В Пакистане идет охота на талибов
Вашингтон одержал сиюминутную дипломатическую и пропагандистскую победу
Уже несколько недель на востоке Афганистана и в пограничных с ним пакистанских провинциях идут ожесточенные бои между американским спецназом, пакистанскими вооруженными силами и отрядами талибов. Как отмечают представители средств массовой информации, по характеру сопротивления со стороны боевиков можно судить о том, что американцам на этот раз повезло, и они на самом деле сели на хвост одному из лидеров "Аль-Каиды".Еще в середине февраля в прессе стали появляться первые данные о том, что американская разведка напала на след неуловимого Бен Ладена, который вел на пакистано-афганскую границу. После дипломатических консультаций с властями Пакистана американский спецназ получил разрешение провести рейд на территории этой страны. Ранее официальный Исламабад всячески препятствовал активному проникновению американских солдат вглубь Пакистана. Более того, поддержка антитеррористической коалиции президентом страны Первезом Мушаррафом чуть не стоила тому жизни.
Традиционно у талибов в Пакистане очень сильные позиции. Ни для кого не секрет, что Бен Ладен и мулла Омар (лидер движения "Талибан") являются здесь национальными героями, "смело бросившими вызов Западу – извечному врагу мусульманского мира". С конца 70-х годов прошлого столетия талибы находились под непосредственным патронажем американских и пакистанских спецслужб, являясь удобным инструментом для решения военно-политических задач США и Пакистана в соседнем Афганистане. Со временем, став самостоятельной политической силой, движение "Талибан" не только вышло из-под контроля своих вчерашних хозяев, но и приступило к осуществлению собственных амбициозных военно-политических планов.
Идея создания Исламского халифата стала не только идеологической базой для "Аль-Каиды" и талибов, но и практической программой действий для "исламского братства". Религиозные фанатики планировали создать огромное государство от берегов Аравийского моря до Каспия, включив в него республики Центральной Азии, Кавказ, некоторые российские регионы, в том числе Чечню, Татарстан и Башкирию. На деньги Бен Ладена (или человека, скрывающегося за ним), международной террористической сети, талибы организовали на территории Афганистана центры подготовки боевиков, куда со всего мира потянулись бандиты всех мастей. В афганских лагерях прошли подготовку и получили кровавый опыт известные международные террористы – Хаттаб, Басаев, Джума Намангани.
Как полагают эксперты, именно из этих террористических центров были отданы команды на проведение диверсий в отношении американских граждан за рубежом. Кроме того, с территории Афганистана в Чечню забрасывались квалифицированные инструкторы, создавшие в республике сеть лагерей по подготовке боевиков и руководившие террористическими актами по всей России. Афганские боевики неоднократно пытались дестабилизировать ситуацию в Таджикистане, Киргизии и Узбекистане. Под руководством "Аль-Каиды" и "Талибана" в Центральной Азии были созданы экстремистские организации "Исламское движение Узбекистана" и "Хизб-ут-Тахрир". Руководство "Аль-Каиды" и талибов активно снабжали террористов деньгами, предоставляли всю необходимую информационную поддержку и материально-техническую помощь. В афганских медресе для них активно готовилось свежее пополнение – молодые люди из России, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, стран дальнего зарубежья. В дальнейшем именно они пополняли террористические организации по всему миру.
В исламском Пакистане с традиционно сильным влиянием религиозных авторитетов талибы и их духовные лидеры до недавних пор чувствовали себя достаточно комфортно. Более того, руководители и ученики пакистанских религиозных школ прилюдно на многочисленных митингах и демонстрациях славили "Аль-Каиду" и ее "борьбу", а также активно пополняли ряды боевиков. Все попытки светских властей страны навести порядок, натолкнулись на активное противодействие мулл и улемов, будораживших общественное мнение и неоднократно провоцировавших массовые беспорядки. После разгрома талибов в центральных и северных районах Афганистана многие боевики движения "Талибан" и активисты "Аль-Каиды" нашли убежище на афгано-пакистанской границе. Более того, как установила американская разведка, они создали там укрепленные лагеря, запасы оружия и боеприпасов, готовя вылазки против сил антитеррористической коалиции. Кроме того, у американцев появились данные, что именно на востоке Пакистана скрывается "террорист номер один" – Усама Бен Ладен.
На этот раз правительство генерала Первеза Мушаррафа оказалось более сговорчивым и разрешило американскому спецназу начать операцию против талибов на пакистанской территории. Кроме того, впервые в боях с отрядами боевиков принимают участие и регулярные пакистанские войска. Как отмечают независимые эксперты, решению Мушаррафа активизировать борьбу с "Аль-Каидой" и талибами во многом поспособствовал ядерный скандал, в котором оказались замешаны Пакистан и Ливия, и которым для давления на Исламабад успешно воспользовался Вашингтон.
Аналитики говорят и о том, что пакистанский президент, отдав команду вооруженным силам вступить в бой с талибами, все-таки ответил на многочисленные покушения на собственную жизнь, организованные исламскими экстремистами. В любом случае, именно сегодня цели американского и пакистанского руководства совпадают как никогда. Д.Бушу необходимо перед выборами поймать Бен Ладена, а П.Мушаррафу ослабить влияние фундаменталистов на политическую жизнь в стране. Однако больше рискует пакистанский президент, выступивший против исламских радикалов, активно критикующих П.Мушаррафа за предательство "исламских ценностей и интересов".
Пока же бои на востоке Пакистана продолжаются. Согласно военным сводкам, обе стороны несут ощутимые потери. Как отмечает пакистанское командование, боевики ожесточенно сопротивляются и пытаются прорваться из окружения на территорию Афганистана, однако сил для этого у них явно недостаточно. Военные говорят о том, что среди убитых боевиков много выходцев из бывших советских республик, в том числе есть и чеченцы. Однако Бен Ладен до сих пор не пойман, а значит, главная цель операции так и не достигнута. В то же время у боевиков "Аль-Каиды" и "Талибана" остается все меньше мест, где они могут скрываться от сил антитеррористической коалиции, а значит, сужается круг поиска основных действующих лиц афганской драмы. Пока же, чтобы подстраховаться, американцы говорят о том, что среди боевиков, скорее всего, находится второй человек в "Аль-Каиде" и ее идеолог Аль Завихири, охоту за которым уже почти три года ведут американские спецслужбы.
Пока не известна реакция на происходящее в самом Пакистане. Вряд ли исламская оппозиция смирится с действиями пакистанского президента и участием пакистанской армии в боях с талибами. П.Мушарраф в очередной раз рискует. Несмотря на то, что за президентом стоят разведка и армия – главный фактор пакистанской внутренней политики – это еще не гарантирует Мушаррафу устойчивости и стабильности собственного режима. Целый ряд покушений на жизнь пакистанского руководителя наглядно подтверждает, что врагов у него хватает.
Американцы, скорее всего, в очередной раз подставляют лидера Пакистана, заставляя его принимать непопулярные в стране решения. В любом случае, Исламабад не смог остаться в стороне от уничтожения собственного детища – движения "Талибан", хотя в течение нескольких лет пытался уклониться от активного участия в боевых действиях. Похоже, Вашингтон одержал сиюминутную дипломатическую и пропагандистскую победу, которая может иметь далеко идущие последствия как для внутренней стабильности в Пакистане, так и всего Центрально-азиатского региона.