В объективе – 12-я военная база ГРВЗ
Нелегка служба в Аджарии
Прямо скажем, в непростых условиях проходит сегодня служба военнослужащих частей и подразделений Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ). Сложная, зачастую непредсказуемая внутриполитическая ситуация в регионе, непрекращающиеся нападки на россиян со стороны местных радикалов всех мастей, бытовая неустроенность, отсутствие возможности трудоустройства жен – лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются россияне в военной форме, выполняющие свой конституционный долг по защите южных рубежей стран Содружества в тех самых "горячих точках" Южного Кавказа, о которых большинство наших сограждан знают только по сообщениям прессы.Не успели еще улечься обычные для контрольных занятий по итогам очередного периода обучения хлопоты, а в частях и подразделениях 12-й военной базы ГРВЗ, дислоцированных в Аджарии, уже полным ходом идет плановая боевая и специальная подготовка.
Рядом, вот оно, совсем близко, ласковое Черное море, манящее окунуться в свои теплые воды, но за день военнослужащие настолько уматываются, что к вечеру им уже не до купания. Живя далеко от побережья, трудно поверить в то, что можно постоянно находится у моря и практически не бывать на пляже, но для российских офицеров и солдат Аджария, Батуми – не курорт. Хотите верьте, хотите нет, но после восторга первых после прибытия к новому месту службы дней этот действительно райский уголок уже не воспринимается в качестве такового.
И дело здесь не столько в общеизвестной сложности военной службы, сколько в общей ситуации вокруг российских военных баз, дислоцирующихся в Грузии, самих военнослужащих и членов их семей. Особенно ощутимо это стало после победы пресловутой "розовой революции" в Батуми. Не то, чтобы коренные аджарцы изменили свое традиционно приветливое отношение к русским, просто сегодня в Батуми наибольшей активностью стали отличаться представители тех сил, для которых Россия представляется неким воплощением зла. Бред какой-то, скажет иной читатель, но, тем не менее, это так…
После этого не кажется особенно удивительным, что высказывания российских военнослужащих о недавних событиях в Аджарии носят порой резкий и "неполиткорректный" характер.
Аджарию сделают враждебной?
Обычно приветливые и доброжелательные к россиянам аджарцы сегодня "под присмотром" новых тбилисских начальников вынуждены быть предельно собранными. По словам знакомого мне офицера полиции, нынешние руководители силовых ведомств требуют от своих подчиненных прекратить все связи с российскими военнослужащими и пресекать подобные контакты среди граждан. Улицы аджарских городов патрулируют отряды переброшенных из Тбилиси спецназовцев, которые, похоже, за особое удовольствие считают остановить российского военнослужащего, чтобы под предлогом "проверки документов" прилюдно поиздеваться над ним.
Такого здесь никогда раньше не было, но сегодня в республике продолжается активная "чистка" полиции, органов прокуратуры, службы безопасности, результаты которой, как говорится, налицо. На фоне отнюдь не скрываемого и общеизвестного сокращения численности российской группировки в Батуми только и говорят о том, что не сегодня-завтра 12-я военная база ГРВЗ будет выведена из автономии, а ее место займут натовские, скорее всего, турецкие войска…
Армейские проблемы с аджарской спецификой
"Разговоры об армейских проблемах – реальных или явно надуманных – мне, признаться, надоели, – говорит заместитель командира отдельного мотострелкового батальона по воспитательной работе майор Реваз Кавтарадзе. – Говорили о них в советские времена, когда я служил в Таллине, говорили и говорят сегодня, когда я проходил службу в Ростове-на-Дону, а потом был направлен сюда, в Батуми. Проблемы, конечно, есть, но, на мой взгляд, не всегда те, о которых говорят. Вот, например, в рамках ставшего чуть ли не традиционным сокращения численности войск "исчезли" из штатов многих подразделений и частей должности офицеров-воспитателей, сокращена в нашей части и должность психолога. Непонятно мне это, честно говоря, ведь служба за рубежами России, по идее, должна строиться особенно вдумчиво, и воспитательная работа здесь – дело вовсе не последней важности… Или вот, скажем, присылаемый сюда контингент военнослужащих срочной службы. Неужели "наверху" не читают наши донесения, не анализируют итогов нашей работы с тем, мягко говоря, "психически неустойчивым" контингентом, который ведь где-то отбирается для направления за границу?! Последние несколько "пополнений" вообще непонятно кто и для чего готовил… А с ребятами надо работать, надо помочь им адаптироваться к новым условиям, втянуть их в военную службу, в рамки общевоинских уставов, повседневной боевой учебы, существенным образом отличающейся от службы и повседневной жизнедеятельности войск во внутренних округах. И как тут обойтись без того же профессионального психолога, представляю себе с трудом, тем более, что в нынешних условиях службы в Аджарии в реальной психологической помощи все чаще нуждаются не только солдаты-срочники, но и офицеры-двухгодичники, члены семей военнослужащих…"
"Если не я, то кто?"
"Родом я из Волгоградской области, – рассказывает рядовой контрактной службы одного из мотострелковых подразделений Батумского гарнизона Роман Краснов. – Военных в нашей семье никогда не было. Папа работает в колхозе, мама – фармацевт. После девятого класса я пошел учиться в Волгоградский медико-экологический техникум, решил пойти по стопам матери, но как-то, это уже на последнем курсе было, увидел по телевизору репортаж с учений российских военных в Армении и понял: это мое. Пошел в военкомат, рассказал о своем желании. Меня призвали, отправили в Камышевскую "учебку", где я получил специальность оператора-наводчика БМП-2. Потом написал рапорт о переводе в Закавказье. Не сахар, конечно, служба в Аджарии… Море рядом, а сходить на пляж никак не получается: дел в парке боевых машин сколько, знаете? В выходные дни, бывает, удается выкроить время, чтобы мяч погонять, я ведь еще когда в Волгограде учился, играл за юношескую команду "БИО"… Раньше мы постоянно проводили товарищеские матчи с местными командами, а сейчас что-то аджарских футболистов не видно. Перед нашим КПП постоянно дежурят грузинские "коммандос". Говорят, они местных жителей отгоняют. Нет у нас здесь увольнительных, да и в "самоволку" никто не бегает – это тебе не дом, не Россия… Тем не менее, считаю, что служить здесь сложно, но почетно и ответственно. Помню, на "гражданке" знакомые ребята постоянно обсуждали, как можно "закосить" от армии, только это не для меня. Настоящий мужик должен пройти армейскую школу, а, потом, если не я, то кто?".