logo

Хлебные крошки

Статьи

Великая геополитическая игра
Политика
Ближний и Средний Восток

Андрей Ильяшенко

Визит Президента Пакистана в Москву:

тень бен Ладена вносит интригу

В Россию с официальным визитом прибывает президент Пакистана Асиф Али Зардари. Визит приурочен к 63-й годовщине установления дипломатических отношений между странами.

Дата - некруглая, при этом менее года назад Дмитрий Медведев принимал пакистанского президента. Однако устранение американским спецназом террориста №1 Усамы бен Ладена на территории Пакистан и последующая за этим всемирная дипломатическая и пропагандистская круговерть резко повышают значение предстоящего визита.

Между талибами и американцами

После того, как США объявили об уничтожении бен Ладена, официальный Исламабад молчал 11 часов. Перед руководством видимо стоял непростой выбор: как публично определить свою роль в сложившейся ситуации. Варианта собственно, было три.

Вариант первый - невероятный, но очевидный - признать, что спецслужбы Пакистана располагали информацией об укрытии бен Ладена, но не сообщили о ней США, то есть потворствовали Аль-Каиде.

Подозрения на это счет изнуряют политиков и журналистов. "Мы должны понять, какой поддержкой располагал бен Ладен в этой стране», - заявляет советник президента США по борьбе с терроризмом Джон Брэннан.

Британская «Телеграф» 2 мая сообщает, со ссылкой на «Викиликс», что американские дипломаты сетовали на то, будто одной из основных причин, почему США не смогли найти бен Ладена, заключалась в том, что службы безопасности Пакистана всякий раз давали ему уйти, как только возникала угроза со стороны США. По этой же причине США не проинформировали Пакистан о готовящейся атаке.

Конгрессмены потребовали 4 мая от пакистанских властей объяснить, как же бен Ладен умудрился прожить незамеченным в этой стране 6 или около того лет. Цена вопроса составляет по меньшей мере $3 млрд, которые запросил Обама у Конгресса на военную помощь Пакистану. Могут и не дать. Всего же за последние 10 лет США предоставили Пакистану помощь на $20 млрд..

Однако намного весомее гарантии безопасности в перманентном противостоянии с Индией, которые дает Вашингтон своему южно-азиатскому союзнику.

Словом, даже тень подозрений в том, что Пакистан что-либо знал об укрытии бен Ладена, может нанести непоправимый удар по жизненно важному союзу с США, не говоря уже о международной репутации. Но и для Вашингтона потеря незаменимого союзника в Афганистане - единственной мусульманской ядерной державы - ни к чему.

Поэтому президента США Барак Обама в своем экстренном обращении к нации по случаю ликвидации бен Ладена заметил: «сотрудничество с Пакистаном в области борьбы с терроризмом помогло нам выследить бен Ладена. Стоит вспомнить его цитату из выступления в тот знаменательный момент: "Сегодня я провел телефонный разговор с президентом Зардари, а члены моей команды также разговаривали со своими коллегами. Они согласились, что это хороший и знаменательный день для обеих стран. И для движения вперед крайне важно, чтобы Пакистан и дальше работал вместе с нами в борьбе с «Аль-Каидой» и ее союзниками».

Эти теплые слова, возможно, открывали путь ко второму варианту трактовки роли Пакистана в ликвидации - знал и помогал. Но Исламабад она, видимо, не устраивала.

Во-первых, нельзя исключать акты возмездия за убийство бен Ладена (Президент Пакистана Асиф Али Зардари, супруга которого Беназир Бхутто погибла от рук террористов, знает об этом лучше многих). А у радикальных исламистов внутри страны после зачисток 2009 года - свой счет к властям.

Во-вторых, невозможно игнорировать антиамериканские настроения в Пакистане. На настроение улицы влияют и брутальный стиль поведения США в мусульманском мире, и регулярные атаки «беспилотников», жертвами которых, как утверждают даже официальные лица в Исламабаде, становятся не столько террористы, сколько мирное население, и скандалы с сотрудниками спецслужб ЦРУ. Причину антиамериканизма ясно указал бывший президент Пакистана Первез Мушарраф: "С политической точки зрение рейд по ликвидации бен Ладена это «нарушение суверенитета страны».

В-третьих, отношения Пакистана с талибами подвергнутся тяжелому испытанию. Это ключевой момент. Талибан из беженцев-пуштунов создали, как известно, пакистанские спецслужбы - с одобрения США и на саудовские деньги - для борьбы с СССР в Афганистане. После того, как талибы пришли в Кабул, тесные контакты с ними стали для Пакистана главным козырем в дипломатической игре с государствами региона – Индией, Китаем, Россией, Ираном, и конечно США.

Теперь же, если обнаружатся веские доказательства того, что Пакистан помогал США выследить и уничтожить главного союзника талибов - лидера Аль-Каеды, то талибы вправе обвинить Исламабад в двойной игре. Подрыв отношений с талибами резко снижает влияния Исламабада в регионе, на фоне усиления позиций США после устранения бен Ладена.

В итоге Пакистан выбрал довольно лукавую версию трактовку ситуации. После 11-часового молчания официальный представитель МИД Пакистана заявил, что «операция была проведена ВС США в соответствии с заявленной США позицией, согласно которой Усама бен Ладен будет устранен непосредственными действиями США, как только будет найден». Через несколько дней Президент Пакистана в беседе с журналистами «Вашингтон пост» подтвердил, что Пакистан был не в курсе действий США. И, само собой, о местонахождении бен Ладена.

Ясно, что такая позиция хотя и спасает отношения и с США, и с талибами, но ставит под удар правительство, армию и службы безопасности Пакистана. Ситуацию приходится срочно балансировать, демонстрировать жесткость и принципиальность. Насколько напускную, покажет время.

Официальный Исламабад выразил обеспокоенность и покритиковал Соединенные Штаты за то, что они провели рейд без разрешения пакистанских властей.

В свою очередь военное командование решило резко сократить численность находящегося здесь контингента армии США. Начальником штаба сухопутных войск Ашфак Каяни заявил также, что повторение в будущем любых несанкционированных официальным Исламабадом "вторжений армии США на территорию Пакистана будет жестко пресекаться и вызовет кардинальный пересмотр основ военного взаимодействия между двумя странами".

Не менее строга оказалась пакистанская разведка ISI, давшая утечку в прессу имени резидента ЦРУ в Пакистане. Не надо наезжать.

С другой, Франс пресс сообщает, что пакистанская армия намерена выяснить, почему местная разведка своевременно не узнала о том, что Усама бен Ладен находился на территории страны. Видимо, появятся козлы отпущения, в разумных пределах.

Видимо, понимая, в какую непростую ситуацию попали пакистанцы, им аккуратно подыгрывают и США, не забывая, впрочем, о дозированном давлении.

"Мы не располагаем, по крайней мере, на сегодняшний день, данными о том, что политическое или военное руководство Пакистана, либо командование пакистанской разведкой знали о том, что бен Ладен живет на их территории", - сообщил в интервью CNN советник Барака Обамы по национальной безопасности Томас Донилон, добавив, впрочем, что шестилетнее пребывание бин Ладена в Пакистане «вызывает» определенные вопросы».

Оставляет зазор для маневра и Барак Обама, заявивший в интервью Си-Би-Эс, что остается неясным, было ли правительству Пакистана известно о присутствии бен Ладена в стране.

Вопрос об осведомленности официального Пакистана подвисает, а вашингтонский ответ на него зависят от того, как пойдет взаимодействие Пакистана и США, прежде всего в период вывода войск США и НАТО из Афганистана и неизбежного налаживания диалога с талибами. Ясно, что мистерия с устранением бен Ладена прибавила США возможности давления на Пакистан.

Вот на фоне примерно таких непростых раскладов президент Пакистана вступит на ковровую дорожку Большого Кремлевского дворца.

Ось Москва-Исламабад-Пекин

Очевидно, что Москве, в первую очередь, важно понять подходы Пакистана к ситуации в Афганистане в период вывода оттуда войск США. Как видит Исламабад после 2014 года участие талибов в новом правительстве, перспективы сохранения в стране американского военного присутствия? От этого напрямую зависят масштабы проецирования радикального исламизма на Северный Кавказ и республики Средней Азии, степень террористической угрозы и масштабы наркотрафика, а также оценка роли с США на постсоветском пространстве в Азии, в том числе в контексте активности там цветоводов от политики.

Для Исламабада переговоры в Москве могут стать еще одним важным эпизодом в тактике определенного дистанцирования от США после убийства бен Ладена. Вполне возможно, что по итогам переговоров мы услышим фундаментальные заявления о партнерстве. Однако маловероятно, что Пакистан всерьез рискнет пойти на сближение с Москвой в ущерб стратегическим отношениям с США.

Другой вопрос – взаимодействие в Афганистане внутри треугольника Россия-КНР-Пакистан. Китай давно и активно сотрудничает с Пакистаном и в экономике, и в военной области. Возможно, мы узнаем о новой оси из итоговых документов очередного саммита ШОС, который пройдет в Астане в июне. Пакистан будет там в качестве наблюдателя, а Москва и Пекин в свое время и создавали ШОС для противодействия трансграничным угрозам в Центральной Азии.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie