Уполномоченному по межнациональным вопросам
придется заняться "расселением народов"
Вице-премьер Дмитрий Козак выступил с инициативой по созданию президентского совета по межнациональным вопросам и поста уполномоченного при президенте, работающего в этом направлении. Предполагается, что президентский совет будет вырабатывать политические подходы к решению проблем, а омбудсмен — реагировать на события. Между тем, сегодня ФМС в Госдуме представляет нашумевшую концепцию развития миграции, которая декларирует привлечение 300 тыс. мигрантов ежегодно. Мнение директора Института демографических исследований, редактора портала "Демография.ру" Игоря Белобородова о том, почему уполномоченному по межнациональным вопросам придется заняться расселением и переселением народов, – для Накануне.RU.
Эффективность работы уполномоченного по межнациональным вопросам, если такая должность у нас появится, будет зависеть от того, что мы ему делегируем, на что он будет заряжен. Я допускаю, что развитие событий может идти по либеральному сценарию. Если ставка будет сделана на привлечение инокультурных мигрантов, на повышение численности трудоспособного населения любой ценой, невзирая на качественный состав, культурные особенности, то это будет трагедия. В таком случае мы похороним страну в ближайшем будущем.
Уполномоченный должен, в первую очередь, заниматься превентивными мерами, чтобы в страну не могли попасть люди, связанные с криминалом и другой незаконной деятельностью. Нелегальная миграция должна стать самым табуированным явлением, за нее должно следовать жесткое наказание и в равной степени – за содействие такой миграции. Мы прекрасно знаем, что в силовых органах существует целая мафия, которая зарабатывает огромные деньги на этих вещах.
Действительно, межнациональные, межэтнические процессы в России отличаются повышенной сложностью, хотя бы в силу того, что представители 150 национальностей проживают на нашей территории, а в ЦФО концентрация различных национальностей может быть еще выше. В то же время, эти вопросы отданы на откуп стихийному развитию событий. И в 90-е годы, и 2000-е отмечалось повышение межнационального напряжения. Соответственно, как бы мы ни хотели, но эти вопросы сами собой разрешены не будут, необходимо государственное регулирование. Нельзя выстраивать какую-либо долгосрочную политическую линию, не учитывая этот фактор.
По целому ряду сценариев утверждается, что следующим президентом РФ может стать мусульманин, потому что меняется конфессиональное соотношение в России. В силу демографических факторов мы видим, что регионы Северного Кавказа демонстрируют более благополучные демографические показатели. Кроме того, вектор внутренней миграции в течение последних 20 лет изменился. Если раньше и наблюдалось лишь некоторое стремление в столицу, то в начале 90-х народ просто хлынул в московскую агломерацию. Национальный состав приезжих очень вариативный. В эту структуру входят даже не столько народы РФ, сколько представители бывших союзных республик. Уполномоченный по этому вопросу нужен, поскольку такая должность гораздо более обоснованна и более насущна, актуальна, чем мифический уполномоченный по правам детей, который просто констатирует наболевшие факты, всем известные, и делает это с таким опозданием, пиаром, что становится тошно. А эта должность – то, что необходимо сейчас в интересах общества.
Даже если взять сугубо территорию РФ, сравнить потоки миграции и степень интегрируемости приезжих, то мы увидим, что приезжие с Северного Кавказа в меньшей степени способны к интеграции, чем представители, например, Украины, Белоруссии, Молдавии. Это нельзя не учитывать. Мы – граждане одной страны, у нас равные права, мы все равны перед законом, но мы все разные, у всех своих особенности. В странах Скандинавии существует четкое квотирование, направленное на то, чтобы в одном доме, районе не было повышенной концентрации людей одной культуры. Они допускают тот уровень миграции, который не должен наносить вреда, и следят, чтобы происходило вливание инокультурных элементов в общество очень диффузным образом. Это совершенно правильная концепция, нам надо ее перенять. Например, на Кубани очень много межнациональных поселений.
Это все болевые узлы, и таких узлов даже в центральной России достаточно много. Недопустимо такое расселение, а сейчас оно складывается стихийно. Если складываются моноэтнические поселения в рамках существующих, надо разбираться, насколько они законны, насколько безопасны.
Когда мы говорим о межэтническом балансе, то мы должны четко понимать, что выровнять баланс поможет только повышение рождаемости. Если же мы хотим получить более быстрый эффект, то это должна быть репатриация соотечественников. Потенциал возвратной миграции составляет для нас, по меньшей мере, 25 млн человек. Из них 6-8 млн – это те, кто мог бы реально вернуться в ближайшие годы. За этих людей надо биться до последнего. Это те люди, которые имеют прямые российские корни, но ведь есть и этносы комплиментарные. Украинцы и белорусы тоже готовы будут с радостью переехать при определенных условиях. Попытки реализации программы по переселению соотечественников у нас провалились, но это не значит, что это невозможно.
Власти просто обязаны предложить в самое ближайшее время эффективную стратегию репатриации. У нас готовы мигрировать в Россию целые социальные группы. Хороший пример – старообрядцы из Латинской Америки. Они приехали целыми семьями, при том, рвались не в Москву, а в сельскую местность в Белгородской области. Будет лишним уточнять, что эти люди не склонны к совершению правонарушений, эти люди верующие, а главное, многодетные. Но они столкнулись с тем, что им просто не выдали паспорта. Их статус даже не приравнивался к статусу человека. Жить без документов в собственной стране – как минимум обидно. И с точки зрения минимальных жизненных благ, это еще и крайне неудобно. Целые многотысячные общины сегодня не могут вернуться на историческую Родину. Это предмет №1 для уполномоченного по межнациональным вопросам, если его появление в структуре власти планируется в ближайшее время.
Кроме того, уполномоченный мог бы заниматься предотвращением конфликтов. Многие вещи можно прогнозировать. Если в Москве будет проходить в ближайший месяц футбольный матч между "Спартаком" и "Тереком", то очевидно, что на этой почве возможны конфликты между болельщиками. Необходимо следить за информационными потоками и за тем, каким образом преподносится то или иное событие. Мы должны быть очень корректны в отношениях друг с другом. Недопустимы проявления радикальных настроений как с той, так и с другой стороны. Сейчас допускается, что есть некий "русский фашизм", хотя для меня это выглядит дико, когда ярлык "фашизма" вешают на народ, победивший Гитлера. Почему-то меньше внимания проявляется радикальным проявлениям со стороны мигрантов, когда присутствует агрессивная, откровенная русофобия.
Вообще, смягчить эту достаточно напряженную национальную атмосферу в России возможно единственным путем – повысив межнациональную брачность. Нужна огромная информационная работа для того, чтобы больше русских мужчин вступало в брак с представительницами других народов. У нас нет проблем с тем, чтобы кавказские мужчины вступали в брак со славянскими женщинами, но самоидентификация потомства в данном случае будет идти в пользу мужской стороны. Для сохранения исторически сложившегося этноконфессионального баланса очень важно, чтобы наши мужчины стали играть такую важную, определяющую роль в истории.