УПЦ и власть на Украине
В осуществление принципа «и нашим, и вашим»
Проблема церковно-государственных отношений на Украине в период ее «незалежности» всегда была одной из самых острых и болезненных, прежде всего, для Церкви. Сразу предупреждаю: когда я говорю о церковно-государственных отношениях, то имею в виду отношения украинского государства и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), о ней же идет речь, когда без оговорок говорится «Церковь», ибо Православной Церковью является именно она - и с точки зрения богословской, и с точки зрения элементарного здравого смысла. Ведь как римско-католической церковью по определению не может быть организация, не признающая римского папу, так и Православной Церковью не может быть организация (например, «киевский патриархат», «украинская автокефальная церковь»), не состоящая в общении со всей полнотой Православной Церкви – Вселенским Православием. Власть, пытаясь построить украинское государство в качестве «не-России», неизбежно наталкивалась на единство Русской Православной Церкви, представленной на Украине УПЦ МП, и понимала, что при сохранении церковного единства не может идти и речи о перевоспитании народа на принципах русофобии, ненависти к Москве и украинского национализма, по всем основным признакам отвечающего критериям нацизма. Возьму на себя смелость утверждать, что именно единство УПЦ с Московским Патриархатом не дало превратить Украину в нацистское государство по образцу, например, той же Хорватии 1990-х годов. Первый президент Украины Кравчук отметился как создатель самого тяжелого раскола на Украине – т. н. «украинской православной церкви киевского патриархата», во главе которой стал его кум, бывший Киевский митрополит, преданный анафеме Русской Православной Церковью, Филарет (Михаил Антонович) Денисенко. Кравчук делал ставку на физическую и юридическую ликвидацию УПЦ МП, именно на его президентство пришлась основная волна захватов православных храмов раскольниками, насилий, вопиющих по своей несправедливости «законных» решений в пользу раскольников и против канонической Церкви. При втором президенте Украины Кучме политика изменилась тактически. Как показал ход событий, новая тактика оказалась куда хуже кравчуковского открытого наступления на Церковь. Получив президентское кресло благодаря пророссийским лозунгам и обещаниям поддержки Московского Патриархата на территории Украины, Кучма фактически стал осуществлять попытку постепенной «автокефализации» самой УПЦ МП. Тут ему понадобились и раскольники, которым по-прежнему, хотя и гораздо реже, чем ранее, передавались храмы (особенно это касается новых храмов в Киеве, строившихся в рамках архитектурных проектов возрождения древних святынь, уничтоженных при большевиках). Поддержка раскольников «в разумных пределах», периодическое посещение их храмов, награждение вождей раскола государственными наградами – все это должно было стать хорошим орудием шантажа в руках Кучмы против священноначалия УПЦ МП. Дескать, не думайте о себе много, в любой момент можем и на филаретовцев поставить, поэтому лучше сами идите к автокефалии, тогда вы и станете единственной официально признанной Церковью, и все храмы обратно получите. Именно Кучме и его администрации мы обязаны выпестованию внутри самой УПЦ МП крыла немногочисленных, но влиятельных, обеспеченных финансами и обласканных госорганами сторонников так называемой «канонической» автокефалии Украинской Церкви. Целью этого крыла стало получение любым путем, в том числе и с использованием предраскольнических филаретовских технологий, «законной» независимости Церкви на Украине. Именно это крыло, четко ассоциируемое с секретарем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана), ныне епископом Александром (а тогда просто Сашей) Драбинко, выработало уже при Кучме ряд постулатов, взятых впоследствии на вооружение Виктором Ющенко. Сюда входит, в частности, и шантаж собственно Московской Патриархии, и искусственное увеличение (путем подкупа, шантажа и хиротоний лиц определенной политической ориентации) числа сторонников автокефалии в среде духовенства, и тезис о том, что с канонической точки зрения якобы все равно, у кого получать автокефалию: у Московского или Константинопольского Патриархов, лишь бы Патриарх сам имел канонический статус. То, что получение автокефалии для части Русской Церкви от Предстоятеля Константинопольской Церкви является каноническим нонсенсом, нахрапистых «богословов» не интересовало - главное, что их теория подходила косным украинским чиновникам кучмовского разлива. Отсюда и поездки эмиссаров кучмовских правительств в Стамбул, которые начались ещё до Ющенко. При этом, надо сказать, Кучма пытался сохранять хорошие личные отношения с рядом иерархов УПЦ МП, известных своей последовательной позицией по вопросу единства УПЦ с Русской Православной Церковью. Такая политика по принципу «и нашим, и вашим, и споем, и спляшем», политика «сидения на двух стульях» с постепенным креном в сторону одного из них должна была окончиться тем, чем она и закончилась – падением между стульями, позором, Майданом и всеми оранжевыми прелестями. О Ющенко говорить много не буду, благо оранжевый кошмар нескольких лет его президентства у всех еще свеж в памяти. Апогеем его правления в церковной сфере стал всем известный беспредел внутри УПЦ МП автокефалистского крыла, создание «на равных» переговорной группы УПЦ МП с «киевским патриархатом», приглашение на Украину Константинопольского патриарха Варфоломея с неприкрытой целью провозглашения автокефалии и признания раскольников. Но тут вмешался Промысел Божий. Визит Варфоломея, «перекрытый» со стороны РПЦ триумфальным приездом в Киев Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, вызвавшим подъем многомиллионной паствы канонической Церкви, превратился в демонстрацию глубочайшего отрыва Ющенко как от своего народа, так и реальности вообще. Затем для оранжевых церковных планов пошел настоящий обвал. На Предсоборном совещании в Киеве в 2009 г. благодаря смелому выступлению одесской делегации, поддержанному большинством присутствовавших, с треском провалился проект сомнительного документа, содержавшего подчеркнутое упоминание «особых прав» УПЦ МП и призыв к другим Православным Церквам (т. е. к грекам) вмешаться в ситуацию на Украине, являющейся, напомню, канонической территорией Московского Патриархата. Потом был Поместный собор РПЦ, избрание Патриархом Московским и всея Руси Святейшего Кирилла, продуманное и наконец-то грамотно поддержанное в информационном плане выдвижение новым Московским Патриархом концепции Русского Мира – новое название для святоотеческой концепции Удерживающего, Третьего Рима, Святой Руси. Значение этой концепции в том, что она гармонично сочетает твердо православный подход с политическими реалиями современности. Затем было посещение Патриархом Кириллом не только Киева, но и узловых православных центров Украины, в том числе напичканной лживой националистической пропагандой Западной Украины. Эти действия Патриарха Кирилла и его верных соратников на Украине обвалили не только церковные планы Ющенко и его агентов влияния внутри УПЦ МП. То, что Патриарх Кирилл - настоящий Патриарх, а не бутафорный клоун Денисенко с улицы Пушкинской в Киеве - недвусмысленно и смело назвал вещи своими именами, сказал народу Украины правду, посрамил Ющенко и автокефалистов, способствовало падению оранжевого режима и приходу к власти обещавшего поддержку канонической УПЦ МП, единству Церкви и ценностям Русского Мира В.Ф. Януковича. Новый президент, необходимо отдать ему должное, не только в предвыборных лозунгах декларировал приверженность УПЦ МП. За время президентства он недвусмысленно показал, что является практикующим верующим РПЦ, продолжил свое членство в совете при Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, участвует в молитвах только с духовенством канонической Церкви, ни на какие молитвенные мероприятия государственного масштаба, ни на какие благословения не приглашает раскольников, сектантов или иноверцев. Наконец, не забудем и того, что, впервые за всю историю Украины, благословить президента страны прибыл, по личному приглашению В. Ф. Януковича, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, что вызвало массовые припадки бешенства и потоки пены у националистического «бомонда». А это все же говорит о многом. Как и тот факт, что также впервые крупный национальный проект по возрождению древнейшей святыни Руси – Десятинной церкви в Киеве официально ориентирован президентом Януковичем на УПЦ МП. О многом, но не о всем. Ряд вопросов остается. Связаны эти вопросы с некоторой робостью, боязнью со стороны новой власти показать решительность в восстановлении законных, подчеркиваю, законных прав единственной Православной Церкви на Украине – Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Играют свою роль и определенные люди внутри Партии регионов, вливающие в уши президента лукавые речи о том, что он президент не только русофилов, но и русофобов, поэтому, мол, надо делать реверансы и в сторону русофобии, о важности соблюдения прав не только Церкви, но и раскольников, об опасности расшатывания религиозной ситуации. Одним словом, Януковича подталкивают к политике по принципу сохранения «статус-кво», «как бы чего не вышло». Для президента Украины как человека верующего важно ответить для себя на один вопрос: а соответствует ли этот принцип учению Христову, учению святых отцов, учению Церкви? В осуществление принципа «и нашим, и вашим» Анна Герман, униатка, не только введена в Администрацию Президента Украины, но и получила реальные рычаги влияния на церковную ситуацию. Благодаря ее стараниям расколовожди до сих пор получают приглашения на официальные (слава богу, хоть не связанные с молитвой) мероприятия, поздравления с юбилеями и праздниками. Анна Герман и ее единомышленники блокируют, табуируют лишение «киевского патриархата» незаконно полученной им регистрации и непонятно на каком основании предоставленного статуса одного из преемников имущества РПЦ на Украине, возвращение захваченных раскольниками православных святынь - по модели, примененной недавно в Болгарии, когда законной Болгарской Церкви государство во главе с премьер-министром Царем Симеоном II вернуло все незаконно присвоенные болгарскими раскольниками храмы и прочее церковное имущество. До сих пор не ведется целенаправленной информационной работы по разъяснению юридической преступности раскола, трусливо замалчивается тема вербовки «киевским патриархатом» боевиков в Чечню. И даже робкие шаги по восстановлению справедливости в отношении УПЦ МП (такие как с восстановлением Десятинной церкви, приглашением киевскими кладбищами на отпевание православных христиан только канонических православных священников и т. п.) вызывают гневные заявления Денисенко и «синода» «киевского патриархата». Недавно Януковичем и подконтрольным ему украинским парламентом была проведена кардинальная реформа министерств и ведомств. Это имело отношение и к проблематике церковно-государственных отношений. С одной стороны, благодаря ликвидации министерства по делам молодежи и спорта его функции были переданы министерству образования, возглавляемому серьезнейшим ученым, русофилом, другом Православной Церкви и твердым противником националистической лженауки академиком Д. В. Табачником. Понятно, что это – шаг навстречу здоровым силам общества, еще одна возможность в том числе и УПЦ МП принять участие в оздоровлении умов украинской молодежи, основательно промытым циничной и насквозь лживой националистической и раскольнической пропагандой. В то же время очень не вовремя ликвидирован Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий. Казалось бы – что тут плохого? Православные вроде бы должны радоваться ликвидации контролирующего Церковь госоргана. Тем более что многие иерархи, священнослужители, активные миряне неоднократно называли комитет по делам религий рудиментом советской системы государственного атеизма. Да и в эпоху Ющенко комитет превратился в оранжевую «обер-прокуратуру», действовавшую в церковных вопросах, как слон в посудной лавке. В памяти еще свежи протесты православной общественности против назначения одного из главных лоббистов «константинопольской» линии при Ющенко Богуцкого главой комитета по делам религий уже при Януковиче. Однако дело в том, что в последнее время группой честных и объективных сотрудников комитета стал готовиться в его недрах проект юридически грамотного решения по лишению «киевского патриархата» прав на беззаконное владение им захваченным имуществом УПЦ МП. Кроме того, силу и влияние в комитете все более начал набирать молодой и талантливый чиновник, не скрывающий, как и В. Ф. Янукович, своей верности УПЦ МП, В. Н. Воронин. Этого не могло допустить компрадорское крыло в Администрации Президента Украины во главе с Анной Герман, которой источники в правительстве и приписывают проект ликвидации Госкомрелигий именно сейчас. Что в этой ситуации можно порекомендовать сделать? Во-первых, не паниковать и не шарахаться в сторону от Януковича. За него надо бороться, при всех «но» - это лучший для Церкви президент Украины. Во-вторых, не надо сражаться за возрождение Госкомрелигий, а необходимо вернуть ситуацию в положительное для Церкви и православного большинства населения Украины русло. Именно поэтому я решительно против заявления Всеукраинского совета церквей, увы, подписанного и представителем Киевской Митрополии канонической Церкви, к главе государства с требованием восстановить комитет. Нет, нужно, чтобы такого комитета не было, но надо, чтобы те люди, которые разрабатывали правильные и законные решения по церковной ситуации в комитете, получили ключевые идеологические посты в Администрации Президента Украины и в правительстве. Для Церкви особенно важна судьба таких чиновников, как В. Н. Воронин и его единомышленники, отдать которых на растерзание раскольникам и униатам – значит расписаться в собственном равнодушии к судьбе порядочных и поддерживающих Церковь людей, упустить исторический шанс, который может не повториться. Что же касается В. Ф. Януковича, то хочется посоветовать ему не прислушиваться к советникам старой кучмовской школы, уже один раз проигравшей в силу склонности к политически бездарному заигрыванию со всеми и удовлетворению всех. Сидение главы государства на двух стульях привело к болезненному падению не только его самого, но и к страшным потрясениям для всей Украины. Задобрить раскольников и националистов никогда не получится. Для них Янукович всегда останется чужим. И они не успокоятся, пока не получат всё без остатка, пока не сметут Православную Церковь, а президенту не устроят новый Майдан.