"В России интересно…"
Говорят молодые европейцы
На днях в Москве завершился проект "Лицо России глазами молодых европейцев", в котором приняли участие представители молодежных организаций из восьми стран: Греции, Испании, Литвы, Эстонии, Украины, Польши, Беларуси и России. 60 юношей и девушек в возрасте от 16 до 25 лет познакомились с северной столицей России, а потом на несколько дней приехали в Москву. Надо отдать должное мужеству этих ребят: никто из них не поменял свои планы, все они приехали в нашу страну, несмотря на сложную обстановку и трагические события, происходящие в России. О том, как прошел молодежный проект, с какими проблемами столкнулись ребята в ходе его проведения и с каким настроением они покинули Россию, рассказывает организатор и автор проекта директор "Русского дома в Эстонии" Марина Эдуардовна Тэе.– Как возникла идея проекта?
– Молодежь – наше будущее, и сегодня юное поколение активно стремится к общению со своими сверстниками в России. Наш проект "Лицо России глазами молодых европейцев" получил одобрение со стороны Фонда "Молодежь" в Евросоюзе. Кроме того, мы получили поддержку мэрии Москвы и Фонда имени Юрия Долгорукого.
– В чем состоит оригинальность и особенность проекта?
– Ребята осуществляли его без покровительства взрослых, а молодежные организации из восьми стран были нашими партнерами.
– Объясните подробнее, что это значит?
– Мы не диктовали ребятам, что и как нужно делать, не планировали их программу. Правда, сначала собрались вместе с ними, обсудили и подготовили проект с учетом наших знаний и опыта. Я имею в виду, опыт более старшего поколения. Обсудили и проговорили некоторые аспекты, связанные с бытовыми моментами, административной системой в России, традициями, принятыми в нашей стране и. т.д. А дальше участники делали все сами без участия со стороны взрослых.
– И Вы ни разу ни во что не вмешивались?
– Мне не раз хотелось кинуться к ним с вопросом: "Как дела? У Вас все в порядке? Никто не заболел?" Да, я появлялась иногда среди ребят, но всегда старалась быть нейтральной в их молодежной творческой мастерской. Помогала только в том случае, если возникали какие-то организационные проблемы, с которыми ребята не могли справиться сами. Результат превзошел все ожидания: после завершения проекта каждый из участников восторженно отметил: "Какой жизненный и организационный опыт!"
– Известно, что в шутку Вы назвали этот проект "Путешествие из Петербурга в Москву 200 лет спустя". Значит это туристическая поездка?
– Нет, ребята не занимались туризмом в чистом виде, они не занимались образованием или изучением иностранных языков, не вели какие-либо исторические исследования в области, скажем, культуры. Они работали журналистами, фотографами и при этом активно общались со своими сверстниками в России. Правда, среди участников нашего форума были не только профессиональные журналисты, но и будущие ветеринары, психологи, переводчики, волонтеры и даже начинающие предприниматели. Заметьте, что это не юные Радищевы путешествовали из Петербурга в Москву, а юные иностранцы, которым интересно буквально все, что происходит сейчас в России.
Мы не давали ребятам специальных заданий – увидеть какая у нас прекрасная и красивая северная столица или какие у нас в России великолепные культурные особенности и необыкновенный русский характер. Правда, временами очень хотелось дать им какое-нибудь задание или совет, но приходилось сдерживаться. Приведу пример. Ребята знали, что в Москве по проекту у них было намечено побывать на концерте ансамбля "Русичи" – это музыканты, которые виртуозно исполняют древнерусскую музыку. Ко мне подошла участница проекта – молодая профессиональная журналистка из Белоруссии и спросила: "А что Вы нам покажете – народное шоу? Ведь в России нет древнерусской музыки?" По ее мнению, русская народная музыка в России – это не что иное, как шоу-программа, которая состоит из коллектива "Коляда" или из ансамбля под управлением Надежды Бабкиной. Я не стала переубеждать юную журналистку, предложив ей обменяться мнениями после выступления артистов. Потеплевшие глаза девушки после концерта говорили о многом. Потом я пыталась спросить о впечатлении, но она объяснила, что хочет взять интервью у исполнителей, "пока не потеряла это волшебное состояние".
Никого из участников проекта мы не ангажировали снимать что-либо хорошее или плохое. Но где-то в душе думалось: а вдруг они начнут снимать наши помойки, трущобы, быт… Мы не контролировали, что именно они снимали. Но когда наш проект уже заканчивался, то мы попросили каждую из делегаций стран-участников в одном предложении выразить свое впечатление о России. Греческий волонтер сказал в ответ коротко и ясно: "Здесь интересная жизнь". Я не могу сейчас объяснить, почему он так сказал, и что именно он имел в виду, просто нужно терпеливо дождаться печатных материалов ребят на эту тему. Кроме того, мы намерены провести фотовыставки в странах-участницах проекта. Какие это будут мгновения, запечатленные в работах молодежи, мы увидим на вернисажах, но уверена, что для многих это станет своеобразным открытием себя и России. И еще. Во время этого проекта ребята снимали документальный фильм.
– Как Вы думаете, о чем будет этот фильм?
– Мы увидим это на премьере, но могу отметить одно, что дети совершенно не желали "включаться" в какие-то официальные и протокольные мероприятия: они не снимали для этого фильма пресс-конференцию с участием представителей различных властей, которая проходила в Москве в Доме Журналистов, и им было совершенно неинтересно говорить с ними на "лозунговые" темы. Может быть, именно потому, что все эти ребята идеологически "не зашорены", и у них есть только одно желание – общаться, созидать и работать. Причем, работать и созидать в одной связке, делая что-либо прекрасное. "Мы снимали Москву и Санкт-Петербург", – гордо отмечали они. Но зато после пресс-конференции ребята с удовольствием посмотрели документальный фильм одной из участниц этого проекта – молодого режиссера из эстонской делегации Алены Суржиковой.
– Как называется ее картина, и почему для показа была выбрана именно эта работа?
– Картина называется "Поиск пути" – это дипломная работа Алены Суржиковой, которая закончила университет, став профессиональным режиссером и в настоящее время ведет свою молодежную программу на эстонском телевидении. Алене 22 года, она волонтер с активной жизненной позицией. Почему она сняла эту картину? Эстония вступила в Евросоюз, и открылись границы, предоставив людям еще больше возможностей передвигаться в пространстве. Молодежь поставлена перед выбором своего дальнейшего пути. В Эстонии сейчас трудно устроить свою жизнь, причем не только русским, но и эстонцам. Это маленькая страна, имеющая маленький рынок. В настоящее время ребята стали активнее передвигаться по Европе и все чаще задаваться вопросом: "А где их Родина?" Ответ на этот вопрос о выборе пути, выборе Родины и пытается найти автор картины. В Таллине Алена Суржикова села в машину к водителям-дальнобойщикам и доехала с ними до… Парижа. В каждой стране, встречающейся ей по пути следования, девушка находила молодых людей, являющимися этническими русскими, которые либо учатся в этой стране или временно работают там, либо эмигрировали. Алена брала у них интервью. В картине есть прекрасный сюжет – беседа с негритянкой, проживающей во Франции, которая не только хорошо говорит по-русски, но и считает, что у нее "русская душа". "Поиск пути" – удачная работа начинающего режиссера, и я уверена, что мы еще услышим об Алене Суржиковой и в других не менее интересных проектах.
– Участники проекта отправились в одну Россию, но после трагических и тяжелых событий, которые недавно произошли в нашей стране, ребята приехали уже в другую страну. Как они восприняли события, происходящие в России?
– Никто из ребят не поменял свои планы: они все приехали в Россию. Это поступок с большой буквы, потому что их присутствие на нашей земле в тяжелые для россиян дни – уже сочувствие и поддержка. Многие мероприятия, намеченные в нашем проекте, пришлось отменить из-за траурных дней. Была отменена и экскурсия по Кремлю, но ребята отнеслись с пониманием, они не остались в стороне и отправились на митинг "Нет терроризму!", проходивший в Москве. Да, многие из участников нашего проекта боялись спускаться в московское метро, но пересилили себя, а испанцы заявили, что приехали в Россию из солидарности. На мероприятиях, проходивших в столице России, дети молча скорбили, думая о погибших, и им не нужно было объяснять или как-то организовывать их на это.
– В ходе проекта у Вас были ЧП?
– Признаюсь, что не обошлось без "приключений". За месяц до начала нашего проекта мы пригласили на общее совещание по одному представителю от делегации, чтобы обсудить "технику безопасности". От греческой команды никто не приехал на эту встречу, поскольку греки готовились к проведению Олимпиады-2004 и, видимо, решили, что справятся сами. Наш проект стартовал в Санкт-Петербурге. После экскурсии по Эрмитажу дети отправились что-либо "перекусить" в кафе. Юная гречанка на какое-то время оставила свои вещи без присмотра, и в результате ее рюкзак с кинокамерой, фотоаппаратом, вещами, деньгами и документами пропал. Она тут же обратилась в милицию, но дежурный только руками развел. В посольстве Греции девушке выдали вместо паспорта справку. И мы были уверены, что она тут же отправится домой. Но девушка не уехала, она продолжала путешествие с этой бумажкой вместо паспорта, подружилась с ребятами, активно участвовала во всех мероприятиях, а уезжая из Москвы, когда проект уже завершился, плакала при расставании.
– Проект завершился, как Вы оцениваете его значимость?
– Ребятам было трудно расстаться, они плакали, уезжая из России, но при этом все участники проекта покидали нашу страну счастливыми и окрыленными: они не только обрели в России новых друзей и единомышленников, но и получили грандиозные организаторские навыки и жизненный опыт. Молодые европейцы в один голос заявили, что Россия им интересна и даже стали обсуждать другие планы, чтобы встретиться здесь вновь на молодежных форумах, но теперь уже в других российских городах. Уверена, что проект "Лицо России глазами молодых европейцев" получит новое продолжение в России, а имена людей, занятых в нем, еще не раз прозвучат на международном уровне.