logo

Хлебные крошки

Статьи

Балтийские страсти
Политика
Прибалтика

Владас Любартас

Вильнюс настаивает на равной ответственности СССР и гитлеровской Германии за войну

"Заплачено жизнями более чем 90% всех литовских евреев"...

В конце июня в Литве прошли официальные мероприятия, посвященные 70-летию так называемого «июньского восстания» 23 июня 1941 года. По случаю сей славной даты за деньги литовских налогоплательщиков был состряпан «историко-документальный» фильм «Восстание порабощенных». Примечательно, что «партнерами» и непосредственными заказчиками этого фильма стали две бюджетные организации – канцелярия сейма (парламента) Литвы и литовский Центр исследований резистенции и геноцида.

«Июньское восстание» знаменито тем, что студенты и гимназисты в Каунасе, воспользовавшись всеобщей неразберихой (Красная армия оставляла город под напором наступавших частей вермахта), заняли местную радиостанцию и вышли в эфир с заявлением о провозглашении независимости и создании «временного правительства» и решении «Фронта активистов Литвы» освободить страну от евреев. «Активисты» обвинили евреев в организации и участии в сталинских репрессиях и депортации литовцев в Сибирь. «Добровольцы» (по-немецки Hilfswillige, сокращенно – Hiwis) устроили резню евреев в таких масштабах, что командующий немецкой группы армий «Север» даже издал приказ: немедленно прекратить их деятельность. Увы, несмотря на приветственную телеграмму фюреру, направленную «временным правительством» (министром коммунального хозяйства в нем был отец нынешнего европарламентария Витаутаса Ландсбергиса) в благодарность за «освобождение Литвы от большевистского гнета», немцы его не признали. Уже 5 августа 1941 года «правительство» было расформировано, а «независимая» Литва – включена в состав рейхскомиссариата «Ostland».

Так или иначе, 23-го июня почтили память арестованных и расстрелянных НКВД литовцев в Райняй, а 26-го – в Правенишкес. В помещении литовской Академии наук прошла научная конференция о 70-летии «июньского восстания», а в Каунасском политехническом университете имени Витаутаса Великого открылась приуроченная к этому юбилею выставка «Жертвенность и смелость не могут быть забыты». Во многих костелах служили траурные мессы, а первые люди государства возлагали цветы к мемориалам участников восстания.

Закономерным итогом всего стала прошедшая в зале заседаний литовского сейма международная конференция, посвященная 70-летию начала войны СССР с фашистской Германией. Выступившая с приветственным словом спикер сейма Ирена Дегутене отметила, что свидетели и жертвы тех событий, политики и историки, ученые и неравнодушные к прошлому люди «все еще пытаются уяснить болезненные и трагические события середины прошлого века, в очередной раз пытаясь ответить на вопросы, как и что же на самом деле происходило между двумя империями зла: Советским Союзом и нацистской Германией». «Несмотря на то, что после военного конфликта нацистов и советов, который напрямую коснулся и Литвы, прошло уже 70 лет, на многие вопросы нет ответов до сих пор. До сих пор не открыты или доступны все архивы, до сих пор мы наблюдаем за таким поведением, которое отлично иллюстрирует поговорка: история – это та же политика, только обращенная в прошлое. До сих пор мы можем прочитать или услышать абсолютно разные – и взаимоисключающие друг друга – интерпретации различных эпизодов 2-й мировой войны. Различной является и оценка тех событий. Мы знаем, что нацистский режим в мире был осужден, а его самые активные деятели и последователи – приговорены. В это же время сталинизм, который, по мнению многих историков, несет не меньшую, чем нацизм, ответственность за раздел Европы и эскалацию войны, зачастую защищают, оправдывают, а сталинские преступления иллюстрируются как менее жестокие, чем гитлеровские», – заявила госпожа Дегутене.

По ее словам, Литва стала одной из тех стран, которые испытали оккупацию, жестокость и самоуправство обоих агрессоров. «Жившие в Литве народы страдали как от одних, так и от вторых пришельцев, и невозможно с определенностью сказать, и, наверное, даже поднимать такой вопрос было бы слишком цинично, от какого из двух оккупантов страдания были меньшими. Тем более что ссылки, концлагеря, репрессии, физические и моральные страдания люди испытывали как от одного, так и второго оккупанта. К тому же мы прекрасно знаем случаи, когда одна и та же семья, один и тот же человек пострадал вначале от одних, а потом от других, хотя никому не сопротивлялся, и у него была только одна цель – выжить», – заявила госпожа Дегутене, отметив, что Литва пыталась защитить свою свободу и независимость от советских оккупантов в 1940 году, в 1941 году – от нацистов, и в 1944 году – во время повторной оккупации Советской армией. Кстати, за стремление Литвы, по ее словам, заплачено жизнями более чем 90% всех литовских евреев.

С докладом на этой конференции также выступил европарламентарий Витаутас Ландсбергис. По его словам, «история войны в странах Балтии в 1941-м году еще недостаточно исследована. Тем более что в западных странах она более известна по советским мифологическим интерпретациям. Но это старая легенда об освободителях, без массовых убийств и депортаций. Кроме этого, распространение правды часто ругают, как будто идеологическая Вторая мировая война еще продолжается, а одна из сторон не хочет подписывать мирный договор», – заявил «отец литовской демократии». По словам политика, немцы ждали, пока СССР ратифицирует договор о ненападении, и только после этого напали на Польшу. А вот на Литву, Латвию и Эстонию СССР напал 15 июня 1940 года; сначала оккупировал Литву, хотя в войне против Финляндии уже обломал себе зубы. «В 1941-м году произошел новый поворот: советский диктатор Сталин подготовил огромные силы, но Адольф Гитлер напал первым. Сегодня это назвали бы превентивным нападением», – подвел итог г-н Ландсбергис.

Известный в Литве историк (и депутат сейма) Арвидас Анушаускас утверждает, что советский террор в первый год (1940-1941 гг.) оккупации ослабил устойчивость литовцев к антисемитизму. «Общество после такого террора перестало быть устойчивым к человеконенавистничеству, что имело отрицательное влияние – как в смысле распространения антисемитизма, так и в смысле оправдания немецкой оккупации», – считает этот литовский деятель, по выкладкам которого лишь в 1940 году по политическим причинам в Литве были арестованы 2785, а до конца июня 1941 года вглубь СССР были вывезены почти 4000 человек.

Между тем профессор Вильнюсского педагогического университета Людас Труска отмечает, что даже в экспозиции музея жертв геноцида в Вильнюсе почти ничего не говорится о холокосте, при этом гораздо больше внимания там уделяется «советскому геноциду». «Но я не вижу никакого советского геноцида – так как во всем мире геноцид определяется как «сознательное, массовое физическое уничтожение людей по их расовому, национальному либо религиозному признаку». В Литве такого не было даже при Сталине. Ссылки – это не геноцид. Как можно говорить о советском геноциде, когда в Литве число жителей увеличилось на миллион?» – возмущается уважаемый историк.

Увы, его мнение сегодня не только не популярно, за него можно угодить и в тюрьму. «За одобрение факта оккупации Литвы СССР и нацистской Германией, за умаление или отрицание преступлений этих режимов» законодатель установил до двух лет заключения.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie