logo

Хлебные крошки

Статьи

Виталий Журавлев
Непризнанные республики
Политика
Молдова и ПМР

Виталий Журавлев

Уроки и перспективы

молдо-приднестровско-украинского конфликта

Доклад эксперта Института Русского зарубежья, начальника Представительского отдела ПГУ им. Т.Г. Шевченко в РФ Виталия Журавлёва на конференции «Новые реалии для непризнанных государств на постсоветском пространстве» в МГУ им. М.В. Ломоносова 13.04.06.

Выступая на международно-практической конференции «Международное право и реалии современного мира. Приднестровская Молдавская Республика как состоявшееся государство», состоявшейся 16-17 февраля с.г. в г. Тирасполе, в своём докладе я выдвинул тогда тезис о целесообразности проведении по аналогии с Косово референдума о самоопределении Приднестровья.

Это была позиция независимого эксперта, который свыше 10 лет активно интересуется приднестровским урегулированием и со стороны, тем, кто был менее погружён в приднестровскую проблему, она, возможно, казалась достаточно радикальной.

Однако сейчас перспектива проведения подобного референдума становится реальной, учитывая, что в Декларации VI съезда депутатов всех уровней Приднестровской Молдавской Республики предлагается Верховному Совету ПМР инициировать проведение подобного всенародного референдума, а координационный совет общественных организаций ПМР на днях предложил формулировку вопросов, которые могут быть вынесены на референдум.

Естественно, подобный экспертный прогноз, базировался не на наличии какой то оперативной информации, а основывался на исследовании логики социального процесса, как в глобальном масштабе, так и применительно к данному региону.

Анализ показывал, что для Приднестровья и для других «непризнанных» государств на постсоветском пространстве 2006- 2007 гг. становятся критически значимыми точками их развития, когда они либо получают официальное признание по образцу Косово, Восточного Тимора и другим аналогам, либо прекращают своё фактическое государственное существование. При любом конкретном сценарии это сопровождалось резким усилением влияния экзогенных (внешних) условий.

На практике применительно к Приднестровью это означало прямое вовлечение до сей поры относительно нейтральной Украины в процесс молдо-приднестровского конфликта на стороне Молдовы.

Хотя сама Украина данный бесспорный факт пытается отрицать, дипломатично называя свои действия «наведением порядка на границе» и прочими красивыми вещами, но суть украинской политики от этого не меняется.

Когда ученики Конфуция спрашивали у него, как понимать «Дао», то он каждому давал разные ответы, поскольку каждый из его учеников прошёл разный путь нравственного совершенствования.

Как приходилось и ранее отмечать, любой масштабный социальный конфликт имеет, поли каузальный (много причинный) характер, поэтому исследовать его необходимо системно и комплексно.

Но поскольку новый этап эскалации конфликта вокруг Приднестровья связан с понятием «экономическая блокада», то постараемся рассмотреть сейчас, прежде всего, экономические и политико-экономические аспекты этой проблемы.

Следует отметить, что экономика Приднестровья в 90-е гг. пережила болезненный период перехода от планово-распределительных к рыночным отношениям, что во многом отрицательно отразилось на экономических показателях и на уровне жизни населения.

Социально-экономические процессы в ПМР имеют такие же противоречивые, во многом негативные черты, что и переходные процессы в других постсоветских государствах. Тем не менее, экономическая система здесь представляет собой целостный хозяйственный механизм, самостоятельно функционирующий на рыночных принципах и тесным образом включённый в международные экономические отношения.

К характеристикам экономической системы ПМР можно отнести:
- экспортно-импортный характер экономики;
- наличие нескольких основных бюджетообразующих предприятий, успешно адаптировавшихся к рыночным условиям («ММЗ», «Тиротекс», «Квинт» и др.) и кризисное состояние других предприятий;
- наличие большого «газового» долга;
- низкая платежеспособность большинства населения;
- значительная трудовая миграция и структурная безработица;
- значительное превышение импорта над экспортом;
- существенные различия в развитии между индустриальными и аграрными (дотационными) районами Приднестровья;
- относительно поздний (с 2001-2002 гг.) процесс начала активной приватизации, в том числе с участием российского капитала.

В международном разделении труда ПМР являлась поставщиком проката чёрных металлов, продукции машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности, электроэнергии, отдельных видов продукции промышленности строительных материалов и деревообработки.

Ввозит республика сырье, многие виды продовольственных товаров, газ и т.д.

В Соглашении о принципах мирного урегулирования конфликта, подписанном в 1992 году после прекращения вооружённой стадии конфликта в Приднестровье, говорится о недопустимости применения сторонами санкций и блокад.

Московский Меморандум от 8 мая 1997 года об основах нормализации отношений между республикой Молдова и Приднестровьем. 1997 года закрепляет право Приднестровья на свободную внешнеэкономическую деятельность.

Однако, наличие данной правовой базы, дающей приднестровской экономике определённые возможности цивилизованного развития, периодически ставилось под сомнение, и подвергалось атакам со стороны руководства Молдовы.

Как отметил в своём выступлении на уже упомянутой конференции заместитель министра промышленности Приднестровья Юрий Ганин, на протяжении всех 15 лет Молдавия направляет свои действия на компрометацию приватизации приднестровских предприятий, выведение предприятий из режима свободной торговли, создание образа Приднестровья как рассадника производства и контрабанды оружия. При этом Кишинёв уже давно действует через блокаду экономики, которая началась еще в 2001 году, и постепенно набирала обороты принятием целого ряда мер экономического давления. В первую очередь, это ограничение экспорта. Экономические агенты Приднестровья могли импортировать свои товары только при наличии молдавских сертификатов. Импортируемые через территорию Молдавии товары облагаются двойным НДС, что ведёт к их удорожанию и в результате к сокращению импорта. В результате снижается объём транспортных услуг, предоставляемых хозяйствующими субъектами Приднестровья. Только в 2002 году объём транспортных услуг снизился на 5 млн. долларов США, а потери приднестровского бюджета составили 250 тыс. долларов США.

С 3 марта с.г., в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 01 марта 2006 года №112-р введен новый режим перемещения приднестровских товаров через украинско-приднестровскую государственную границу на основании коммерческих, товаросопроводительных и таможенных документов с таможенными печатями и штампами Республики Молдова.

Согласно первоначальным утверждениям официальных кругов Кишинева и Киева, приднестровские предприятия, при прохождении таможенной регистрации в соответствующих органах Молдовы не должны облагаться налогами кроме уплаты таможенного оформления в размере 0,18% от стоимости товара. Однако молдавский парламент 9 марта 2006 года, принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Республики Молдова», в котором устанавливалась схема возврата налогов приднестровским предприятиям, не имеющих официальных налоговых отношений с молдавским бюджетом.

Согласно этому закону, регулировать налогообложение операций по импорту и экспорту товаров будет правительство Молдовы на основе особого статуса Приднестровья и по причине отличия налоговых систем РМ И ПМР.

Правительство РМ устанавливает следующий порядок возврата средств: зарегистрированные в Молдове приднестровские предприятия будут платить налоги в соответствии с молдавским законодательством. Выплаченные деньги будут скапливаться на специальном счету Таможенной службы, а потом возвращаться экономическим агентам Приднестровья, с тем, чтобы быть уплаченными в приднестровский бюджет.

Таким образом, уплаченные приднестровскими предприятиями финансовые средства, будут изыматься из хозяйственного оборота и предприятия будут нести потери.

Установленную законом Молдовы схему в отношении приднестровских хозяйствующих субъектов можно однозначно охарактеризовать как фискальную. Хотя все это время и Киев, и Кишинев утверждали обратное. Украина, заявляя устами высокопоставленных чиновников о самоизоляции Приднестровья, аргументировала требование регистрации как раз таки отсутствием налоговых сборов.

По мнению министра экономики ПМР Елены Черненко, речь идёт о постоянной регистрации предприятий с обязательной уплатой всех налогов – НДС, пошлин, акцизов бюджет Молдовы и туманным обещанием их последующего возврата.

Руководство ПМР объективно оценило невозможность осуществлять свободную внешнеэкономическую деятельность предприятий республики как установление экономической блокады с целью дестабилизации не только экономики, но и всей государственной системы Приднестровья.

На 10 апреля 2006 г. потери Приднестровской Молдавской Республики от блокадных санкций со стороны Молдовы и Украины достигли 90 млн. долларов. Из них 69,5 млн. – потери предприятий по экспорту, 15,8 млн. долларов – потери бюджетов всех уровне и Пенсионного фонда и еще 5 млн. долларов недополучили прибыли хозяйствующие субъекты ПМР. По словам министр экономики ПМР ежедневно экономика Приднестровья теряет в среднем 2,8 млн. долларов.

Крайне тяжелое положение складывается на металлургическом гиганте республики - ММЗ.

Сложности испытывает и сельскохозяйственный комплекс ПМР. В настоящее время в Приднестровье ощущается недостаток ГСМ для проведения посевной кампании. покупку ГСМ и гербицидов. Возврат кредита предусмотрен до конца текущего года.

Возможность переориентации приднестровских предприятий на внутренний рынок сильно ограничена, поскольку не менее 88% их продукции предназначено на экспорт. Как отметила министр, приднестровский рынок может потребить не более 15-16% от общих объемов производимой в ПМР продукции.

Украинская экономика так же несёт большие потери от введённых её руководством дискриминационных ограничений в отношении Приднестровья. Экспорт приднестровских товаров осуществлялся в основном через украинские транспортные узлы, а импорт товаров народного потребления, различных комплектующих, некоторых видов сырья осуществлялся из Украины. Через Приднестровье осуществляется и транзит многих украинских товаров. Товарооборот между Украиной и Приднестровьем в 2005 году составил $270 млн. На украинской территории скопились грузовики с товарами и более двух тысяч вагонов, грузы которых предназначены для Молдавии или шли транзитно через эту страну в украинский порт Рени. Порт сейчас из-за отсутствия груза находится на грани остановки.

Следует учесть, что украинский бизнес принял участие в приватизации крупных приднестровских предприятий, в том числе крупнейшего в Европе Молдавского металлургического завода. Как следствие, остановка работы приднестровских предприятий наносит прямые убытки украинским собственникам и акционерам.

В случаи остановки Молдавской ГРЭС, которая является частью единой энергосистемы Молдавии и Украины, прекратится снабжение электроэнергией не только Приднестровья, но и южных районов Украины. Дело в том, что Одесса и 14 районов Одесской области, снабжаются от 5 подстанций, 4 из которых связаны с Молдавской ГРЭС.

В Приднестровье проживает порядка 200 тысяч этнических украинцев, несколько десятков тысяч из них имеют украинское гражданство. Все они являются прямой жертвой экономической блокады, установленной Украиной.

Из приведённых фактов видно, что Приднестровье и Украина, как населении, так и хозяйствующие субъекты несут очень серьёзные потери в результате экономического конфликта. Со стороны руководства Украины никакой экономической логики в ограничениях, направленных против Приднестровья, нет. Скорее имеет место быть анти экономическая логика.

В чём её причины? Если говорить коротко, то причины имеют внешнее происхождение. По мнению ряда аналитиков, экономическая блокада была введена режимом Ющенко в качестве расплаты за отмену Соединенными Штатами поправки Джексона-Вэника для Украины и официальное признание украинской экономики рыночной как раз накануне парламентских выборов на Украине. Таким образом, решение принималось Украиной под политическим и экономическим давлением США.

В тоже время, можно обозначить и конкретные персоналии, которые приложили к этому руку. Со стороны Молдовы это президент Владимир Воронин, министр реинтеграции Василий Шова, помощник президента РМ по экономическим вопросам Олег Рейдман.

Со стороны Украины это президент Виктор Ющенко, специальный представитель Украины по приднестровскому урегулированию Дмитрий Ткач, непосредственно решение ввести в действие блокадные меры в единоличном порядке принял премьер-министр Украины Юрий Ехануров.

Что касается перспектив молдо-приднестровско-украинского конфликта, то принципиально, на мой взгляд, возможны две сюжетные линии.

1. Либо после выстраивания политических коалиций в Верховной Раде и в правительстве Украины, когда пыль уляжется, здравый смысл возьмёт вверх и будут предприняты шаги к нахождению компромиссного решения в рамках московского Меморандума 1997 года,
2. либо экономическая конфронтация будет всё более переходить в политическую плоскость, и события будут развиваться в направлении резкой эскалации и интернационализации конфликта. Со всеми вытекающими геополитическими последствиями.

Для того чтобы не допустить непоправимых ошибок, полагаю, было бы своевременно вернуться к Совместному заявление президентов России и Украины от 15 декабря 2005 года. В нем сказано: «…Российская Федерация и Украина полны решимости и впредь активно работать и согласовывать свои шаги, направленные на содействие скорейшему поэтапному достижению всеобъемлющего и окончательного урегулирования исключительно мирными политическими средствами путем переговоров…».

А пока что согласно результатам социологических опросов подавляющее большинство приднестровцев считают, что только Россия может остановить экономическую блокаду Приднестровья. На поддержку России в разрешении кризиса надеются 75% опрошенных, на международные структуры – 7,2%, а на помощь Украины – только 2,4%.

По данным НЦАИ «Новый век», еще год назад у 20% жителей Приднестровья не возникало сомнения в том, что Украина всегда поможет в беде.

Введение Украиной новых таможенных правил на приднестровско-украинском участке границы отрицательно восприняли 67,8% респондентов, при этом 80% опрошенных вину за экономическую блокаду Приднестровья возложили на президентов Молдовы и Украины. Действия украинских властей поддержали только 1,2% участников опроса.

Большинство респондентов считают митинги и пикеты на границе действенной формой протеста. В них согласны участвовать 66,4% опрошенных.

Более 74% участников исследования считают, что экономическая блокада Приднестровья может привести к гуманитарной катастрофе. Около 50% опрошенных не исключили возобновления вооруженного конфликта.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie