Валентин Купцов: Очень важен правильный диагноз
За каждой законодательной статьёй стоят судьбы народов
Есть ли сейчас на государственном уровне продуманная национальная политика и в чём её основные принципы? С этого вопроса началась беседа корреспондента «Парламентской газеты» с председателем Комитета Государственной Думы по делам национальностей Валентином Купцовым.– Сначала нужно ответить на первую часть вопроса, хотя в вашей формулировке она положительная и подсказывает ответ.
На самом деле ситуация здесь, как мы видим на многочисленных примерах из окружающей нас жизни, не такая простая и однозначная. Можно сказать, наоборот,– совсем неоднозначная и политически сложная.
Во все века Россия наращивала свой этнический состав, вплоть до конца 1991 года, когда произошёл распад СССР. Разрушение великого государства имело, кроме всего прочего, сильный угнетающий фактор в межнациональных отношениях. Резкую стадию конфликтности, доведённую до самых настоящих войн, вооружённых действий в пределах бывшего Союза, мы прошли, хотя она, в свою очередь, отложила тяжёлый психологический и моральный осадок в сознании людей. Боевые действия в Таджикистане, Абхазии, Чечне, Дагестане, Южной Осетии, а ещё раньше в Нагорном Карабахе, Приднестровье привели к сотням тысяч жертв, экономическому упадку, культурной деградации. Распад СССР прошёл не только по границам, землям, городам и сёлам, а прежде всего по душам людей. Эта страшная беда долго будет жечь сердца миллионов наших соотечественников, бывших и нынешних.
Национальная сфера слишком сложна, психологически и ментально чувствительна, чтобы в неё грубо вторгаться, раскладывать всё по юридическим полочкам, отдавать предпочтение тем или иным тенденциям. За каждой законодательной статьёй здесь стоят судьбы народов.
Прибавьте ещё сюда тогдашнее стремление всех и вся отъединиться друг от друга, торжествовавший в единой и неделимой стране парад «проглоченных» суверенитетов, открыто декларировавшийся в республиканских законодательствах и конституциях, бесконечные разговоры о независимости, о «гнёте империи», вспомните тяжёлую судьбу русскоязычных в бывших советских республиках, миллионы внутренних беженцев, этнический экстремизм и бытовой национализм – и вам будет яснее трагическая действительность, с которой Россия входила в новый век, в новое тысячелетие. Национальные вопросы тогда имели ярко выраженный политический окрас.
Уверен, что нас тогда от реального распада спас здравый народный ум, причём всех народов России, и прежде всего русского народа, вековые устои жить вместе, настроенность не на злые начала в существовании, а на добрые, лучшие, светлые. Восторжествовали традиционные основы жизни и помогла политическая активность Центра, поставленного перед однозначным выбором: быть или не быть.
Какая здесь могла быть продуманная национальная политика? Ясно, что она следовала лишь за текущим моментом, пыталась ликвидировать конфликтные узлы, но не могла остановить новые нарождающиеся межнациональные противоречия.
– Но у нас были и спокойные годы, когда можно было осмысленно подойти к межнациональным проблемам.
– Стабильность была видимая, происходили спешная отладка и перезагрузка системы. Сегодня конфликты, какое-то время тлевшие, вновь вышли на поверхность, имея уже экономическую основу, ставшую следствием опять-таки политических решений. Перманентное реформирование страны не даёт ярко выраженных положительных результатов. Мы с болью наблюдаем вымирание деревень, аулов, наслегов, ликвидацию малокомплектных школ, закрытие под предлогом оптимизации больниц, аптек, библиотек, домов культуры… Нет работы, возможностей учиться, лечиться (имею в виду все национальные регионы), миллионы людей на селе почувствовали свою второсортность, оказались без будущего. В результате накатила вторая волна угнетающей безысходности и морального опустошения. И хотя ещё десятилетие назад именно эти слои населения были островками стабильности, несли в большой мир свои традиционные ценности, здоровый консерватизм, в том числе и в сохранении чувства «семьи единой», свои лучшие нравственные и духовные национальные начала, то сегодня именно отсюда идёт импульс острых конфликтных ситуаций, а именно – из молодёжной среды, выброшенной из мира привычного существования. Смотрите, кто дерётся в городах – в большинстве своём бывшие аульские парни и их русские пригородные ровесники, тоже уехавшие из деревень в поисках работы.
Можно, конечно, и нужно заниматься проблемами, скажем, мигрантов, но это частность. Необходимо бороться с этническим экстремизмом, но он – следствие. Важно прилагать большие усилия к пропаганде исторического братства наших народов, но это делается шаблонно, а многими СМИ прямо в противоположном направлении. Главные противоречия сегодня – жизнь села и города, Центра и окраин, экономический и культурный дисбаланс стран СНГ. На повестке дня встал вопрос о самом существовании русского народа, потерявшего идеалы и перспективы развития. Что делать в этой ситуации смотрящим на него с надеждой и верой другим народам России? Ещё и кризис, который не думает заканчиваться… Всё это «горячая» почва для конфликтов сегодня и в будущем.
Нужна обновлённая, правдивая концепция национальной политики государства, обобщающая современные реалии. Старая принята в 90-е годы, в переломный период. Новая должна была быть готова ещё в 2003 году. Но, чтобы не оказаться в хвосте времени, выпускать документ лишь на год-другой, необходимо тезисы этой концепции с учётом реального положения дел и перспектив на будущее вынести на всенародное обсуждение, а потом уже законодательно принимать.
– Как строится в такой ситуации законодательная политика Комитета Государственной Думы по делам национальностей?
– Спешка, потакание сиюминутным настроениям в годы больших перемен и позже в законодательных вердиктах приводили, как мы помним, к эскалации напряжённости и вызреванию новых конфликтных ситуаций. Национальная сфера слишком сложна, психологически и ментально чувствительна, чтобы в неё грубо вторгаться, раскладывать всё по юридическим полочкам, отдавать предпочтение тем или иным тенденциям. За каждой законодательной статьёй здесь стоят судьбы народов.
Тем не менее наш комитет вместе с другими все эти годы работал по нескольким важнейшим направлениям. Во-первых, мы постепенно строили законодательную базу государственной национальной политики Российской Федерации. Шаг за шагом, кропотливо, совместно с исполнительной властью искали и ищем подходы, намечаем цели и задачи, выстраиваем линию в национальных отношениях. Во-вторых, ведётся разработка нормативно-правовых актов по предупреждению и разрешению межэтнических конфликтов, и особенно по борьбе с экстремизмом. Это вопрос вопросов. В-третьих, наращивается законодательство по защите прав коренных малочисленных народов. Им сегодня ещё труднее, чем большим народам. Святая обязанность Российского государства всегда заключалась в помощи им, в том, чтобы уникальные этнические общности не стояли на грани исчезновения. И наконец, мы продолжаем законотворческую работу по дальнейшему совершенствованию процессов общественной самоорганизации граждан, относящих себя к определённой этнической общности. Говорю здесь казённым языком, но за этой группой проблем стоит важная социокультурная задача: как в условиях мировой глобализации, в условиях рынка сохранить самобытные, исторически традиционные ценности, как их развивать в конструктивном направлении. А сегодня ещё и оберечь эти общности от возобладания в них разрушительных начал.
Говоря вкратце, мы стараемся работать над тем, чтобы в конечном счёте национальные отношения в стране объективно и субъективно не воспалялись, не носили болезненного характера. Это очень сложная, большая задача на годы вперёд.
– Как вы относитесь к принципу территориального деления России в дореволюционные времена, когда вся страна подразделялась на губернии, а не по признаку компактного проживания той или иной национальности?
– Я понимаю ваш вопрос и так: нельзя ли использовать опыт прошлого? В данной ситуации считаю, что такая унификация лишь подольёт масла в огонь разного рода конфликтных проблем. Зачем такими экспериментами сегодня заниматься? Других дел полно!.. В нашей стране, по моему мнению, превалируют убеждения, что, разрушая старое, будет лучше.
Но никакие прямолинейные действия сегодня не принесут успеха. Наше общество по своей структуре, по экономическому, социальному, национальному и конфессиональному расслоению стало очень сложным, едва ли не самым сложным в мире. Притом многое ещё находится в брожении, в любой момент жди какого-либо взрыва. Вот, к примеру, требуют не пускать мигрантов… И хотя квоту на них в последние годы сокращают, но запретом здесь ничего не сделать. Рынок рабочей силы такой же открытый, как и рынок товаров. Сделать его цивилизованным – вот задача, не с ходу решаемая.
Или опять-таки вопрос с национализмом. Особенно в молодёжной среде, где он стоит чуть ли не в ультимативной форме. Это просто следствие одичания нашего общества, культа денег, аморализма, бездуховности. Здесь, конечно, нужно запрещать и карать, но и развивать просвещение, повышать культуру, заниматься нравственным воспитанием. А семья?.. А школа?.. А социальная среда, где молодёжь растёт?.. Смотрите, сколько проблем! Указом или законом о запрете национализма их не решить.
– Каков ваш прогноз на развитие межнациональных отношений? В связи с последними событиями общество взволновано, запугано, ждёт новых негативных известий.
– Что касается Москвы, других крупных городов, то здесь всякого рода массовые столкновения должны пресекаться на корню. Для этого и сил, и средств хватает. И эта проблема не только России. А погромы в Греции, Германии, Англии, Италии?.. В бывших вроде бы спокойных странах. Пока нет экономической стабильности, они будут нарастать, социальное недовольство продолжит выплёскиваться и в таких формах.
К сожалению, простых людей, которые воспитаны в нормальных чувствах друг к другу, подталкивают всё время к однозначности: ты на чьей стороне в этих схватках? Это очень опасно. Виноваты в таких эксцессах все. Власть уже назвала одну из причин: несоблюдение законов одними влечёт за собой правовой нигилизм других. Это касается и либералов, и экстремистов всех национальных окрасов, и прежде всего самой власти, органов следствия и милиции.
Наш комитет заявляет решительный протест в связи с последними событиями. Таким путём не решаются не только межнациональные проблемы, но и социальные, зачастую искусственно создаваемые. Этот путь неприемлем для России, всегда бывшей примером для других государств мира в решении национальных проблем сотен народов, её населяющих.
Но у нас есть ещё ядро страны – русский народ. Он всегда был здравомыслящим в национальной сфере и в защите государства. Этим он заслужил уважение других народов страны. Сегодня он болен и его надо лечить. Важно правильно поставить диагноз. Мудрость власти и заключается в том, чтобы не доводить ситуацию до точки кипения. И в экономике, и в социальной политике, и в национальной политике, и в исполнении всех законов, и, конечно, в законотворческой сфере.