В Эстонии отмечают самый странный День независимости в мире
Объявлена, но не реализована
24 февраля Эстония отмечает государственный праздник - День независимости (Iseseisvuspaev). Об этом ИА REGNUM сегодня, 22 февраля, сообщили в эстонской общественно-правовой телерадиокорпорации ERR, отметив, что по многолетней традиции в этот день проходят официальные торжественные мероприятия, включая поднятие государственного флага на башне "Длинный Герман" в Таллине, богослужения в Эстонской Евангелической Лютеранской церкви, возложение венков к памятникам в честь государственных деятелей или участников Освободительной войны (1918-1920 годов), военный парад и президентский прием с последующим концертом. Все эти мероприятия в прямой трансляции показывает эстонское государственное телевидение. На зданиях страны вывешиваются государственные флаги, в различных городах и уездах Эстонии проходят многочисленные официальные и общественные мероприятия и акции. В 2013 году дополнительную масштабность празднику придает 95-летняя годовщина с момента провозглашения независимости Эстонии 24 февраля 1918 года.
Тем не менее, отмечаемая 24 февраля дата при всем многообразии официальных "парадных" мероприятий, проводимых в Эстонии, считается среди эстонских историков и журналистов одной из самых странных и противоречивых. Причина - явно не соответствующие смыслу понятия "независимость" условия и обстоятельства, при которых была объявлена независимость Эстонской Республики. Именно объявлена, а не реализована, потому что фактически "независимая" Эстония перестала таковой считаться уже на следующий день, 25 февраля 1918 года. Именно поэтому история "реальная и мнимая" и созданная вокруг нее мифология многими интеллектуалами в Эстонии оцениваются скептически и принимаются как "неизбежность" при формировании позитивного образа молодого государства.
Основная интернет-энциклопедия об Эстонии Estonica в главе "1914-1920 гг. Первая мировая война и обретение Эстонией независимости" признает, что 24 февраля 1918 года Комитет спасения принял "Манифест о независимости" и объявил о создании Эстонской Республики, воспользовавшись уникальным положением. "Русские войска" (отряды эстонских большевиков и группы красногвардейцев из числа бывших царских военнослужащих, Красная Армия еще не была сформирована - прим. ИА REGNUM) покидали Эстонию, а наступающие немецкие войска еще не оккупировали всю территорию страны. 24 февраля в условиях строжайшей секретности и под защитой одного из отрядов зарождающейся эстонской армии в Ревеле ( теперь - Таллин) было сформировано Временное правительство Эстонии, которое оставалось "действующим"... до вечера 25 февраля, когда в Таллин вошли немецкие войска, и в Эстонии до ноября 1918 года установился немецкий оккупационный порядок. Члены Временного правительства в объявленной ими "независимой" стране в этот период (февраль-ноябрь 1918 года) либо бежали из страны и скрывались по домам, либо пошли на сотрудничество с оккупационными войсками в качестве представителей местной (не государственной) администрации, либо были арестованы немцами.
Не случайно, что основной информационный сайт для интуристов Visitestonia в главе "История Эстонии: хроника ключевых событий" сразу после революции 1905 года в Эстонии называет события в такой последовательности, игнорируя дату 24 февраля:
*1905:* первая русская революция.
*Февраль 1918:* оккупация Эстонии Германией.
*Ноябрь 1918 - Январь 1920: *война за независимость.
*Февраль 1920 года*: Тартуский мирный договор, заключенный между РСФСР и Эстонией, с признанием независимости последней.
Кроме того, историки Эстони признают, что не все эстонцы и жители страны с восторгом приняли независимость Эстонской Республики, а первое провозглашение независимости Эстонии состоялось и вовсе... 23 февраля в Пярну. Как сообщает историк Аго Паюр в своем исследовании "Рождение манифеста о независимости Эстонии", долгое время самопровозглашенный Комитет спасения боялся озвучивать данный документ в Таллине из-за "явного перевеса большевиков", попытка провозгласить его в Хаапсалу (западная Эстония, 100 км от Таллина) в расположении I Эстонского полка 21 февраля 1918 года тоже не удалась, так как в город вошли немецкие части. В обстановке строжайшей конспирации участники эпопеи провозглашения независимости передали через связного - делопроизводителя Земской управы Яана Соопа - текст данного манифеста командирам Второго Эстонского полка, взявших под контроль центр города Пярну (западная Эстония) после ухода из него "красных" и при отсутствии наступающих немцев. Данный манифест был впервые зачитан с балкона местного театра "Эндла" вечером 23 февраля, что и можно считать официальной датой провозглашения "независимости" Эстонии. Однако официальная историография Эстонии перенесла эту дату на 24 февраля, так как в этот день данный текст был впервые озвучен в Ревеле. До этого в четыре часа дня 24 февраля текст манифеста был зачитан в Вильянди и Пайде (центральная Эстония).
Как отмечает историк Паюр, в ночь на 24 февраля 1918 года эстонские "большевики" получили официальное сообщение Советского правительства о передаче Эстонии германским войскам по условиям Брестского мирного договора, и началась их спешная эвакуация из Ревеля. Комитет спасения решил воспользоваться периодом безвластия. В полдень 24 февраля 1918 года в честь независимости в центре Ревеля прошел импровизированный военный парад из подразделений З-его Эстонского полка. Здесь же на крыльце Реального училища назначенный Комитетом спасения премьер-министром Временного правительства Эстонии Константин Пятс впервые от имени центральной власти страны публично прочитал собравшимся манифест. Через несколько часов в столицу Эстонии вошли немецкие части, и "независимость" Эстонии закончилась. По утверждению историка, первое публичное провозглашение Манифеста в Таллине вовсе состоялось... утром 25 февраля 1918 года исключительно в эстонских гимназиях и "эстонских" церквях. Известно, что немецкая община Ревеля отказалась зачитывать манифест, сославшись на отсутствие перевода на немецкий язык.
Об идеологических противоречиях в вопросе независимости Эстонии среди самих эстонцев того времени красноречиво свидетельствует тот факт, что текст манифеста о независимости рабочие типографии Paevaleht в Таллине отказались печатать. Как отмечает историк Паюр, "дело, видимо, было в мировоззренческих противоречиях", поэтому их заставили это делать при помощи огнестрельного оружия. Получается, что "священный" декрет о независимости Эстонской Республики печатался с применением насилия и угроз.