Вашингтон против честной конкуренции в Ираке
Путь к миру в Ираке лежит только через общие и согласованные усилия всего международного сообщества
"Сенсационный" арест в Ираке Саддама Хусейна стал настоящим подарком для нынешней администрации США, с помощью которого она рассчитывает решить целый ряд стоящих перед ней проблем. Помимо резкой реанимации упавшего рейтинга Джорджа Буша и максимальной эксплуатации захвата иракского диктатора в пропагандистских целях, власти США теперь надеются заткнуть рот критикам своих действий в Ираке и заодно сбить растущее международное недовольство рядом последних решений Вашингтона.Речь, в частности, идет о сделанном незадолго до ареста Саддама заявлении представителей Пентагона об отстранении ряда стран, не поддержавших военную кампанию США против бывшего иракского режима, от участия в тендерах на контракты по восстановлению Ирака. Администрация Буша еще до начала военных действий намекала, что государствам, выступающим против войны в Ираке, придется "заплатить" за свою политику, когда речь пойдет о послевоенном восстановлении страны. И вот это время пришло. По мнению экспертов, решение об ограничении доступа к контрактам направлено, прежде всего, против России, а также Франции, Германии и ряда других стран Евросоюза и Канады.
Примечательно, что объявить об этом поручили заместителю министра обороны США и известному "вашингтонскому ястребу" Полу Вулфовицу. Этот деятель заявил, что компании из стран, выступавших против войны в Ираке, не смогут принять участие в тендерах, стоимость которых составляет 18,6 млрд. долларов. Основные 26 контрактов связаны с работами в таких сферах, как добыча и переработка нефти, энергетика, коммуникации, водоснабжение, строительство жилых помещений и зданий для правительственных учреждений и общественных организаций.
Главный удар пентагоновских решений пришелся по компаниям из России, Германии и Франции, которые рассчитывали получить крупные контракты на восстановление Ирака. В случае, если США не пересмотрят своего решения, им может достаться лишь роль субподрядчиков. Зато это решение с удовлетворением восприняли в Великобритании, Италии, Испании, Польше, Украине и некоторых других странах, которые послали свои войска в Ирак, но чьи компании не были допущены к первым тендерам, доставшимся только американским фирмам.
В настоящее время крупнейшим подрядчиком в Ираке является американская строительная компания "Бектел", получившая контракт стоимостью примерно 1 млрд. долларов на восстановление инфраструктуры Ирака. Еще одним крупнейшим подрядчиком считается также известная фирма "Келлог, Браун энд Рут" – дочерняя компания многоотраслевой корпорации "Хэлибертон", в руководство которой в свое время входил нынешний вице-президент США Дик Чейни.
Комментируя решение правительства США, Пол Вулфовиц подчеркнул, что "для защиты ключевых интересов Соединенных Штатов в сфере безопасности необходимо ограничить доступ к конкурсам на основные контракты, открыв его исключительно для компаний из США, Ирака, стран-партнеров по коалиции и других, принявших посильное участие в кампании". Заместитель главы Пентагона "выразил надежду", что не допущенные до тендеров компании окажут давление на правительства своих стран, с тем, чтобы те присоединились к послевоенной реконструкции Ирака. Как уверял Вулфовиц, "ограничение конкуренции за право обладания основными контрактами будет способствовать расширению международного сотрудничества в Ираке и дальнейшим действиям по его восстановлению".
Объясняя мотивы решений властей США, представитель Белого дома Скотт Маклеллан в свою очередь заявил: "представляется разумным, что первые контракты на реконструкцию Ирака, которая проходит на деньги американских налогоплательщиков, должны получить сами иракцы и те страны, которые вместе с Соединенными Штатами строят свободный, демократический и преуспевающий Ирак".
Дискриминационное решение по ограничению доступа к получению иракских контрактов было крайне негативно воспринято в России. Министр иностранных дел России Игорь Иванов, в частности, заявил, что "интересам восстановления Ирака отвечает объединение усилий международного сообщества, а не его раскол". Иванов подчеркнул, что российские компании работают в Ираке и что Россия надеется на продолжение этого сотрудничества. Москва также не собирается списывать иракский долг, превышающий 8 млрд. долларов.
По мнению российской стороны, данное решение США имеет серьезные негативные политические последствия и ставит под вопрос желание Вашингтона работать со всем международным сообществом в интересах справедливого долгосрочного урегулирования в Ираке. В политическом плане – это еще один сигнал, подтверждающий, что у США сохраняются намерения решать все вопросы, касающиеся Ирака, односторонним путем, келейно, не считаясь с мнением международного сообщества. Представители МИД РФ уже заявили о намерении предпринять ряд демаршей, в т.ч. и в рамках ООН, в отношении Вашингтона с целью защитить российские интересы в Ираке.
Однако решение США касается не только России, но и союзников США по НАТО Франции и Германии, а также ряда стран Евросоюза. Как Париж, так и Бонн уже выразили свое недовольство решением Вашингтона по иракским контрактам и намекнули, что считают действия США возможным нарушением международных законов о конкуренции. Руководство Евросоюза также заявило, что намерено изучить веденные американцами ограничения для всех 26 тендеров на восстановление Ирака с точки зрения соответствия их положениям Всемирной торговой организации.
Недовольство политикой Вашингтона в отношении контрактов на восстановление Ирака выразила даже ближайший союзник США – Канада. Эта страна, которая направила почти четверть миллиарда долларов в качестве помощи Ираку и содержит самый крупный воинский контингент в Афганистане, "имела неосторожность" отказаться от направления своих войск в Ирак на войну, не получившую одобрения ООН. В результате также попала в "черный список" Вулфовица и К°. Недавно избранный премьер-министр Канады Пол Мартэн заявил в этой связи, что с трудом находит объяснения такому решению.
Даже в самих США далеко не все одобрительно отнеслись к усилиям американской администрации обеспечить себе господство на иракском рынке контрактов и устранить всех эффективных конкурентов. Например, известный американский эксперт профессор Стивен Шунер из университета Джорджа Вашингтона в интервью агентству Рейтер заявил, что использовать в данном случае в качестве оправдания национальную безопасность "лицемерно", а "подобные решения просто напрашиваются на ответные меры вроде "зуб за зуб".
К сожалению, в Вашингтоне тон продолжают задавать деятели вроде министра обороны Дональда Рамсфелда и его верного заместителя Вулфовица, которые убеждены в том, что США в Ираке "делают все правильно" и способны самостоятельно справиться с ситуацией без помощи "недемократической" России и "евронытиков" из НАТО и Евросоюза.
Однако расчет на то, что арест Саддама переломит негативные тенденции в развитии обстановки в Ираке и поможет Вашингтону самостоятельно распоряжаться судьбами всего нефтеносного региона Персидского залива, зиждется на очень зыбкой основе и вряд ли состоятелен.
Путь к миру в Ираке лежит только через общие и согласованные усилия всего международного сообщества и равноправный доступ всех заинтересованных государств к участию в процессах экономической и социальной реконструкции этой страны. Если в нынешней администрации США этого не желают понять, то тем хуже для нее. Жаль только, что жертвами этой недальновидной политики могут стать не только сами Соединенные Штаты, но и интересы международной безопасности, стабильности и честной экономической конкуренции.