В зону свободной торговли вступила Украина
Что дальше?
Верховная Рада на своем внеочередном заседании рассмотрела вопрос ратификации Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) в СНГ, на чем настаивал президент Виктор Янукович. И с ходу утвердила.Возникает закономерный вопрос: а чего же украинцы столь долго "запрягали" - ведь этот документ ждал своего часа с осени 2011? Вариантов ответа может быть несколько. Основной — начавшийся перед Евро-2012 "наезд" структур и отдельных личностей Евросоюза на украинскую власть, пытавшихся всучить "чужому монастырю" (т.е. Украине) свой далеко не безупречный устав. Не получив желательного ответа, европейцы заморозили отношения, тем самым закономерно развернув украинскую избушку к лесу (т.е. Брюсселю) задом, и, соответственно, к СНГ передом. Второй аспект — начавшаяся именно в день ратификации парламентская предвыборная кампания, и власть таким образом с чистой совестью поставила в графу "Сделано!" очередную галочку.
Возможно, стоит напомнить, о чем идет речь. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина подписали Договор о зоне свободной торговли, который был разработан российским министерством экономического развития. Но ратифицирован он лишь в Белоруссии, России и теперь на Украине. Договор предусматривает сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины с последующей их поэтапной отменой. Договор заменяет более 100 двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве Содружества. Но, как поведал директор Института экономических исследований Игорь Бураковский, нюанс ЗСТ по СНГ заключается в том, что Россия изъяла из перечня товаров свои энергоносители, и по ним будут продолжать действовать двусторонние соглашения.
Сегодня почти все страны имеют от 2 до 20 подобных соглашений. Их привлекательность в том, что они не подразумевают каких-либо наднациональных структур и не создают предпосылок для политических конфликтов. Эксперт Бураковский считает, что причина задержки с ратификацией всеми подписантами может быть в том, что ЗСТ является лишь благоприятным условием деятельности хозяйствующих субъектов и автоматически не приводит к увеличению товаропотоков.
До этого, надеясь добиться подписания соглашения об ассоциации с ЕС, Украина отказывалась ратифицировать документ, учитывая заявление главы представительства ЕС в Украине Жозе Мануэля Пинту Тейшейры, что союзы с СНГ и Евросоюзом одновременно невозможны. А поскольку теперь перспектива сотрудничества с Европой для Украины весьма туманна, решение Януковича и Рады выглядит логично.
Ну а вот мнение директора экономических программ Центра Разумкова Василия Юрчишина: "Мне представляется, что это политический ход. Активизация в парламенте по языковой проблеме, интеграционные устремления в сторону России, восстановление хозяйственных связей с постсоветскими государствами — это все звенья одной политической цепи, стремление перед выборами отчитаться о проделанной работе. В этом документе, подписанном Азаровым еще в октябре 2011, большая асимметрия, и, разумеется, не в нашу пользу. Кроме того, в нем есть много оговорок, и в целом он весьма непрозрачный".
Действительно, если, к примеру, посмотреть п. 8, то там прямо сказано, что проект данного соглашения не нуждается в общественном обсуждении. "Мы говорим об одном из важнейших международных документов, но при этом народ полностью устраняется от его обсуждения, — продолжает Юрчишин. — Нонсенс! Мало того, в нем указано, что документ подлежит принятию в целом, т.е. и парламентарии лишены возможности вносить в него изменения — либо принимают его, либо нет. Правда, наш премьер на днях заявил, что таки собирается вносить в него коррективы – не понятно, почему это не было сделано до сих пор. К примеру, в вопросах, связанных с торговлей древесиной, есть ссылка на законодательство РФ — для международного договора такой момент более чем странный".
Украине подобные соглашения о свободной торговле, разумеется, нужны. И чем больше их будет, тем лучше. Собственно, границы Украины уже открыты для импорта, вопрос лишь в том, чтобы ее товарам легитимно выйти на внешние рынки.
В отличие от Тейшейры, украинский эксперт Юрчишин считает, что ратификация упомянутого соглашения отнюдь не сожжет мосты с Евросоюзом: "Есть страны, входящие в несколько зон свободной торговли, что говорит о тенденции к либерализации в этом направлении в целом. Вот Таможенный союз (ТС) — тот да, накладывает ряд ограничений на своих членов. Но, с моей точки зрения, было бы гораздо лучше, если бы это соглашение было ратифицировано после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). К сожалению, Украина не участвовала в рабочей группе, рассматривающей вопрос вступления России в ВТО — тогда мы могли бы знать, какие обязательства она взяла на себя, что могло бы помочь нам в разрешении двусторонних споров".
Так можно ли расценивать ратификацию соглашения по ЗСТ как первый шаг Украины на пути вступления в ТС? Наверное, да — если уж встал на это направление, то надо, наверное, идти дальше. Однако есть и иные мнения. Например, нардеп и экономист Ксения Ляпина (фракция НУНС) считает, что и само соглашение, и его ратификация, это "чистый пиар, рассчитанный на тех украинцев, которые спят и видят себя в каком-то обновленном виде СССР".
"К тому же Янукович хочет дать знать Путину, что предпринимает некоторые шаги по сближению с Россией, — отметила она в комментарии нам. — Как оппозиционерка я, по идее, должна была бы сказать, что претворение в жизнь соглашения по ЗСТ скажется для нас негативно, но это не так — оно не будет иметь никаких экономических последствий. Ибо СНГ — весьма абстрактное формирование, не имеющее единого таможенного пространства, и поэтому ЗСТ также нечто эфемерное, не отменяющее и не заменяющее двусторонние соглашения".