Вашингтон приправит грузинскую политическую кухню
Сценарий и результаты грузинских выборов теперь определяет Вашингтон
Администрация президента Дж. Буша, неустанно насаждающая демократию американского образца по всему миру, в последнее время большое внимание уделяет процессу организации "настоящих демократических выборов" у своих "новых друзей".Среди таких "друзей" особое место занимает основной союзник США в Закавказье – Грузия. Как известно, в этой стране полным ходом идет подготовка к назначенным на 2 ноября с.г. парламентским выборам. А там не за горами и президентские выборы, которые состоятся в апреле 2005 года.
Острые языки в Америке уже шутят, что США заполучили себе второй штат Джорджия (ведь именно так по-английски звучит название Грузии). И оснований для этого с каждым днем становится все больше. Сегодня вид стриженных "под ноль" американских морпехов, прогуливающихся с важным видом по проспекту Руставели в центре Тбилиси, никого не удивляет. А посла США в Грузии Ричарда Майлса за глаза называют "внештатным чрезвычайным и полномочным министром" при грузинском правительстве.
Действительно США, по некоторым данным, уже вложили в "независимую" Грузию свыше одного миллиарда долларов и вполне могут чувствовать себя здесь хозяевами. В пересчете на душу населения Грузия сегодня является вторым в мире после Израиля получателем американской помощи. Естественно, Вашингтоном движет отнюдь не бескорыстная любовь к маленькой стране в горах Кавказа.
Прежде всего, США уже вложили огромный финансовый и политический капитал в строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Азербайджанская нефть, качаемая через Грузию к средиземноморскому побережью Турции, способна стать мощным альтернативным источником энергоносителей для США и значительно ослабить их зависимость в этом отношении от нестабильного Ближнего Востока. Кроме этого, Грузия занимает важное место в геополитической стратегии США, направленной на распространение американского влияния и военного присутствия в республиках бывшего СССР и создания своих плацдармов вблизи тех стран, от которых, по мнению американцев, исходит угроза их национальной безопасности.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Соединенные Штаты весьма заинтересованы в том, чтобы у власти в Грузии находились силы, стоящие на безусловно проамериканских позициях. Администрация Буша уже разработала детальный план действий по проведению в Грузии как парламентских, так и президентских выборов. При этом давно не является секретом, что конечной целью этого плана является замена нынешнего президента Э.Шеварднадзе на другую, более удобную и презентабельную фигуру. Нынешний грузинский лидер, несмотря на свою почти слепую преданность Америке, все же считается в Вашингтоне довольно одиозной и скомпрометированной личностью, неспособной обеспечить в стране нужный уровень стабильности и порядка.
Что выборы в Грузии будут проходить по американскому плану стало окончательно ясно в начале июля с.г., когда в Тбилиси с двухдневным "инспекционным визитом" побывал спецэмиссар администрации Дж.Буша и бывший госсекретарь США Джеймс Бейкер. Он привез схему мониторинга проведения выборов в Грузии, предполагавшую принятие нового избирательного кодекса. Данный кодекс призван максимально затруднить такие ставшие привычными для грузинской политической жизни методы, как фальсификация итогов голосования в пользу "партии власти", закулисные парламентские торги, подкуп избирателей и т.п.
Формирование избирательных комиссий всех уровней теперь должно происходить на "представительной основе" – по 5 членов комиссий от правительства и по 9 - от оппозиции. Председателями комиссий должны быть назначены уважаемые в Грузии лица, желательно не занимающиеся активной политической деятельностью. Председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Грузии должен назначаться Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 24 июля после долгих дебатов, несмотря на попытки некоторых проправительственных фракций провалить его, парламент Грузии все же утвердил новый избирательный кодекс.
Этот факт многими расценивается как существенная победа США и поддерживаемых ими сил грузинской оппозиции, прежде всего "Объединенных демократов", "Национального движения" и "Новых правых". В случае если американцам удастся обеспечить строгое соблюдение норм нового избирательного кодекса, то победа оппозиции на выборах практически предрешена. Согласно американскому плану, основой нового проамериканского парламентского большинства должны стать т.н. бывшие грузинские "зеленые", покинувшие нынешнюю "партию власти" – "Союз граждан Грузии" (СГГ) после кризиса 2002 года. Их интересы в парламенте выражает нынешняя спикер парламента и дочь главного спонсора грузинских "зеленых" Нино Бурджанадзе, правда формально избранная от СГГ.
Как полагают многие грузинские обозреватели, эффектная госпожа спикерша, с ее имиджем образованной деловой женщины западного типа и юридическим образованием, весьма удачно выбрана американскими политтехнологами на роль лидера нового оппозиционного блока. К тому же муж Нино Бурджанадзе, занимающий высокий пост в военной прокуратуре Грузии, способен обеспечить ей при необходимости поддержку руководства грузинских силовых структур. По мнению американцев, на фоне открыто антироссийски настроенного Шеварднадзе фигура "умеренной" Бурджанадзе, имеющей в Москве немало друзей, к тому же должна быть приемлемой и для России.
Примечательно, что, комментируя принятие парламентом "бейкеровской схемы" комплектования ЦИК, Нино Бурджанадзе подчеркнула, что оно "имеет очень большое значение" и выразила надежду, что теперь выборы в Грузии не будут проводиться старым составом Центризбиркома, к "которому у народа уже нет доверия". Как заявила спикер парламента, "я уверена, что в случае проведения в Грузии справедливых и свободных выборов ситуация в стране радикально изменится, в парламент придут силы, готовые к революционным переменам". Она также высказала благодарность президенту США, американской администрации и лично бывшему госсекретарю Бейкеру, которые "внесли значительный вклад в принятие парламентом Грузии указанных решений".
Принятие нового избирательного кодекса Грузии вызвало заметное удовлетворение за океаном. Представители госдепа США даже отметили, что после восстановления независимости Грузия сделала "довольно серьезные шаги для формирования политического плюрализма и гражданского общества". Правда, насколько созрела страна для демократии, по мнению экспертов госдепартамента США, окончательно покажут предстоящие в начале ноября парламентские выборы. Только после этого станет ясно, в какого типа государство сформируется Грузия.
Как утверждают в Вашингтоне, "схема Бейкера" для Грузии якобы демонстрирует "нейтралитет" США в этом вопросе и их "готовность помочь в сохранении демократии". Представители администрации Буша не скрывают, что предстоящие выборы тесно связаны с будущим грузино-американских отношений – если Грузия "сумеет идти путем стабильной демократии", то это будет способствовать формированию долгосрочных отношений между Грузией и Америкой.
В то же время растущая активность США в Закавказье и особенно в Грузии вызывает большую озабоченность у России. Американцы в очередной раз демонстрируют свое стремление к вытеснению России из традиционных районов ее влияния, что объективно ведет к "тихому противостоянию" между Вашингтоном и Москвой в Закавказье.
Не секрет, что в грузинском предвыборном раскладе водораздел между политическими силами страны проходит, в том числе, и по вопросу об отношении к России. Сторонники модного ныне "ориентира на Запад" обвиняют тех, кто симпатизирует России и желает восстановления исторически дружеских связей двух народов, чуть ли не в предательстве. Однако о мнении на сей счет простых граждан республики, измученных экономической разрухой, преступностью и коррупцией, эти политики предпочитают не знать.
Между тем, у России все же есть рычаги собственного влияния на исход предстоящих в Грузии выборов, ибо ей не может быть безразличным, какие силы встанут у руля в соседней стране, и на кого они будут ориентироваться. И при наличии в Москве должной политической воли можно было бы и посоперничать с США в борьбе за влияние на Грузию.
Как стало ясно в последнее время, энергетическая зависимость экономики и социальной сферы Грузии от России настолько велика, что никакие заокеанские друзья здесь не помогут. И любому грузинскому руководителю, хочет он того или нет, видимо придется с этим считаться. Тем более, что для рядовых избирателей цены на свет и газ явно важнее пустых деклараций о приверженности "западным демократическим ценностям".