Александр Иосифович оказался там, поскольку опаздывал на работу. Каково же было потрясение милиционера, когда транспортный хулиган предъявил ему удостоверение члена­корреспондента Академии наук СССР.

Нетерпение

Академик Шальников был очень нетерпеливым человеком. Как­то раз он вбежал в лабораторию и потребовал к себе одного из сотрудников.

– Он ушел обедать, – последовал ответ.

– Даже если будет землетрясение, – возмущенно воскликнул академик, – он все равно пойдет и пообедает!..

Девицы

Вокруг академика Шальникова всегда было много студенток. Он никогда не отказывал им в приеме на кафедру и лишь восклицал:

– Бог мой, мне же замуж вас всех надо выдать!

Шуточка

Однажды академик Шальников вбежал к руководителю механической мастерской Института Н.Н. Минакову и попросил:

– Срочно сделай мне шесть гаек М­6!

– Из какого материала?

– Все равно, – ответил Александр Иосифович и убежал.

Через два часа он прибежал вновь

– Готово?

– Конечно, – ответил Минаков и протянул Шальникову шесть деревянных гаек.

Тот так и застыл с открытым ртом.

Насладившись зрелищем человеческого горя и потрясения, Минаков отдал академику шесть латунных гаек.

Шептуны

Машина, в которой сидят генерал, его адъютант и шофер, выезжает с проселка на шоссе. Шофер что­то говорит шепотом. Генерал так же шепотом спрашивает у адъютанта:

– Что он сказал?

Адъютант шепотом спрашивает шофера, и тот шепотом отвечает:

– Я сказал, что мы выехали на шоссе.

Ответ тем же шепотом передается генералу. Тот передает очередной вопрос:

– А почему мы говорим шепотом?

И опять же шепотом по цепочке получает ответ:

– Я вчера вечером выпил холодное пиво.

Подготовил Виктор Еремин



Ссылки по теме:

Ученые шутят-I

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie