В «казахстанском Багдаде»…
Русские и казахи: разбегающиеся галактики?
«Ошские события» основательно встряхнули привычные представления о положении дел в государствах ЦА. Есть реальная опасность того, что процесс «киргизации-афганизаци» распространится на весь центральноазиатский регион и территорию Россию.Очевидно, что со стороны России будут внесены коррективы в систему взаимоотношений с «буферным» Казахстаном и другими республиками Средней Азии. И «русский фактор», надо полагать, будет играть не последнюю роль в будущих конфигурациях российской внешней политики. Во всяком случае, в Казахстане, где этнические русские пока ещё составляют около трети от общей численности населения республики.
Предлагаем интервью с Петром Николаевичем Кузьменко, заместителем председателя Республиканского славянского движения «Лад» в Казахстане. Не смотря на то, что «русский вопрос» в Казахстане российскими и казахстанскими СМИ затушёвывается, но от этого, как мы видим, он не теряет своей остроты и актуальности. Думается, и нашим читателям будет небезынтересно получить информацию «из первых рук» о последних внутриполитических событиях в Казахстане, связанных со статусом русского языка и правовым положением русского населения в республике.
- Пётр Николаевич, казахстанские власти усиленно продвигают небезызвестный проект Программы развития языков в республике. Что думает по этому поводу руководство движения «Лад»? Каково отношение русской общественности в Казахстане к этому концептуальному документу в сфере языковой политики? Какова, на Ваш взгляд, реакция русского населения на имеющиеся в республике приоритеты в сфере нацстроительства?
И, пожалуйста, добавьте для наших читателей в России и СНГ несколько слов о себе и об организации, которую Вы представляете.
- К проекту Программы развития языков наше движение «Лад» уже выразило своё официальное отношение (http://www.russians.kz/russians/996223-kirgizskie-motivy-v-kazaxskoj-aranzhirovke-zayavlenie-dvizheniya-lad-v-kazaxstane.htm). Если его сформулировать коротко: системное этнокультурное давление и понуждение к ассимиляции. Я же могу к этому добавить только свои личные оценки и суждения, опираясь на известные мне факты и многолетний опыт моей общественной деятельности.
В движении «Лад» участвую, практически, с самого момента его создания. Коренной житель Казахстана, учёный-агроном по основной профессии. Был несколько лет депутатом городского маслихата (местной думы) от «Лада», пока меня, как и моих коллег, казахстанские власти окончательно не «вычистили» из городских и областных представительных органов власти.
Вот уже несколько лет работаю в общественной приёмной «Лада». С людьми встречаюсь каждый день. Так что историю «русского вопроса» в Казахстане и все перипетии, связанные с положением русских в нашей республике, знаю не понаслышке.
Общеизвестно, что в Казахстане масса организаций российских соотечественников, но ни в казахстанских СМИ, ни в общественно-политической жизни они, к сожалению, не присутствуют. Их названия и фамилии руководителей казахстанской общественности неизвестны. Да и как их можно заметить, если они то ли очень «шифруются», то ли ваньку валяют под эгидой «соотечественности». Иначе бы следы их присутствия как-нибудь обнаруживались…
Республиканское славянское движение «Лад» в этом смысле исключение. Не будет большим преувеличением сказать, что «Лад» является единственным пророссийским (без всяких там экивоков) общественным объединением, системно реагирующим на события в республике с позиции ярко выраженных русских интересов. И замечу, - фактически единственным информационным источником для экспертного сообщества в ближнем и дальнем зарубежье.
Нас за эту самую «рускость и пророссийскость» очень не любят. И свои, и чужие. Но регулярно читают и считывают. Втихую и крайне заинтересованно. Поскольку только на публичной деятельности «Лада», основанной на мониторинге и внутренних источниках, можно составить более или менее объективную картину о настроениях и тенденциях в русском сообществе Казахстана. Говорю это не потому, что хочу поднять рейтинг организации, в которой состою и занимаю должность зама. Отнюдь. Просто, таково реальное положение вещей на данный момент.
На мой взгляд, казахстанские власти по-прежнему намерены прессинговать так называемое некоренное население республики «языковым вопросом». Проект Программы именно под это концептуально и заточен. В конечной перспективе – пошаговое сжатие сферы функционирования русского языка до уровня домашней кухни.
Проблема, грубо говоря, заключается в том, что русским предлагают примат «номадизма» взамен великой русской культуры. Вместе с сырым, некодифицированным казахским языком. Нам предлагают, так сказать, раствориться в степной культуре, на что русское население в массе своей вряд ли согласится. И для этого у него есть свои неоспоримые резоны.
Подростком я прочёл от корки до корки полное собрание сочинений Фенимора Купера, Майн Рида, Стивенсона, Жюль Верна. Потом читал практически всех русских писателей-классиков, Золя , Гюго, Драйзера, Фейхтвангера и др. Как все советские люди. Затем Кафку, Джойса и других «модных» писателей. Естественно, на русском, а не на суахили.
Может ли степная цивилизация предложить сегодня подрастающему русскому поколению в республике шедевры мировой литературы, изложенные на языке номадов? Сомневаюсь. Так же как сомневаюсь в том, что можно построить современные завод или пароход на основе технической документации на казахском языке. А ведь к ней ещё нужны кучи справочной литературы.
В самом казахском правительстве не могут разобрать тексты законов на госязыке из-за отсутствия чёткой терминологической базы. А от современных казахстанских школьных учебников у специалистов волосы дыбом встают… Вот вам, в принципе, и весь «цивилизационный» выбор для «ипериалистов»-великороссов : от добра добра не ищут. Чистая прагматика.
Между тем языком в Казахстане русских и русскоговорящих продолжают дожимать. Планово и «концептуально», под жёстким нажимом казахских национал-патриотов. В итоге – смена топонимики, языковые барьеры при приёме на госслужбу, сокращение уроков русского языка и литературы, уменьшение количества образовательных грантов, неправомочные требования знания казахского языка при обращении граждан в госорганы,таблички, визуальная информация на госязыке и пр., и пр.
Всё, как везде в республиках эсэнгэвии. Единственный критерий: где-то хуже, где-то чуть получше.
Нормой стало проведение различных официальных мероприятий без перевода на русский язык. Оратор подчёркнуто говорит на казахском, хотя аудитория в значительной части состоит из русских и русскоговорящих. Чеши что хочешь – за язык не схватят. И чешут. Что же это такое? Как в этих обстоятельствах русскому человеку, вроде бы ограждённому пресловутыми правами и свободами, чувствовать себя включённым в казахстанский социум и не ощущать себя парией?
А ведь существующий Закон о языках в РК – его пока ещё никто не отменял - обязывает обеспечить синхронный перевод. За это должны следовать административные санкции в отношении нарушителей. Но в том то и штука, что здесь закон что «дышло» в руках казахского этнического большинства, не имеющего «русского» политического противовеса. Выше я уже упоминал о том, как от русских представителей «зачистили» местные законодательные собрания. Вот и получили автохтонную властную монополию, когда законы игнорируются или интепретируются исключительно в интересах казахского большинства.
Так же обстоят дела и с «равным» конституционным статусом русского языка: формально он прописан, а на практике из документооборота он явочным порядком изымается.
И, судя по всему, апологетов казахизации в республике ничего не смущает. Ни растущий кадровый голод, ни клановые «киргизские разбои». Видимо, они полагают, что закон «сообщающихся сосудов» не для них писан. Считают, что ни наркоторговцы, ни моджахеды до них не доберутся. А ведь Казахстан – это собственно исторически-ментальный, чисто киргизкайсацкий слепок с родоплеменной Киргизии. С той лишь только разницей, что здесь за счёт притока нефтедолларов социально-экономическое положение населения получше.
При этом всё эти языковые, «великоказахские» игры происходят на наших глазах, но за нашими спинами. С нами по Программе не консультировались и не консультируются, совета у представителей 4-х миллионного у русского нацменьшинства не спрашивают. А все эти «круглые столы» и обсуждения происходят без нашего участия - в административно-казахском формате. С непременными речёвками на казахском и с кивающими «русскими головами», отобранными по списку.
Ситуация, вообще, порой складывается диковатая. Председатель (!) Республиканского движения «Лад» М.,Б. Крамаренко не может пробиться на приём к областному бастыку с характерной Дьяченко. По конкретному поводу, по факту рейдерского изъятия земли у русского предпринимателя в одном из районов области. А их там всего-то два и осталось. Но бастык чрезвычайно занят неотложными государственными делами (или боится, что его заподозрят в некоей комплиментарности к русским «нацменам»?) и не снисходит к нуждам «нетитульных» граждан.
Какое уж тут может быть у нас ко всему этому отношение!? Понято, что вполне однозначное и, уж простите, далёкое от конструктивизма. Русские в республике – те, кто ещё не уехал, вынуждены «капсулироваться» в своём автономном культурно-общинном социуме. У них просто выбора нет, срабатывает инстинкт национального самосохранения. Не ассимилироваться же? Сегодня, образно говоря, казахи и русские в республике – это разбегающиеся галактики.
Вот, к примеру, власти хвастаются, что 70% вещания в республике на госязыке. А что же русские налогоплательщики, также обеспечивающее из своих кошельков это казахоязычное вещание? Их и не спрашивают. Так же, как и в случае с Программой развития языков, «концептуально» загоняющей русскоязычных в номадическую цивилизацию.
Между тем смеётся тот, кто смеётся последним. Это только в Корее можно народ заставить жить по законам чучхе. Русский налогоплательщик уходит на спутниковое вещание, в сферу российско-европейского культурного информационного пространства, оставляя казахизаторов вариться в собственном соку.
Ну и что, кто выиграл и кто проиграл? Забавно, что пан Янукович в «самостийной» Украине вынужден (а куда же ему деваться!?) смягчать языковое давление на русских, а казахские власти в (!) дружественном России Казахстане продолжают успешно развивать опыт украинских националистов в части языковой политики.
Как результат, русские покидают Казахстан. И, слава Богу. И слава матушке-России, что ныне нет необходимости, как в лихие 90-е, бросать скарб и мчаться, сломя голову, в чём мать родила из «братских» республик. Сейчас русские никуда не торопятся, отправляют детей учиться в Россию. А потом старшие перебираются. По программе переселения соотечественников, или «самоходом». И мы им помогаем. Поскольку от 95% русских, обязанных овладеть госязыком к 2020 году - если «нацстроительство» будет идти и дальше революционными темпами - на момент завершения Программы останется 100 минус 95.
- Пётр Николаевич, простите, ловлю Вас на слове. Известно, что до недавнего времени движение «Лад» занимало достаточно осторожную позицию в отношении программы переселения: не поощрять выезд русских из республики, но и не препятствовать. Теперь, судя по Вашим словам, эта официальная установка претерпела изменения?
- Да, такая установка существовала, пока была надежда на диалог с казахстанскими властями. Мы же, русские очень наивные и доверчивые люди, верим на слово. В 2005 г, когда русские организации на президентских выборах поддержали главу страны Нурсултана Назарбаева, мы со стороны властей получили неофициальные авансы. Суть их заключалась в простом: нам обещали, что русский язык в Казахстане выживать не будут, а отдельных представителей русских организаций пустят во власть. Проще говоря, дадут русским возможность чувствовать себя коренными жителями в стране. Но, как показало время, всё оказалось чистым блефом. Нас просто использовали, и по истечении надобности тут же забыли.
К слову сказать, я тогда советовал руководителю нашего движения «Лад», ныне покойному Ивану Сергеевичу Климошенко зафиксировать все наши пожелания на бумаге и заверить их подписями со стороны представителей президентской администрации. Но Иван Сергеевич, милейший и порядочнейший человек, замахал руками: зачем нам, мол, эти формальности, ведь не с «напёрсточниками» имеем дело, раз обещали – сделают. «Сделали» в буквальном смысле.
Казахские власти воспринимают русское население в Казахстане как некое бесформенное, деидеологизированное нацменьшинство. Но это далеко не так. Просто, им так очень хотелось бы думать. Есть русское самосознание, и были и будут его носители, отчётливо формулирующие национальные интересы и запросы. В русском сообществе республики есть свои «реперы» и свои фигуры влияния, которые оказывают опосредованное влияние на массовое сознание российских соотечественников. Они не легитимизированы в казахстанском официальном политикуме, часто лишены официального статуса, но это ничего не меняет – они есть. По ним «сверяют жизнь». А потому «русский фактор» в Казахстане будет существовать до тех пор, пока количество русских в республике не будет сведено к 2-3% минимуму.
Я ежедневно встречаюсь со своими соплеменниками в общественной приёмной «Лада» и знаю, что говорю. Знаю, как на местах нарушаются Конституция и Закон языках. Как видите, у меня папка бумаг на столе (специально показываю вам) – это всё переписка с властями по поводу языковой дискриминации. С тем же самым бастыком, г-ном Дьяченко, аккуратно спускающим наши письма бастыкам рангом поменьше.
Из сферы государственного управления русских системно выдавливают. Достаточно открыть любой список служебных телефонов областных и республиканских госорганов и с карандашом в руке посчитать русские фамилии. Не прекосы в национальном представительстве, а тектонические сдвиги. Как нам не хочется в это верить, но Казахстан становится типичной этнократией с «титульными» и всеми остальными. И чем казахи в этом смысле лучше киргизов, в национально-шовинистическом угаре раздербанивающих страну на «улусы»?
Как пишет блоггер на форуме «Мы – Русские», в школе для моего ребёнка 1 час в неделю для своего родного русского языка, и 4 часа для казахского. И кого же в Ак Орде хотят убедить, что в казахстанском «Багдаде» с правами русских не проблем?
- Так Вы, Пётр Николаевич, всё же так и не ответили мне на мой вопрос.
- А что «Багдада» вам недостаточно!? Отвечу в чисто азиатской манере. Не забывайте, что впереди в Казахстане президентские выборы, когда русский электоральный ресурс вновь будет востребован. Русское движение, естественно, начнут пластать и форматировать под политический заказ. Но есть и достаточное пространства для манёвра. Главное дружить с головой, не терять совести (Бога в душе и поступках) и умения держать удар, свойственного русскому человеку.
Будем думать, советоваться с коллегами, внимательно анализировать ситуацию в республике и за её пределами, и не исключаю, что будем сдвигать сегодняшний, «индифферентный» дискурс на репатриационный. Естественно, что все свои шаги обязательно будем сверять с российской внешнеполитической стратегией в Казахстане и Центральной Азии. Куда же мы без нашей матушки-России? Затопчут ведь.
- Бог Вам в помощь, Пётр Николаевич!
- Спасибо.