Украине готовят революцию-2
Спасет от нее одно: интеграция на восток
Забавно, но как в отношении всей евроинтеграции, на пути к которой Украина как бы находится столько времени, так и в отношении Соглашения об ассоциации с ЕС, которое (как и прогнозировали «2000» в прошлом номере) все-таки не было парафировано на саммите в Киеве 19 декабря, мы до сих пор не услышали какой-либо внятной аргументации.
Публичного диалога об экономических категориях, а точнее о том, что получит (и получит ли вообще?) в этой связи Украина, не наблюдалось и на саммите. С другой стороны, касательно интеграции евразийской (Таможенный союз, ЕЭП) таких аргументов масса. Это вполне конкретные цифры, прагматичные оценки и очевидные выгоды для экономики в целом.
Если присмотреться внимательней, сколь бы надоевшей ни казалась вся сегодняшняя «евроговорильня», во всех дискуссиях о т.н. «европейском выборе» мы все-таки наблюдаем использование категорий политического порядка. При этом почти никаких разговоров «про деньги». Нас, мол, рано или поздно почтенные страны присоединят к своей «евросемье». И тогда к нам, наконец, будут относиться уважительно, мы сможем в Европу ездить без виз (у кого будут на то средства), у нас расцветут некие евроценности и стандарты... И все это в конечном итоге как-то (пока, впрочем, неясно как) даст Украине грандиозный экономический эффект.
Евроиллюзии
Подобная аргументация выдвигается как безусловная аксиома. Даже несмотря на то что опыт новых, а также «периферийных» стран ЕС говорит об обратном: практически все они остались в проигрыше стратегически.
От Португалии и Греции до Болгарии и стран Балтии все мало-мальски ценные национальные активы, а также банковский сектор и промышленность тут же перешли под контроль корпораций «сильных» стран — все это превратилось лишь в дополняющие сборочные конвейеры глобальных производств. Оставшийся «неликвид» (от когда-то развитого аграрного сектора, скажем, Греции или Болгарии до сложных технологичных отраслей — авиастроение, судостроение, атомная энергетика, ВПК etc.) с легкой руки оказался списанным в утиль.
Возможно, весь нынешний еврокризис, разразившийся в первую очередь именно в «догоняющих» странах и ныне грозящий перерасти в новую мировую рецессию, как раз и случился «благодаря» такой вот слепой политике в самом начале евроинтеграции? Ведь целый конгломерат государств однажды возложил на алтарь единой Европы свои базовые отрасли. И со временем не нашли ничего лучше, как жить в долг — за счет, кстати, именно тех стран, чьи корпорации их активы и поглотили. Вся эта история сегодня завершается именно тем, чем она не могла не завершиться, — кризисом долгов, коллапсом целых экономик.
Собственно, спор с нашими «евроинтеграторами», использующими вышеприведенные метафизические категории, с самого начала был бесполезен и непродуктивен. Если экономика или здравый смысл идут вразрез с мечтой «прогрессивного человечества» о пребывании в единой евросемье — тем хуже для здравого смысла и экономики.
Но был ли шанс что-либо подписать на этот раз? Если бы евробюрократы, съехавшиеся в Киев что-то и парафировали, а не включили наново пластинку про «ценности» и «прогресс в продвижении завершения», то соглашение об ассоциации нужно было бы еще ратифицировать в каждом из парламентов 27 стран — членов ЕС. Это вообще могло затянуться не то что на месяцы — на годы и десятилетия. Дело не только в примере соседней Турции. Внутри самого ЕС масса стран, куда меньше страдающих евроиллюзиями: «слабые» больше не желают ни с кем делиться и без того оскудевшим пирогом евродотаций. «Сильные» — дотировать больше не могут и нынешних членов ЕС.
Наша «евроориентированная» оппозиция по итогам саммита заявляет: мол, Янукович и его команда на самом деле стремились сделать все, чтобы соглашение с Еврооюзом не было подписано. Ведь не была выпущена на свободу Юлия Тимошенко, а от Евросоюза бескомпромиссно добивались еще включения в договор тезиса о перспективе членства Украины (хотя с самого начала было ясно — сделать такой «подарок» Януковичу евробюрократы, мягко говоря, не готовы).
Что ж, возможно, это как раз тот случай, когда устами оппозиционеров если и не глаголет истина, то по крайней мере тут можно отыскать рациональное зерно. Возможно ли, что решение о вхождении Украины в Таможенный союз уже принято и оно для всех нас может оказаться столь же неожиданным, какими оказались в свое время Харьковские соглашения? Это, кстати, мы осмелились предположить еще более полугода назад (см. «Очевидный выбор», «2000», №15(554), 15 — 21.04.2011).
Судя по развитию дела ЮВТ, трудно предположить, что лично Януковичу, а также его ближайшему окружению все еще не очевидно, что после посадки главной «оппозиционерки» (мера не только вынужденная юридически, но политически неизбежная для власти), а также после демаршей, которые нашей власти методично организуют «евродрузья», ее давно уже записали кандидатом в «мубараки». В те самые, от которых требуют пока лишь малость: выпустить «узников совести». Это уже потом возникает момент перехвата власти — в пользу истинных «евроинтеграторов».
В ситуации, когда кризис вместе с «цветными» революциями продолжает шествовать по планете, пожалуй, единственно верный в нынешних условиях путь для президента понятен: а) возвратиться к ранее данным своему электорату обещаниям; б) перезапустить интеграцию с Россией в рамках проектов Евразийского и Таможенного союзов.
Кстати, в такой ситуации есть реальный шанс стабилизировать неустойчивый рейтинг. Но кроме этого — получить приемлимые цены на газ, открыть рынки и главное — получить реальный ресурс социально-экономической стабилизации в стране.
Если власть будет продолжать упорно педалировать евровектор, в течение ближайшего года она просто растеряет кредит доверия собственного же избирателя и (так и не получив никакого иного избирателя) элементарно проиграет парламентские выборы. Собственно, к началу избирательной кампании на волне социального недовольства «непопулярными» реформами (уже мало кого будет интересовать, что Янукович и Азаров лишь выполняли требования западных же кредиторов) площадка для «цветного» сценария или «оранжевой» революции-2 в Украине будет полностью готова.
От мнимого к реальности
Что ж, нынешнее обострение кризиса в мире на самом деле дает власти и шанс, что проблема ее геополитического выбора решится как бы сама собой. По мере того как дела с экономикой в самом Евросоюзе будут ухудшаться, Януковичу не остается ничего, как в определенный момент просто сказать: мы пытались, но в Европе нас не хотят. Ну и денег на наше «счастливое европейское завтра» у них тоже нет и не предвидится.
Если отбросить обязательную дипломатическую шелуху, то европейцы не просто требуют освободить Тимошенко, рассматриваемую на Западе в качестве куда более податливого политика, чем Янукович, но и считают для себя в нынешней ситуации почему-то невозможным пойти хотя бы на парафирование договора об ассоциации.
На самом деле то, что саммит закончился ничем, — это неплохо для Украины. Возможно, именно неподписание соглашения стоит считать не проигрышем, а победой нашей дипломатии? Договор об ассоциации с ЕС — это, конечно, больше декларация, ничего прямо не подразумевающая. Составная часть этого договора — о ЗСТ с ЕС — в нем уже все козыри получает сама Европа. Ведь на нынешнем этапе проект ЗСТ разработан в том виде, в котором нам его по сути навязали переговорщики ЕС. Теперь же подписание ЗСТ с ЕС, судя по последним сигналам, передвинуто чуть ли не на год. А это значит, что Украина как минимум выигрывает время. Не говоря уж о том, что в ближайшем будущем ей не придется столкнуться с очередной шоковой терапией, которая неизбежно произошла бы в случае ЗСТ с ЕС.
На следующий день после саммита президент Виктор Янукович и премьер Николай Азаров уже находились в Москве. В этот день в столице России проходил неформальный саммит СНГ, а также сессия Совета коллективной безопасности стран ОДКБ и заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием президентов России, Белоруссии и Казахстана. На данный момент эти три страны стремительно продвигаются в деле углубления интеграции и идут дальше собственно Таможенного союза. В частности, ими была создана Евразийская экономическая комиссия — совещательный орган, который, как предполагается, должен стать площадкой для формирования Евразийского союза, анонсированного Владимиром Путиным в качестве образования, аналогичного ЕС.
Любопытно, что в Москве встреча украинского премьера и президента с их российскими коллегами проходила в неформальной обстановке, причем она затянулась до глубокой ночи. На момент сдачи номера в печать нам было известно, что в Москве продолжает работу группа экспертов во главе с министром энергетики и угля Юрием Бойко, а также министром юстиции Александром Лавриновичем. Эти переговоры были посвящены, исходя из заявлений, исключительно теме подписания нового контракта по газу, который, по предварительной информации, будет предусматривать значительное снижение отпускной цены для Украины, а также воссоздание газотранспортного консорциума, включая допуск российского «Газпрома» на внутренний украинский рынок.
Впрочем, самое интересное заключается в том, готовы ли теперь в свете изменившихся обстоятельств в Европе Янукович и Азаров включаться в переговорный процесс по интеграции на восток. Ведь 16 декабря произошло еще одно поистине историческое событие — был подписан итоговый протокол о присоединении России к ВТО. То есть фактически РФ становится полноправным членом этой организации и тем самым снимается последний аргумент оппонентов присоединения Украины к Таможенному союзу, которые заявляли: Россия (как не член ВТО) и Украина (как член этой организации) находятся на разных уровнях международного права.
Да, уровень таможенной защиты, с которым в ВТО вступает Россия, оказался почти вдвое выше, чем «выторговала» для себя Украина, пытаясь в 2008-м вступить в эту организацию, обогнав РФ. Но главное — теперь присоединение Украины к ТС формально не противоречит никаким нормам ВТО, особенно если учесть, что внутри ВТО есть десятки объединений, имеющих все признаки таможенных союзов. ЕС, кстати, тоже типичный таможенный союз.
20 декабря в Верховной Раде зарегистрирован проект постановления (№9618) о вступлении Украины в ЕЭП и ЕврАзЭС. Этот документ был разработан депутатами фракции Компартии Петром Симоненко и Александром Голубом, и, пожалуй, именно то, как фракция «регионалов» сегодня отреагирует на эти инициативы, и станет моментом истины, в т.ч. для избирателей, которые традиционно голосовали за Януковича и Партию регионов.
В новых условиях дело остается за малым: объяснить гражданам, что решение большинства проблем — от дефицита Пенсионного фонда и необходимости повышать пенсионный возраст до тарифов ЖКХ и выполнения требований «чернобыльцев» — возможно только за счет возобновления проекта интеграции с Россией. Что, собственно, и обещал Янукович на всех предыдущих выборах.
Много говорилось о том, что представителям крупного украинского капитала невыгоден разворот страны на 180 градусов — они, дескать, хранят свои деньги на Западе и в то же время боятся поглощения своих предприятий более крупными и матерыми российскими олигархами. Поэтому власть, представляющая в том числе этот капитал, до сих пор занимала шаткую позицию в интеграции на восток.
По правде сказать, не менее удручающе видится будущее наших олигархов в случае движения на запад. Впрочем, для большинства украинских граждан доходы олигархов — будь то украинских или российских — не означают ровным счетом ничего. Государства, выполняющего базовые социальные функции на адекватном уровне, при этой системе нет и вряд ли предвидится. Значит, стоит воспользоваться новым пространством возможностей для смены системы.
Политолог Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования, утверждает, что Украина именно сейчас может получить реальный шанс поворота на восток:
«Американцы сделали все, чтобы (используя остатки своего влияния в ЕС) не пустить в Таможенный союз Украину. Им помогала и откровенная глупость украинских политиков и олигархов, числивших себя «европейцами» и панически боявшихся, что русские «заберут» у донецких то, что донецкие только что забрали у днепропетровских, галицийских, крымских и прочих. Им помогала и привычка правящего класса Украины бояться Запада и внимательно прислушиваться к его пожеланиям. Были и мелкие проблемы вроде разных взглядов на приговор Тимошенко, но они были бы решены, найди Запад деньги на оплату украинской государственности. Деньги, как назло, кончились — на Грецию не хватает. Деньги есть у русских, немцев, китайцев, но теперь все они предпочитают финансировать свою, а не англосаксонскую внешнюю политику».
P.S. Что ж, вместо мифического членства в ЕС для Украины по-прежнему остается шанс построения собственного интеграционного проекта и получить от этого реальные дивиденды здесь и сейчас. Население Евразийского союза, если в него войдет Украина, составит около 230 млн. человек. Уже этого вполне достаточно, чтобы развивать свою экономику, ориентируясь на внутренний спрос. В дополнение ко всему — беспошлинная торговля, дешевые энергоресурсы, эффекты масштаба и синергии — возможно, наша экономика получит толчок, не сопоставимый ни с чем, что она имела до сих пор. Уже выход из долларовой зоны в пользу некой единой валюты на евразийском пространстве позволил бы решить массу проблем с нынешним кризисом.
Еще совсем недавно мы находились во второй сверхдержаве мира, которая, несмотря на недостатки, имела высочайший уровень технологичных отраслей, научных школ, действительно передовой авиапром и уникальные космические программы. Все это создавалось совместно. По отдельности — жестокая практика это доказала сполна — этот потенциал канул в небытие. Поэтому реинтеграция постсоветского пространства дает шанс не только выстоять в кризис, но и вернуться к высокотехнологичному и инновационному пути развития, а может, и «запрыгнуть» в новый инновационный уклад.
Тем самым наконец вырваться из сырьевой модели, на которую наши страны обречены при всех иных вариантах.