logo

Хлебные крошки

Статьи

Времена
История

Виктор Сметанин

В далекий путь товарищ уезжает…

Польско-украинская дружба будет скреплена иракской нефтью и американскими долларами

В начале августа в Ирак начинается переброска основных сил международных миротворцев из стран, откликнувшихся на просьбу Вашингтона помочь ему в "наведении порядка" в этой оккупированной американо-британскими войсками стране. Среди государств, выразивших желание направить своих солдат в "освобожденный" Ирак особое место занимают Польша и Украина.

Давно исторически тесно связанные и пережившие в прошлом немало кровопролитных войн и конфликтов друг с другом эти два славянских государства ныне призваны под эгидой США вместе выполнять задачи по стабилизации послевоенной обстановки на иракской земле. Решение Варшавы и Киева послать свои военные контингенты в распоряжение американских генералов в Ираке, помимо общего желания угодить Вашингтону, имеют и свои особые внутренние причины.

Польша, только недавно вступившая в НАТО и страстно желающая предать забвению свое "позорное прошлое" как страны, где в свое время был подписан Варшавский договор, сделала ставку на безоговорочную поддержку любых действий США на мировой арене. Иногда она делала это даже вопреки собственным интересам и позиции других европейских стран. Как известно, польское руководство, не колеблясь, встало на сторону Вашингтона в его конфликте с Парижем и Берлином в связи с кризисом вокруг Ирака. А с началом военных действий отправила на войну своих солдат, которые воевали там под флагом США.

Администрация Дж.Буша высоко оценила безоглядную преданность Варшавы, и после войны Польше было предложено возглавить одну из трех военно-административных зон, на которые США и Великобритания поделили Ирак. В "польскую" зону вошли часть северных и центральных районов этой страны, примыкающих к границе с Ираном. Варшава направляет в Ирак части своей 12-й механизированной дивизии и подразделения обеспечения, общая численность которых составит 2300 солдат и офицеров. Командующий польским контингентом генерал будет одновременно и командиром многонациональной дивизии, в состав которой входят более 9 тысяч военнослужащих из 15 стран. Помимо украинцев, поляки будут руководить солдатами из Болгарии, Румынии, Венгрии, стран Балтии, Никарагуа, Монголии, Филиппин и ряда других государств.

Президент Польши Александр Квасневский, выступая на проводах польских миротворцев, заявил, это было "непростое решение", но "никто не может оставаться равнодушными к преступлениям, которые происходят вдали от нас". Квасневский упомянул и о предстоящих солдатам трудностях, в том числе ежедневных нападениях на силы коалиции со стороны иракских партизан. В то же время он весьма пафосно заявил, что "наш стратегический план можно выразить в трех словах: Ирак для иракцев".

Впрочем, слушавшие его солдаты и члены их семей вряд ли думали о высоких мотивах для оправдания начинающейся миссии польского контингента в далекой иракской пустыне. Для польских военных служба в Ираке – это прежде всего возможность получить ценный опыт для дальнейшей карьеры и поправить свое материальное положение, а для их близких – это тревоги и долгое ожидание возвращения с чужбины сыновей, мужей и отцов.

В польском обществе отношение к миссии в Ираке неоднозначное. Согласно опросам общественного мнения, 55% поляков высказываются против участия польских солдат в миротворческой миссии по восстановлению Ирака. Тем более, что это сопряжено не только с риском для миротворцев, но и существенными материальными расходами. По предварительным подсчетам, участие Польши в "международных силах по обеспечению безопасности в Ираке" обойдется стране в существенную для ее бюджета сумму в 90 миллионов долларов ежегодно. И это притом, что Вашингтон взял на себя две трети всех расходов и обеспечивает транспорт, оборудование, размещение и медицинское обслуживание польских солдат.

Для того, чтобы хоть как-то оправдать в глазах населения отправку польских войск за тридевять земель в распоряжение "дяди Сэма", польские руководители вынуждены делать интересные признания, явно противоречащие пафосу заявлений президента Квасневского. Так, министр иностранных дел Польши Влодзимирж Тимошевич недавно прямо заявил, что Варшава послала войска в поддержку американской кампании в Ираке с тем, чтобы получить доступ к иракской нефти. По сообщениям западной прессы, представители польских фирм уже подписали соответствующие договора с близкой Пентагону фирмой "Келлог, Браун энд Рут", являющейся дочерней компанией американского нефтяного гиганта "Хэллибертон", которая получила основную часть контактов на разработку нефтяных богатств Ирака.

Украинские миротворческие силы в Ираке (5-я отдельная механизированная бригада в составе 51-го, 52-го и 19-го батальонов) будут вторым по численности международным контингентом в рамках "польской" многонациональной дивизии после самих поляков – примерно 1650 человек. Дислоцироваться "хохлы" будут юго-восточнее Багдада в районе города Кут в провинции Васит. У официального Киева были свои веские причины впрягаться вместе с поляками в упряжку американской колесницы в Ираке.

Иракский кризис стал настоящим подарком судьбы для президента Украины Леонида Кучмы. Ведь еще осенью 2002 г. президент Дж.Буш не желал даже сидеть за одним столом с Кучмой на Пражском саммите НАТО. Украинский президент фактически находился в международной изоляции, обвиняемый в коррупции, гонениях на оппозицию и нежелании проводить экономические и политические реформы. К тому же США обвиняли Кучму в тайной продаже режиму Хусейна радиолокационной системы ПВО "Кольчуга".

Однако все изменилось в феврале 2003 г., когда отчаявшийся добиться от Франции и Германии поддержки своих военных планов в Персидском заливе Вашингтон обратился к Украине с просьбой отправить в Кувейт батальон химической и биологической защиты. Почти мгновенно давший на это согласие Кучма вновь оказался в фаворе у США. А уже в марте, когда Дж. Бушу надоели претензии критиков по поводу его неспособности сколотить международную коалицию для войны с Ираком, Белый дом спешно составил список ее возможных участников. При этом было решено вставить в речь Буша упоминание о готовности Украины присоединиться. Киеву дали полчаса на размышление. По американским данным, согласие было оперативно получено, и президент США упомянул Украину в числе участников "коалиции желающих" в своей речи от 26 марта. После этого вопрос с "Кольчугой" был спущен на тормозах и фактически перестал осложнять отношения Вашингтона с Киевом, хотя, как говорят американские эксперты, "ряд вопросов по-прежнему остаются открытыми".

Желание "подсобить" американцам в Ираке уже обошлось Киеву в 13 млн. долларов. Хотя и в этом случае две трети расходов по транспортировке украинского контингента и пребыванию его в Ираке оплатят США. Отправка украинский солдат в Ирак также далеко неоднозначно воспринята в украинском обществе, что может создать нынешним властям серьезные внутриполитические осложнения. Тем не менее, кое-кто в Киеве злорадно считает, что Украина обогнала Россию на иракском рынке. Украинское руководство надеется, что миротворческие батальоны обеспечат работу в Ираке ведущим украинским фирмам, в частности АвтоКрАЗу, "Стиролу" и другим.

Украинские фирмы готовы восстанавливать в Ираке аэропорты, электростанции, дороги. Киев также может поставить турбины, сталь, чугун, нефтяное оборудование, стройматериалы, продовольствие и мыло. Работать с Ираком хотят около двухсот украинских фирм. Новые власти в Багдаде уже проявили заинтересованность в продукции Донецкого и Мариупольского металлургических комбинатов, Харьковского авиазавода. В этих условиях Киев ставит перед собой три основные задачи: опередить на послевоенном рынке конкурентов (в том числе Москву), получить заказы для крупных предприятий и создать украинцам тысячи рабочих мест. Как заявил экс-премьер Валерий Пустовойтенко, "международное сообщество обязано помочь Киеву наладить сотрудничество с Ираком".

В Варшаве и Киеве также надеются, что совместное выполнение миротворческих задач в Ираке укрепит польско-украинское сотрудничество и поможет окончательно залечить раны от взаимных обид прошлого. Правда, прочность такой дружбы, за которой стоит стремление урвать себе сладкий кусочек нефтяной "добычи" от щедрот Вашингтона и выудить у американских спонсоров побольше долларов, вызывает обоснованные сомнения. Тем более, что такой же сомнительной и неоднозначной выглядит целесообразность участия польских и украинских солдат в операциях "по обеспечению безопасности" в Ираке для долгосрочных национальных интересов Польши и Украины.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie