«В ответ на агрессию местных жителей»
Вооруженный инцидент привел к жертвам на границе Киргизии и Узбекистана
Пограничники с обеих сторон на киргизско-узбекской границе устроили перестрелку. В результате есть раненые и погибшие. Эксперты прямо связывают произошедшее с недавним выходом Узбекистана из ОДКБ. Недавно на опасность вооруженных конфликтов в этом регионе указывал и высокопоставленный российский военный.
Во вторник между пограничниками Киргизии и Узбекистана на недемаркированном участке госграницы в Алабукинском районе Джалал-Абадской области произошла перестрелка. В результате инцидента погиб киргизский пограничник. Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе погранвойск Киргизии, по предварительным данным, огнестрельные ранения также получили двое граждан Киргизии и «имеются жертвы со стороны узбекских пограничников».
Причиной инцидента, по информации пресс-службы, стали местные жители, которые ремонтировали дорогу Кокташ – Булак-Баши и «были агрессивно настроены по отношению к пограничникам с обеих сторон», требовавшим прекратить работы, потому что дорога проходит через неописанный участок госграницы. Сначала претензии возникли у киргизского пограничного наряда заставы «Кокташ». Затем на место прибыл пограничный наряд Узбекистана, который тоже потребовал прекратить работы (к ним были привлечены работники горнорудной компании «Казахмыс» и жители узбекского поселка Булак-Баши).
«Пограничным отрядом Республики Узбекистан в ответ на агрессию местных жителей было применено оружие. Киргизские пограничники открыли ответный огонь», – пояснили в пресс-службе, добавив, что по данному инциденту между руководителями пограничных ведомств Киргизии и Узбекистана были проведены телефонные переговоры и достигнута договоренность о мирном разрешении последствий инцидента.
Отметим, что это не первый пограничный инцидент между двумя странами. В 2010 году киргизские пограничники задерживали троих пастухов из Узбекистана, которые пасли мелкий и крупный рогатый скот в Бостанлыкском районе Узбекистана.
Стороны пытались уладить спорные пограничные вопросы. Еще осенью 2010 года на встрече руководителей пограничных войск Киргизии и Узбекистана была утверждена рекогносцировка маршрутов в приграничных районах двух стран и определен порядок следования по указанным маршрутам граждан соседних государств. Однако инциденты продолжаются.
Киргизский эксперт по национальной и региональной безопасности Леонид Бондарец утверждает, что Узбекистан пытается навязать соседним государствам «свое видение ситуации и завладеть чужими территориями». «Такие инциденты часто происходят не только на границах Узбекистана с Киргизией, но и на границе Узбекистана с Туркменией, Казахстаном и Таджикистаном. Если каким-то сдерживающим фактором было участие Узбекистана в ОДКБ, то сейчас этого сдерживающего фактора нет», – сказал Бондарец газете ВЗГЛЯД.
По словам эксперта, Узбекистан пытается демонстрировать силу и доказать всему региону, что «именно он является здесь главной движущей силой, а не Казахстан».
«Негласная конкуренция идет все годы независимости. Но тогда как Казахстан решает все вопросы мирными путями, Узбекистан на приграничных территориях очень часто прибегает к оружию. Прежде чем применить оружие, военнослужащие должны получить приказ. Значит, такие инциденты кем-то поощряются. Корень проблемы нужно искать не в сегодняшнем дне. Это происходит все годы, как Узбекистан получил независимость», – отметил он.
В свою очередь заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин уточняет, что за последние пять лет подобные инциденты происходят раз в полгода. «Иногда даже чаще. Обычно дело не доходит до столкновений пограничников. Обычно отстреливают мирных граждан или контрабандистов, но жертв более чем достаточно. Раз в пару месяцев стрельба в этом треугольнике – Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан – идет», – сказал Грозин газете ВЗГЛЯД.
Нынешний инцидент эксперт считает проявлением тревожной тенденции, когда пограничники стреляют друг в друга. «Это прямое подтверждение того, о чем говорил главком российских сухопутных войск Владимир Чиркин две недели назад. По его словам, локальные конфликты между тремя этими государствами вполне возможны. Они прогнозируются российским Генштабом, и есть некий алгоритм, который сейчас российская сторона пытается выработать в рамках ОДКБ для реагирования на локальный конфликт, который может произойти из такой локальной стычки», – напомнил политолог.
Главной причиной подобных конфликтов, считает Грозин, стало то, что ни делимитация, ни демаркация границ между тремя этими странами по большей части не проведены. Между Таджикистаном и Узбекистаном, по его словам, не делимитированы 2/3 границы, а между Киргизией и Узбекистаном – более 50%.
«Кроме того, есть проблема анклавов. Для киргизо-узбекских отношений это несколько анклавов с разным юридическим статусом. Во время известных трагических событий лета 2010 года, когда происходили столкновения между этническими узбеками и киргизами в Джалал-Абадской и Ошской областях, ситуация вокруг анклавов очень резко обострялась. Как минимум со стороны узбекской стороны в узбекские анклавы (на территории Киргизии) вводилась бронетехника вопреки всем договоренностям. Говорилось о создании неких долговременных инженерных сооружений для ведения боевых действий. Потом это все как-то забылось», – напомнил Грозин.
Леонид Бондарец согласен по поводу проблем с анклавами, но указывает, что большинство киргизско-узбекской границы разграничено, однако Ташкент какие-то участки «считает своими и пытается их «приватизировать». В качестве примера он привел село Барак, которое всегда было на территории Киргизии.
«Благодаря тому, что власти Киргизстана практически ничего толком не делают для того, чтобы эту границу узаконить, это село превратилось в анклав Киргизии на территории Узбекистана. Часто жители Барака не имеют возможности даже вызвать врача. Все это делается Узбекистаном. Также Узбекистан добывает газ на территории Киргизии и продает его Бишкеку. Вот уже 20 лет киргизская сторона не принимает действенных мер, чтобы вернуть эту территорию», – указывает Бондарец.
Грозин также уверен, что неурегулированный статус границы, отсутствие пограничных столбов стали раздражающим фактором, который порождает подобного рода трагические инциденты. «Кроме того, через приграничье трех государств идут большие потоки контрабанды. Естественно, это гигантские деньги. И ясно, что эти большие деньги, как всегда, ведут к тому, что их пытаются перераспределить, идет борьба за контроль. Там, где есть гигантские неконтролируемые финансовые потоки, там обычно всегда льется кровь», – подчеркнул политолог.
Добавим, в конце июня сообщалось, что на киргизско-узбекской границе Алабукинский пограничный отряд с начала года задержал контрабанду на 540 тыс. сомов (1060186 долларов США).