В поиске новых посредников
Вокруг грузино-абхазского конфликта
Урегулирование грузино-абхазского конфликта вновь поставлено под вопрос. Причиной тому стали неуклюжие попытки поиска официальным Тбилиси альтернативных способов разрешения конфликта, которые проводятся без учета мнения всех заинтересованных сторон.Анализируя действия грузинских властей во внешнеполитической деятельности, можно сделать вывод о том, что Грузия стремится ко все большему вовлечению в миротворческий процесс различных международных организаций. Цель – постепенное уменьшение роли Москвы в этом вопросе. Кроме того, большое внимание Тбилиси уделяет поиску других государств, способных взять посредническую инициативу в свои руки. При этом предпочтение отдается тем, кто имеет общие с Грузией экономические и политические интересы. В качестве наиболее вероятного посредника, который мог бы составить конкуренцию России в этой деятельности, Тбилиси рассматривает Турцию, с которой Грузия наладила тесные контакты в экономической, политической и военной областях.
Стамбульская встреча 7-9 мая 1999 года дала Анкаре возможность подключиться к переговорному процессу. По всей вероятности, в Тбилиси полагают, что усилению позиций Анкары в вопросах посреднической деятельности будет способствовать проживающая в Турции пятисоттысячная абхазская диаспора, представители которой периодически оказывают финансовую помощь Сухуми. На фоне экономической блокады Абхазии странами СНГ Турция имеет экономические контакты с Сухуми. Анкара уже неоднократно предоставляла Абхазии по линии Общества Красного Креста и Полумесяца Турции гуманитарную помощь, распределение которой способствует повышению ее авторитета среди местного населения. Кроме того, Турция питает и криминальный бизнес республики.
Все это так. Однако последние события, связанные с попыткой вывода российских военных из Гудауты, ставят под сомнение правильность расчетов аналитиков из окружения Э.Шеварднадзе. Попытки оказания психологического давления на население Абхазии в виде недавно проведенных учений НАТО вблизи границ "мятежной республики" привели к диаметрально противоположенной реакции в виде вспышки уже было затухающих антигрузинских настроений, что безусловно не способствует миротворческому процессу. Позабыли в Тбилиси учесть также и факт того, что многие в Абхазии имеют российские паспорта и видят в России свою вторую родину. Контакты же с абхазской диаспорой в Турции начались в последние годы и происходят в основном по ее инициативе, не нося при этом масштабного характера.
В одном из своих недавних интервью президент Абхазии Владислав Ардзинба заявил, что "власти Абхазии всегда выступали против вывода российской базы из республики, так как это может значительно повлиять на уже напряженную ситуацию в зоне грузино-абхазского конфликта". Позицию абхазского лидера поддерживает население республики. Игнорирование этого может лишь поставить под вопрос хрупкий мир между Грузией и Абхазией. Вооруженный же конфликт или затяжная конфронтация, по мнению аналитиков, грозят Абхазии усугублением нищеты большинства ее жителей, а Грузии – окончательной потерей Абхазии.