«В России я ощущаю свободу»
("Окно в Россию")
«Мы скоро увидим новую волну утечки мозгов, только не с Востока на Запад, как было раньше, а с Запада на Восток»
Проект "Окно в Россию" продолжает публикацию интервью иностранцев о нашей стране. Американец Пол Ричард Киндлон, уже двадцать лет живущий в России, рассказал о том, чем прельщает Россия иностранцев, в чем разница между русскими и американцами, и почему в американских университетах своих "замораживали", а ученых и профессоров из СССР продвигали.
Profile: Пол Ричард Киндлон (США), профессор философии Московского университета Туро, в России с 1992 г.
- Когда и почему вы решили уехать в другую страну?
- В России я живу уже 20 лет. Да, в мае я отпраздновал двадцатилетие с моими бывшими студентами в одном из московских баров, где, кстати, делают самую лучшую пиццу в городе.
В августе 1991 года, нет, начну еще раньше. Долгие годы я играл в театре Чикаго. И однажды я понял, что меня не устраивает мой скромный успех. Поэтому я решил заново поступить в университет, защитил докторскую по философии и русской литературе. Диссертацию я защищал в августе 1991 года, в тот самый день, когда Ельцин поднялся на танк перед Белым домом. Как-то так… Потом я пытался найти работу в разных американских университетах, но понял, что набирают профессоров-выходцев из СССР. Как раз СССР стал распадаться. И вот в университеты набирали профессоров, которые уже опубликовали, по крайней мере, пять или шесть книг. Естественно, они свободно говорили по-русски. Собственно, их и набирали. А нас, американцев, «заморозили», хотя Холодная война подходила к концу.
И вот однажды мне позвонил один профессор, с которым я познакомился еще в СССР. Он предложил мне поработать журналистом. Для меня это было началом карьеры. Работать нужно было в газете, которую учредил Московский союз журналистов. Но газета продержалась всего шесть месяцев. Потом, она просто исчезла.
Затем группа журналистов решили воспользоваться случаем того времени и открыть свою независимую радиостанцию, которая называлась «Открытое радио». И я был одним из первых англоязычных ведущих на радио. Проработал там около двух лет. Потом так получилось, что я окунулся в науку. Некоторое время я работал адъюнкт-профессором в Чикаго, преподавал философию и риторику. В 1994 году знакомый британец предложил мне преподавать философию в Американском университете здесь.
И я воспользовался этой возможность. Я обожаю преподавать. Так я и остался в России, а затем я женился на русской девушке, знакомая история. Но я никогда не хотел вернуться обратно в Америку, мысли даже такой не было.
- В чем разница между США и Россией?
- Многим русским покажется это смешным, но здесь я ощущаю свободу. Свободу в целом. Американцы словно всегда «включены», словно всегда играют на зрителя. Это больше похоже на реалити-шоу, которое продолжается 24 часа в день, семь дней в неделю. Там ты не знаешь, искренне ли с тобой окружающие. Здесь же, наоборот, ты знаешь, что люди всегда прямолинейны, хорошо это или плохо. В этом самая большая разница. Еще одно отличие, американцы самоуверенны, даже чересчур самоуверенны. А в России людям, наоборот, не хватает самооценки.
- Были ли какие-то барьеры или даже страхи при переезде в Россию?
- Самый большой барьер – это язык. Никаких страхов не было.
- Скучаете по родине?
- По родине? Я гражданин мира. Мне недостает спорта, вот и все, я так думаю. Я имею в виду, что в первые годы моего пребывания в стране, жизнь была очень тяжелой. Ну, например, сложно было достать желаемые товары. А теперь, Москва превратилась в интернациональный город. Здесь можно достать все что угодно.
Хотя я стараюсь не терять связь с США. Вот недавно я общался с другом, который работал в штабе предвыборной кампании Обамы. И у нас множество разногласий о политике Обамы. Кстати, я так и не ходил на выборы.
Я уже давно не голосую. Но я не один такой, еще порядка 90 миллионов американцев не ходят на выборы и не голосуют. Мне кажется, что в США есть только одна партия с двумя «крылышками». И нет никакого выбора. Я не могу сказать, что я последователь движения «Оккупай Уолл-Стрит», но я разделяю их взгляды, что 99% населения спонсируют 1% богачей в стране.
Когда-то я интересовался политикой. Я даже работал в штабе Джорджа Макговерна, но это было очень давно. Я также работал в штабе Гэрольда Вашингтона. Он был первым афро-американцем, избранным в мэры Чикаго. Я тогда еще состоял в Коммунистической партии США. С 16 лет я был «левым», социалистом.
Но со временем, мое мнение об Америке лишь ухудшилось. И это не из-за того, что я живу в России. Я бывал во многих странах. При любом удобном случае я выбираюсь в Европу. Наверно, в душе я европеец. Если бы не существовало Европейского Союза, то я бы наверняка работал и жил в Европе. Россия, это второе место после Европы для меня. Но, к сожалению, чтобы устроиться на работу в ЕС, нужно быть гражданином ЕС. Граждан других стран трудоустраивают в последнюю очередь.
- Какой совет вы бы дали американцу, которых планирует переехать в Россию?
- Я бы сказал «поторопись»! Сейчас самое благоприятное для этого время. Мне кажется, что сейчас экономика Америки, да в целом страна, находится в упадке, в ранней стадии затяжного упадка. И со временем будет только хуже и хуже. Через парку-тройку месяцев начнется дефицит. Люди станут злыми и разочарованными. И мы увидим новую волну утечки мозгов, только в обратном направлении, не с Востока на Запад, как было раньше, а с Запада на Восток.
В рамках проекта "Окно в Россию" на сайте "Голоса России" публикуются истории из жизни за пределами Родины бывших и нынешних граждан СССР и РФ, а также иностранцев, проживавших в России и изучающих русский язык.
Уехавшие за рубеж россияне часто подробно описывают свои будни в блогах и на страничках соцсетей. Здесь можно узнать то, что не прочтешь ни в каких официальных СМИ, ведь то, что очевидно, что называется, «из окна», с места событий, редко совпадает с картинкой, представленной в «больших» масс-медиа.
"Голос России" решил узнать у своих многочисленных "френдов" в соцсетях, живущих в самых разных уголках мира, об отношении к русскоязычной диаспоре, феномене русских за границей, о "русской ностальгии", и о многом-многом другом.
Если вам тоже есть чем поделиться с нами, рассказать, каково это – быть "нашим человеком" за рубежом, пишите нам по адресу home@ruvr.ru или на наш аккаунт в Facebook.