logo

Хлебные крошки

Статьи

Исход Востока
Политика
Казахстан и Средняя Азия

Михаил Шейкман

В Киргизии развеялся мираж единства

В республике распалась правящая коалиция

Без единства

Первый за все 20 лет независимости государственный визит президента Казахстана. Саммит тюркоязычных государств. Похоже, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев уже и сам не рад, что все так совпало.

Ему бы демонстрировать значительность и наслаждаться геополитической важностью собственной страны, а наверняка меньше всего хочется, чтобы именно сейчас к ней было приковано все внимание. Ведь все это международное звучание не может заглушить внутренний шум. Он нарастает, переходя от звоночков к набату. И думать Атамбаеву уже приходится не о договорах, подписанных с Назарбаевым, а о том, кому он доверит их разработку и реализацию в частности и о правительстве вообще.

Хотя что тут думать? Конституция и политические обстоятельства не оставляют президенту вариантов. Премьер должен быть уволен. То, что Атамбаев смирился с этим, стало понятно еще в середине лета, когда его социал-демократы в парламенте поддержали желание двух партий правящей коалиции "Ата-Мекен" ("Отечество") и "Ар-Намыс" ("Достоинство") поставить на осенней сессии сразу после каникул вопрос о вотуме недоверия правительству Омурбека Бабанова.

До тех пор премьера называли чуть ли не равноправным партнером во властном тандеме. Но громоотвод - считалось, что именно в этом качестве он выгоден главе государства - развернулся настолько, что уже был направлен прямо в президентские покои. А следовательно, любой разряд мог пройти и через Атамбаева.

Тем не менее, чтобы не испытывать судьбу (ведь один раз президент уже прикрыл партнера, когда ему грозила отставка), фракции "Ата-Мекен" Текебаева и "Ар-Намыс" Кулова накануне синхронно заявили о выходе из правящей коалиции. Это уже наверняка, поскольку нет коалиции - нет премьера.

Он, правда, должен остаться исполняющим обязанности, но его оппоненты хотят лишить Бабанова даже этой приставки. Опасаются, что в его случае приставка - это предлог, чтобы задержаться. А им страсть как хочется воспользоваться ситуацией и переформатировать власть. Мотивируют форсирование событий приближением зимы, накопленным экономическим негативом, ростом, если можно так выразиться, упадка. Все так. Бабанов объективно не преуспел в масштабах всей страны, поскольку личный капитал, как о нем говорят, нарастить сумел.

Вместе с тем совсем не просто так именно Текебаев и Кулов возглавили фронду. Союзники по ситуации, оба видят себя в этом же кресле. Кулов уже был в нем при Бакиеве. Кстати, Бакиев его сдавал при схожих обстоятельствах. Текебаев метил в премьеры после революции, но во временном правительстве довольствовался лишь портфелем вице.

В коалиции же и тот, и другой чувствовали себя лишними на этом празднике власти. Социал-демократы делегировали президента, "Республика", собственно, и создавалась Бабановым потому, что он знал, что путь к креслу премьера лежит через парламент. Оставшиеся же две фракции даром что именовались правящими, по сути, лишь создавали массовку и обеспечивали видимость консолидации.

Их выход из альянса - это достаточный юридический повод для того, чтобы забыть, что такое "Биримдик". "Единство" - в переводе с киргизского. Хотя в самой Киргизии, как выясняется, не все понимают этот термин одинаково. Именно поэтому коалиция просуществовала всего 8 месяцев, и каждый день, как последний. Слишком разные по духу, идеологии и возможностям партии в нее входили. Название - это все, что их объединяло.

Альянс не установил антирекорд. Были здесь парламентские союзы и покороче. Но "Биримдик" отработал ровно столько, сколько было необходимо, чтобы показать, что в этой стране больше нет единства. И совсем не только правящей коалиции.

О дальнейших вариантах здесь пока даже думать боятся. Говорят, что любой ведет к политическому кризису. И если конфигурацию новой коалиции еще можно предугадать - те же, только без "Республики", то претендентов на премьерство слишком много. И дело не в богатстве выбора, а в том, что каждый из тех, кто не добьется своего, будет добивать ситуацию. Благо здесь она такая, что всегда располагает к отставкам.

Что касается Бабанова, то в этой истории он, похоже, единственный, кто при любых раскладах точно будет на коне. Ведь породистый скакун, купленный им у турецкого бизнесмена и ставший поводом для обвинений в коррупции, - тот самый, кого на переправе не меняют.


Из Бишкека профессор Кыргызско-Российского Славянского университета, политолог Александр Князев (на фото).

Шейнкман: Как вы считаете, этот парламент вообще способен создать более или менее устойчивую коалицию? Или это тот случай, когда "а вы, друзья, как ни садитесь…"?

Князев: Парламент такой, какой есть. Я думаю, что в случае досрочного роспуска его любой другой будет не лучше и не хуже. В принципе, на мой взгляд, тот парламент, который есть, отражает те интересы, настроения, которые есть в обществе. Само общество находится в предкризисном состоянии, и парламент не может быть некризисным.

Другое дело, что достижение договоренностей по формированию коалиции связано с вопросом назначения премьер-министра в первую очередь и формирования правительства. А поскольку по действующим сегодня в Киргизии конституционным нормам роль премьера достаточно важна, то вокруг этой фигуры будут вечные споры, вечные конфликты. И я думаю, что этот не первый и не последний.

Шейнкман: Какие сценарии вы рассматриваете сейчас? Что может произойти дальше? Возможно ли противостояние, которое выйдет за стены парламента?

Князев: Сейчас президент должен поручить одной из партий формирование новой коалиции, и между ними будет идти переговорный процесс. Я думаю, сейчас нет предпосылок для того, чтобы это вышло за пределы парламента.

Шейнкман: Как вы считаете, сколько еще времени протянет этот парламент? Многие говорят, что досрочные выборы тоже возможны.

Князев: Исключать их совершенно нельзя. Но я сторонник той точки зрения, что парламент еще поживет. Правительство будет меняться. Парламент и президент, мне кажется, будут работать относительно стабильно. По крайней мере, в пределах двух лет я не вижу поводов для… не видно сил, заинтересованных в роспуске парламента. Такая инициатива запускалась в информационное пространство со стороны премьер-министра. Но сейчас судьба его самого под вопросом.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie