Вашингтон расширяет присутствие?
Теперь в Вашингтоне "согласны" активнее привлекать для восстановления Ирака ООН
Почувствовав силу народного негодования в Ираке, американцы, похоже, уже созрели для того, чтобы укрыться за широкой спиной мирового сообщества. А ведь совсем недавно янки мнением "этого" самого сообщества так легкомысленно пренебрегли. Рост преступности в Ираке сегодня идет ударными темпами, но, видимо, своего апогея еще не достиг. Несмотря на это, в столице страны давно стали обычными убийства людей, в том числе и американских солдат. Анализируя информацию информагенств из Багдада, можно заключить, что несколько десятков трупов – месячная криминальная "норма" только Багдада, не говоря уже о бесчисленных перестрелках, угонах автомобилей и грабежах. Плюс к этому непрекращающиеся теракты.Именно последние теракты без сомнения дополнительно обострили чувство постоянной угрозы у обитателей иракской столицы. Иракцы, у которых есть загранпаспорта и деньги, предпочитают переждать "смутное время" у родственников за границей. Иностранцы на происходящее реагируют точно так же, как и до начала американской агрессии: бизнесмены не торопятся идти в Ирак, гуманитарные организации и посольства выводят свой персонал из страны.
Похоже, не стали исключением здесь и сами "триумфаторы". США, главные "гаранты" соблюдения норм международного права и безопасности, по всей видимости, мечтают удалиться из "освобожденной" страны как можно скорее. Глава Пентагона Дональд Рамсфельд, недавно побывавший в Багдаде, прямо заявил, что спасение утопающих – дело рук…: "сами иракцы должны отныне заботиться о собственной безопасности в собственной стране". По словам Рамсфельда, надо развивать иракские правоохранительные и вооруженные силы, вместо того, чтобы посылать в Ирак американских солдат.
Из Вашингтона слышатся уже откровенные просьбы о помощи, что само по себе свидетельствует о серьезности происходящего в "освобожденном Ираке". Речь фактически идет ни много, ни мало о переориентации американской внешней политики, порожденной беспомощностью и стремительно ухудшающимся состоянием дел в захваченной стране. Вместе с тем американцы хотели бы сохранить лицо, перед многократно обруганными противниками агрессии. Кроме того, существуют проблемы для нынешней администрации и внутреннего характера. Белый Дом не хотел бы допустить послевоенного хаоса и у себя дома, возможно, крупнейшего со времен Вьетнама.
На этом фоне демократы злорадствуют и потирают руки, а республиканцы-неоконсерваторы вынуждены на время забыть о способности Америки действовать "самостоятельно". Принцип "кто не с нами, тот против нас", как видим, ни к чему хорошему не привел ни в Ираке, ни в Афганистане. Это признают сегодня даже многие американцы.
То, что оккупанты сегодня хотят сделать ставку на авторитет иракской полиции, в Ираке воспринимается как полное невладение американцами ситуацией. Здесь кроется непонимание особенностей восприятия иракцами самого института полиции как исключительно карательного органа. Именно таким он был при С.Хусейне. Никаких иных функций на прежнюю полицию не возлагалось. Понимание полиции как органа, следящего за порядком, рядовому иракцу просто чуждо. Способствовать восстановлению порядка в стране полиция вряд ли может. К тому же при прежней власти полиция структурно стояла на самой низшей ступени репрессивной машины, а стало быть, если американцы хотят возродить полицию, они тем самым наводят простых иракцев на мысли о том, что восстановят и все остальные ступени бывшей карательной вертикали.
Однако еще больше надежд янки связывают с введением в Ирак миротворческого контингента ООН под командованием, естественно, американского генерала. Самостоятельно США не могут справиться ни с растущей партизанщиной, ни с постоянным саботажем. А строить в такой обстановке "новый" Ирак, не говоря уже о задекларированной ими "модели демократического арабского государства", едва ли возможно. Отсюда и сверхполномочия, которыми не так давно наделил Дж.Буш госсекретаря К.Пауэлла, дабы он сумел "убедить" Совбез – который Вашингтон еще недавно просто игнорировал – в необходимости новой резолюции по Ираку. При этом в Вашингтоне всеми силами стараются уйти от более конкретных и объемных определений о "жизненной роли" ООН, что могло бы хоть как-то ограничить монополию США в иракских делах.
До сих пор в самих Штатах все было благополучно. Теперь же и в собственном "хозяйстве" Буша не все ладно. Ежедневные сообщения о гибели американских солдат создали почву для кардинальной перемены настроений в обществе. Большая волна патриотизма медленно, но верно сходит на убыль, а продолжительный оптимизм Пентагона и Белого Дома уже мало кого "заражает".
Даже при таком проигрышном для Вашингтона раскладе речи о признании собственных ошибок не идет. Поскольку президент в самой свободной стране мира, как жена цезаря, вне подозрений, то бишь непогрешим. Буш все еще пытается убедить земляков в том, что он по-прежнему идет верным курсом, а заблуждаются все остальные, иначе говоря, весь мир. Однако он не может не понимать, что продолжение ошибочной политики может для него выйти боком.
Правда, в критический момент для Буша, свои услуги ему поспешили предоставить некоторые "союзники". Как поговаривают специалисты, услуги эти носят исключительно корыстный интерес. Анкара, "под шумок", уже этой осенью готова ввести в Ирак около 10 тысяч солдат. Переговоры о технической стороне дела между турецким генштабом и американским командованием уже ведутся.
Однако по этому поводу серьезные разногласия возникают в самом Ираке. Временный управляющий совет Ирака (ВУСИ) единодушно выступил против введения турецких войск в страну. Об этом сообщила газета "Аш-Шарк Аль-Аусат".
Все члены ВУСИ проголосовали против этого шага, исходя из своей принципиальной позиции, которая отвергает наличие в Ираке вооруженных контингентов соседних стран.
Член ВУСИ Мухаммед Осман назвал это решение об отправке турецкого контингента в Ирак "плохим и не способствующим установлению безопасности в стране".
Что тогда говорить о местных курдах? Их реакцию на размещение турецких солдат в центральной части страны предугадать не трудно.
В щекотливом положение оказались и арабские соседи Ирака, вставшие перед дилеммой: с одной стороны, они не прочь принять участие в обустройстве и развитии братского государства, а с другой стороны, существуют серьезные опасения, что открытое сотрудничество с марионеточным проамериканским правительством в Багдаде спровоцирует активизацию фундаменталистов от Саудовской Аравии до Марокко и породит сотни новых бен Ладенов.