logo

Хлебные крошки

Статьи

Традиции
Вера
Россия

В Тихвине возрождают еще одно творение Ивана Грозного

Введенский девичий монастырь

Тихвин снова обретет важнейшую архитектурную доминанту — Введенский монастырь. Администрация района заканчивает вывод с его территории всех светских объектов и передает здания этого памятника культурного наследия в федеральную собственность. Теперь впервые за много лет станет возможным и федеральное финансирование, и проведение масштабных реставрационных работ.

Введенский девичий монастырь был возведен в 1560 году одновременно с прославленным Богородицким Успенским монастырем, он также сыграл значительную роль в истории России и связан с явлением Тихвинской иконы Божией Матери. По легенде, обитель поставлена на месте первого появления чудотворной иконы на берегах реки Тихвинки в 1383 году. Оба монастыря, говоря современным языком, были построены по распоряжению одного заказчика — Ивана Грозного и одним подрядчиком — артелью новгородских мастеров. Для их возведения была коренным образом изменена планировка древнего Тихвина. Посад был перенесен с территории обителей туда, где сейчас и располагается центр города. Главная площадь Тихвина, ныне площадь Свободы, насчитывает уже 450 лет. Историческая планировка  полностью сохранилась до наших дней, за что Тихвин получил статус исторического города России. Как говорит краевед Алла Титова, эти два монастыря, как два крыла города. Без Введенской обители равновесие нарушено.

НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ И НА ОДНОМ КРЫЛЕ

Восстановлением равновесия в Тихвине муниципальные власти занимаются уже давно, планомерно выводя с территории полуразрушенного монастыря все светские объекты. В 2010 году обитель покинуло коммунальное предприятие ОАО «УЖКХ», которое занимало часть Введенского собора и имело на территории монастыря гаражи. До конца января завершится расселение двух находящихся в монастыре жилых домов. Проживающие там люди переедут в благоустроенные квартиры нового дома N4 на улице Вокзальной, построенного по программе софинансирования из федерального, областного и муниципального бюджетов. Местный бюджет выделил на эти цели 1 миллион 172 тысяч рублей. Как отмечает советник главы Тихвинского района по взаимодействию со СМИ Станислав Смирнов, эти деньги и есть опосредованный вклад местной администрации в возрождение обители.

Также из муниципального бюджета были выделены 3 миллиона рублей на ремонт дома N9 по улице Московской, куда недавно из Введенского собора XVII века переехал спортивный клуб «Богатырь». К слову, «Богатырь» занимал помещения храма с 50-х годов XX века. Под крышей нового здания разместятся несколько спортивных секций, которые в общей сложности посещают 2 тысячи детей. «Это не просто освобождение территории монастыря от светских объектов, это решение социальных проблем, - подчеркивает Станислав Смирнов. - Речь идет и о комфорте людей, переселенных из  аварийного фонда, и о безопасности детей, занимающихся в спортивной школе. Спешить и переводить социальные объекты в неподготовленные помещения мы не имели право».

Параллельно с этим инициирован процесс передачи зданий монастырского ансамбля в федеральную собственность – такое решение было принято под Новый год на заключительной сессии депутатов Тихвинского района. Речь идет о шести объектах культурного наследия: Введенского собора (1620 год, перестроен в 1882 году), Трапезной палаты с церковью Рождества Богородицы (1645 год, перестроена в 1704 году), колокольни со святыми вратами и надвратной церковью Святой великомученицы Екатерины (1834–1836 годы). Пять из этих зданий уже находятся в безвозмездном пользовании у Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной церкви. В целом, по словам Станислава Смирнова, процедура передачи монастырских зданий в федеральную собственность с учетом всех законодательных процедур и формальностей займет не менее полугода. На этом полномочия местных властей в отношении монастыря заканчиваются.

НА ДРУГОМ КРЫЛЕ...

Теперь при удачном стечении всех обстоятельств появилась реальная возможность успеть подать заявку на финансирование реставрации монастыря из федерального бюджета уже в этом году. Соответствующий запрос о статусе зданий обители Санкт-Петербургская епархия будет делать в августе-сентябре. Тогда работы могли бы начаться уже с 2013 года. Единственное осложнение, которое может встать на этом пути документооборота — как раз и есть перемена собственника, пояснил 47News главный специалист отдела по осуществлению полномочий Ленобласти в сфере объектов культурного наследия Валерий Ташкин. Но, к сожалению, без передачи 100% зданий монастыря в федеральную собственность не будет и федерального финансирования.

Все остальное вполне укладывается в эти сроки. Остальное — это вопрос с выводом размещающихся  также в помещениях обители фондов Дома-музея Н.А. Римского-Корсакова, которые находятся в ведении областного департамента по культуре. Подготовка монастырем документов о техническом состоянии зданий  и охранных обязательств по объектам культурного наследия и согласование этих документов в областном комитете культуры.

Сейчас же все работы в монастыре проводятся силами подвижниц, верующих и на пожертвования. Как рассказала матушка Тавифа, в основном идет ремонт кровли, ликвидируются протечки, проводится расчистка зданий от мусора и подготовка жилых помещений. Работы ведутся в церкви святой Екатерины, в Игуменском и Северном корпусах.

Анна Пчелина

47 новостей (47 news)

                                                                 *****

Летописные источники говорят, что именно на месте будущего Введенского Малого монастыря и было первое явление Тихвинской иконы Божией Матери на берегах реки Тихвинки Новгородской губернии в 1383 году.
      Обстоятельства появления Тихвинской иконы на Руси историки связывают с преподобным Антонием Дымским, жившим в Великом Новгороде в XIII веке. После долгих лет паломничества он стал отшельником на Дымском озере. Лесные и заболоченные земли этой русской земли называли «страною тифинскою». Именно здесь, спустя 110 лет после смерти преподобного Антония, в 1273 году и была обнаружена чудотворная икона, ставшая небесной покровительницей новгородских земель.
      Подтверждение (свидетельство) того, что это и есть византийская святыня, пришло с новгородскими купцами от патриарха Константинопольского. Узнав от прибывших купцов о чудесном появлении иконы Богородицы в новгородских землях, патриарх передал с ними описание иконы — «ножка Младенца обнажена» — сомнений быть не могло… 
      Однако в 1453 году Константинополь захватили турки… и икона, наконец, обрела «Дом Пресвятой Богородицы», как издревле зовется Русь — наследница православия.
       …На обширных землях Тихвинской гряды Вепской возвышенности и Приладожья среди племен угро-финской группы русские, в основном новгородцы, селиться стали видимо в XIII- XIVвв.
     «В 1383 году во дни великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене, в пределах Новгорода на Русской земле явилась икона Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке ». 

        В 1383 году на месте «обретения иконы Богородицы», на перекрестке водных и сухопутных дорог, среди нескольких деревень поставлена первая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, положившая начало погосту, а затем «Большому мужескому монастырю». После нескольких пожаров по велению великого князя Василия III отстроен каменный собор по образу Успенского собора Московского Кремля. В 1526 году великий князь сам посетил собор и молился чудотворному лику. В 1547 году, по традициям Византийских императоров, перед венчанием на царство собор посетил сын великого князя, Иоанн Грозный.
Земли Пречистенского погоста на р. Тихвине принадлежали в XV в. Ивановскому Богословскому и Успенскому Богородицкому Радоговицким монастырям. (1)
       После строительства каменного Успенского собора в 1515году великим князем Василием III и по желанию Ивана Грозного устроения здесь Успенского монастыря в 1560г., здесь были проведены большие градостроительные работы. Посад был перенесен на холм к дер. Романиха. Большой монастырь был тщательно распланирован на освобожденной и осушенной территории близ реки и Вяжищского ручья.
         Устроение Большого мужского монастыря в 1560 г. сопровождалось одновременно и вовведением женского Введенского.(2)
        Так же по указу царя Ивана IV к Успенскому монастырю был сформирован и приписан Большой посад (3) «Тихвин», а к женскому монастырю — свой Малый посад — Введенская слобода, дер. Стретилово. Эти работы, начиная с февраля 1560г., при участии новгородского епископа Пимена (2) производил талантливый строитель — новгородец Федор Дмитриевич Сырков (4).
       Изначально монастырь занимал сравнительно небольшую территорию на берегу ручья Березовика (совр. Введенский ручей) и весь ансамбль, созданный Ф.Д.Сырковым, был деревянным. В XVI веке, судя по документам, известно лишь одно строение обители — деревянная церковь Введения Пречистыя Богородицы. О существовании монашеских келий в XVI в. можно только предполагать. Вокруг монастыря была возведена деревянная стена и вырыт ров.
        Первой игуменьей обители стала Евпраксия (февраль 1608).  
 
       Во все времена Большой Успенский монастырь привлекал всеобщее внимание находившейся там чудотворной Тихвинской иконой Богоматери, а о Введенском Малом монастыре нигде не упоминалось до тех пор, пока здесь не появилась четвертая супруга Иоанна Грозного Анна Алексеевна, постриженная под именем Дария. 
       Бракосочетание Иоанна с Анной Алексеевной произошло в 1572 году. Четвертый брак Иоанна Грозного вопреки всем ожиданиям длился три года. Надо думать, причиной тому был характер Анны, ее ум, такт и осознание своего достоинства, присущее гражданам вольного города Новгорода. 
 Царица была пострижена в монашество в Воскресенском Горицком монастыре. Прибытие Царицы Дарий в монастырь трактуют как её ссылку после измены князя Курбского, в доме которого она воспитывалась и провела детство и юность, рано оставшись сиротой. Другие источники утверждают, что это был добровольный уход в монашество … или, что Иоанн IV «спрятал» Анну Алексеевну в монастыре с целью спасения во времена истребления боярского рода Колтовских. Каких-либо документальных сведений на этот счет нет, как нет и документов, описывающих первые годы жизни царственной инокини во Введенской женской обители. 
     16 мая 1596 года бывшая царица значится уже игуменьей Введенского женского монастыря «на Тифине». Вместе с ней прибыли сюда и две ее племянницы - Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.
     Монастырь был отдан Дарии в полное распоряжение, как хозяйке и попечительнице. 
     Она отстроила его, увеличила и привела в цветущее состояние. Старица- царица Дария пользовалась особым влиянием и деловыми связями в городах Москве и Тихвине. В 1604 году по просьбе царицы - игумений Введенская обитель вышла из подчинения Большого Успенского монастыря и получила полную самостоятельность. По ее просьбам, начиная с 1604 г., монастырю цари даровали ряд угодий, деревень  и льгот, а так же выделили средства на каменное строение в обители.
     При Дарии была построена первая каменная церковь — трехглавый собор Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами — в центре монастыря, огороженного деревянной оградой длиной 187 саженей.
    Все остальные здания были деревянные: настоятельские и монашеские кельи, амбары, конюшни, скотный двор с принадлежащими постройками, кельи работников. 
     Переселение царицы - игуменьи совпало с началом Смутного времени на Руси, вторжением на русскую землю литовцев и шведов.
     В период польско-шведских войн с Россией Введенская обитель неоднократно подвергалась нападениям и частичным разорениям. В 1613г. Большой Успенский монастырь был осажден, но не взят шведами. Деревянные постройки Введенской женской обители, не укрепленные в военном отношении, в день 14 сентября 1613 года были полностью сожжены шведскими войсками под предводительством Магнуса Делагарди. Как гласит поверье, во время нападений неприятеля Царица Дария со своими сподвижницами скрывалась в лесах и на болотах; возвращаясь в дни затишья в полуразрушенную обитель, они возобновляли богослужение. После пожара и вплоть до Столбовского* мира проживали монахини вместе с царицей – инокиней Дарьей в землянке на берегу небольшого озера в шести верстах от обители, называемом ныне Царициным в память о тех событиях (о жизни инокинь в период шведской оккупации). Однако прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.
      Позднее (прим. XVIII – XIXв.в.) на Царицином озере была сооружена «мемориальная» часовня, колодец и цепи с крестами. (20)
     После шведского разорения и пожаров 1613 г. царица-инокиня, начиная с 1616г. (?1619г.), отстроила вторично собор и 5 келий. Через пять лет Введенский монастырь выглядел еще лучше, чем до шведского нашествия.

.......................................................................................................
*Столбовский мир — мирный договор, подписанный 27 февраля (9 марта) 1617 года в Столбово (близ Тихвина) и положивший конец русско-шведской войне 1613—1617 годов. Мирный договор был заключён между Россией (царь Михаил Фёдорович) и Швецией (король Густав II Адольф) при посредничестве английского короля Якова I. Предварительные переговоры проводили с русской стороны князь Д. И. Мезецкий, со шведской — Якоб Делагарди.
.......................................................................................................
     По заключении Столбовского мира и вплоть до своей кончины Царица Дарья трудилась над восстановлением и укреплением монастыря, создавая храмы, учреждая монастырский порядок и управляя обителью. В этот период Царь Михаил Федорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, поступают в монастырь пожертвования от царственных особ и частных лиц. Сама Царица - инокиня пожертвовала монастырю все свое состояние, отписанное ею в Духовном завещании.(активная ссылка) 
      5 апреля 1626 года игумения Дария, приняв схиму, скончалась. 
В благодарность за усердное служение Царица-инокиня была захоронена во Введенском Соборном храме, над могилою была возведена позолоченная гробница.

     После преставления Дарии — Благоверной Царицы Введенский монастырь продолжал укрепляться как духовный центр Православия в России. Монастырем управляли Строительницы или Игуменьи, а с возведением монастыря во второй класс второй степени — только Игуменьи.

     Строительные каменные работы продолжились при следующей игуменье Евранее — в 1645 г. начато возведение теплой Рождественской церкви с трапезной палатой, а в начале 1650гг. — и трехпролетной трехшатровой звонницы. Строительством руководил тихвинский игумен Сергий. Оригинальная по своему типу Рождественская церковь с трапезной долго стояла недостроенной, закончено строительство и освящена Трапезная только в 1675г.

     Все вместе каменные здания — Собор, Трапезная и Звонница — образовывали единую группу, располагаясь «по концам треугольника». Деревянные кельи располагались по всему периметру территории монастыря, за исключением южной стороны двора.

      В градостроительной композиции города Тихвина XVIIв. Введенский монастырь наряду с Большим Успенским монастырем играл весьма существенную роль.
Согласно летописи 1906г. на начало XVIII в. Введенский монастырь имел:
- приписные деревни, земли,
- свое подворье в Москве и Новгороде,
- подчиненный Новгородский Иоанно - Богословский монастырь.
1704г. — при пожаре монастырь сгорел до тла.
      Согласно описи на 1739г. на территории Введенского Малого монастыря числилось строений:
- трехглавый собор Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами Николая Чудотворца и преподобного Кирилла Белозерского
- теплая Рождественская церковь с трапезной палатой,
- трехпролетная трехшатровая звонница,
- 26 келий — настоятельские, монашеские,
- ограда деревянная на 187 саженях.

       После преставления Дарии — Благоверной Царицы монастырь продолжал укрепляться как духовный центр православия в России. Монастырем управляли Строительницы или Игуменьи, а с возведением монастыря во второй класс второю степенью (XIX в.) — только Игуменьи.

       По описаниям, сделанным в 1739-1764 годам для Новгородской епархии, мы можем представить, как в то время выглядела обитель:

     «В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тесом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав.
При церкви Рождества Богородицы хлебопекарная келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тесом».
      До 1764 года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья.

Все это можно видеть на плане Тихвинского посада, а точнее, подробного рисунка, выполненного в 1678 году Иваном Зелениным и Федором Евстафьевым. На плане, в частности, зафиксирован Введенский девичий монастырь, слободка монастыря и деревня Стретилово.

За 366 лет существования Введенской обители сменилась 31 настоятельница.

На 1914 год из 200 монахинь и послушниц монастыря, постриженных в полное монашеское одеяние, было 26 и одна престарелая схимомонахиня. 
  Неспешно текла в монастыре жизнь. 
Внутри этого красивого, ухоженного второклассного монастыря был разбит сад, возле собора — обширный некрополь. ** 
  
  Большею частью сестры начинали свой монашеский путь  именно во Введенском монастыре, а не были переведены из других обителей.
  Доходы монастыря были весьма ограничены и складывались из свечного и кружечного сбора, продажи просфор, оброчных статей, сбора на поминовения и процентов с капиталов от пожертвований, а также полученные от Правительства на различные церковные нужды. Годовой денежный доход монастыря в 1914 год составил 8 391 руб. 10 коп., при этом более половины этой суммы — 4968 руб. 20 коп.— составлял процент с капиталов, пожертвованных разными благотворителями для поминовения.

  После революции 1917 года в женскую обитель пришли другие люди. 
  Некоторое время монахини и послушницы оставались жить в монастыре, в труднейших условиях продолжая свое служение Богу. Официально датой закрытия Тихвинского Введенского монастыря считается 1926 год, но фактически - с того самого времени, как в обители появились представители власти рабочих и крестьян. Некоторое время сестры, продолжая свое служение Богу, ютились в монастырских зданиях рядом с новыми поселенцами. Но тех соседство с инокинями вовсе не устраивало. Монахини, вытесненные из сестринского корпуса, разбрелись по городу, служа санитарками и сиделками, подрабатывая рукоделием. Игуменья Иоанникия вынуждена была переселиться из настоятельских покоев в тесную келейку в колокольне. 
  История Большого Успенского Богородичного и Введенского Малого монастырей всегда имела неразрывную духовную связь. 
  Со дня своего основания и до закрытия советской властью оба монастыря — Большого Успенского монастыря в 1924 году и Введенского женского в1926 году Настоятель Большого монастыря всегда являлся Благочинным Введенского женского монастыря, т.е. духовным его руководителем. В главные праздники ему вменялась священная обязанность духовно торжествовать своим служением вместе с сестрами в их обители

  Осенью 1937 года по Тихвину прокатилась волна арестов. К ноябрю почти все духовенство города находилось в местной тюрьме. Очередь дошла и до бывшей игуменьи Иоанникии, которая была арестована как участница контрреволюционной группы. 

  3 декабря 1937 года, в самый канун престольного праздника — Введения во храм Пресвятой Богородицы, бывшая игуменья Введенской обители была расстреляна вместе с другими тихвинскими новомучениками: игуменом Арсением (Дмитриевым), протоиереем Иоанном (Сарвом), священниками Емилианом Панасевичем, Николаем Покровским и Василием Канделябровым
Мраморное изваяние святого ангела с золотым крестом с памятника на могиле игумений Августы, надгробные плиты настоятельниц монастыря Марии, Павлы, Серафимы, Рафаилы, как и многие другие, были употреблены на фундаменты цехов лесохимического завода.
  Не остановили святотатцев трогательные слова, выбитые золотом на мраморной плите игумений Серафимы:
 
  «Остановись, не попирай гробницу! Над нею слезы льют и сиры, и вдовицы. Здесь инокинь наставница лежит...». 

                                                                               *****

Монастырь находится в тяжелом положении. Храмы XVII века и территория требуют постоянного внимания по сохранению и расчистке. Здания разваливаются без укрытия и отопления в зимний период. Реставрационные работы еще не начались (даже нет сроков начала) и вся нагрузка по уходу за монастырем лежит на немногочисленных насельницах. Не говоря про электричество, отопление или бензин на машину (единственное средство передвижения в монастыре). Если Вы имеете возможность и средства помочь, то возможно, не приезжая в Тихвин напрямую, отправить почтовый перевод на адрес монастыря.  Спаси Господь!

На сайте  монастыря есть расчетный счет в разделе пожертвования http://www.tvzm.ru/donation/, можно воспользоваться им.

Почтовый перевод или посылку на адрес монастыря: 187550, Ленинградская обл., г.Тихвин, ул.Зайцева д.8, Федоровой Татьяне Ефимовне.

Веб-сайт:
Местоположение:
Тихвин, Россия

Статьи по теме

Партнеры