Внешнеполитический дисбаланс
Точка зрения
Ни для кого не секрет, что одним из важнейших слагаемых межгосударственных отношений является развитие оборонных связей. При этом направленность, масштабы и интенсивность таких связей во все времена не просто определяют текущие внешнеполитические приоритеты того или иного государства, но прямо и недвусмысленно указывают на их характер и определяющие векторы перспективного развития. О военно-политических установках нынешнего руководства Азербайджана рассказывает материал нашего обозревателя Вагифа Алиева.– Вот уже который год азербайджано-российские контакты в оборонной области фактически сведены на нет, – заявил в телефонном разговоре с нами пожелавший остаться неназванным высокопоставленный чиновник Министерства обороны Азербайджанской Республики. – Важнейшими причинами этого является дискриминационная политика России по отношению к нашей стране, отказ признать Армению агрессором, продолжающим оккупировать пятую часть азербайджанской территории, а также доминирующее положение армянской стороны в оборонной политике как России, так и СНГ в целом… На территории Азербайджана сегодня функционирует РЛС дальнего предупреждения "Габала", являющаяся стратегическим элементом российской противовоздушной и противоракетной обороны. В отличие от Тбилиси, требующего незамедлительного вывода российских военных баз, и Еревана, получающего огромные дивиденды от таких же баз на своей территории, мы не требуем ни вывода этого объекта, ни платы за ее эксплуатацию. Нас обвиняют в ориентации на НАТО, но интенсивность развития наших связей с этой организацией ничуть не выше, чем у Украины, Молдавии, Грузии или той же Армении. Солдаты этих стран также участвуют в миротворческих операциях Североатлантического блока в Ираке, Афганистане и на Балканах… Мы ничего не требуем, но внимательно наблюдаем за развитием ситуации. За тем, например, что в нынешнем году соседние закавказские государства получили квоты на подготовку в российских военных вузах по 160 курсантов и офицеров…
Мой собеседник слегка лукавит, перечисляя обиды, накопившиеся в азербайджанском оборонном ведомстве по поводу "несправедливости России". Как сообщили нам в Главном управлении внешних связей МО РФ, в настоящее время в российских военных вузах обучается около 50 граждан Азербайджана, а Минобороны РФ регулярно компенсирует азербайджанской стороне средства, связанные с функционированием в этой стране названной радиорелейной станции. Возможно, эти цифры не сопоставимы с суммами, получаемыми от участия азербайджанского контингента в миротворческих операциях. В США, Турции, мусульманских странах и государствах Западной Европы действительно проходят обучение и стажируются в 10-12 раз больше азербайджанских военнослужащих, чем в России. Но отрицать очевидные факты, по меньшей мере, некорректно.
Важно иметь в виду и то, что Азербайджанская Республика не является участником Договора о коллективной безопасности (ДКБ), заключенного в рамках Содружества независимых государств. Более того, на протяжении многих лет азербайджанская сторона отказывается от участия в учениях ДКБ даже на уровне военных наблюдателей и до настоящего времени не принимает предложений о подключении к совместной системе ПВО, хотя периодически заявляет об участившихся фактах нарушения ее воздушного пространства.
С другой стороны, уже шестой год Азербайджан входит в программу НАТО "Партнерство во имя мира", является организатором и активным участником ежегодных натовских военных маневров на территории Закавказья, крупнейшие из которых пройдут в сентябре нынешнего года в Азербайджане. Баку не только направил свои войска в Ирак и Афганистан, но стал одной из 20 стран, подписавших заявление об отказе от каких-либо переговоров с силами иракского сопротивления, причастными к захвату иностранных заложников. В начале лета текущего года азербайджанское правительство подало официальную заявку на подключение к принципиально новому уровню военно-политических связей с НАТО, обеспечивающему максимальную интеграцию этой страны в структуры Североатлантического альянса.
Вряд ли следует искать явные "антироссийские корни" в развитии военно-политической составляющей внешнеполитической деятельности нынешнего руководства Азербайджана. В то же время некоторые факты невольно заставляют задуматься. Начатые молодым президентом "чистки" в правительстве, по непонятным причинам, коснулись лишь тех министров и чиновников, которые традиционно, еще со времен Алиева-старшего, считались "пророссийскими". Все более сильными, в то же время, становятся позиции бессменного министра обороны АР генерал-полковника Сафара Абиева. Иначе, как интенсивным и целенаправленным, не назовешь и нынешний уровень военных контактов этой страны.
Только в августе текущего года Баку посетил целый ряд военных чиновников самого высокого ранга. О необходимости дальнейшего развития американо-азербайджанского оборонного сотрудничества говорил в первой декаде месяца в ходе своего четвертого по счету официального визита в эту страну министр обороны США Дональд Рамсфельд. 12 августа в Баку был подписан меморандум об упрочении военных связей между Азербайджаном и Великобританией. Оборонные амбиции Азербайджана при этом отнюдь не ограничиваются Западом. В дополнение к соглашениям, заключенным этой страной с Турцией, Ираном и рядом ближневосточных государств, происходит "привязка" Азербайджана к региону Среднего Востока и Средней Азии. Так, например, 8-13 августа с.г. состоялся инициированный Вашингтоном визит в Баку председателя Объединенного комитета начальников штабов Пакистана генерала Мухаммеда Азиз Хана, в ходе которого подписан целый ряд соглашений о стратегическом военном партнерстве между двумя странами. С учетом того, что вот уже два года на территории Киргизии и Узбекистана функционируют американские военные базы, подобный альянс, согласитесь, не может не привлечь внимания обозревателей.
Впрочем, даже не это является определяющим при оценке развития военно-политической составляющей внешней политики Азербайджана на самую ближайшую перспективу. На днях в зарубежных СМИ вновь началось муссирование вопроса о возможности размещения американской военной базы непосредственно на азербайджанской территории. Об этом, в частности, на сенатских слушаниях заявил заместитель командующего американскими войсками в Европе генерал ВВС Чарльз (Чак) Уолд, трижды за последние полгода, посетивший Баку.
В свете принятого недавно в Азербайджане закона о национальной безопасности, запрещающего размещение на территории страны иностранных военных баз, генерал назвал предназначенный для переброски в Азербайджан контингент американских войск не "базой", а "временно размещаемыми мобильными силами", что, согласитесь, никак не меняет дела.
"Грузия, Армения и Азербайджан теперь признаны новым геополитическим острием благодаря углеводородным ресурсам Каспия, угрозе терроризма, незаконной торговле оружием и наркотиками", – заявляет цитировавшийся выше генерал. И хотя, по его словам, Пентагон не намерен создавать в Закавказье постоянной военной базы, в рамках развивающегося стратегического партнерства со странами региона уже в ближайшее время туда будет направлены первые войсковые подразделения. Для патрулирования и охраны нефтепровода "Баку-Тбилиси-Джейхан". А там, глядишь, еще для чего-нибудь.
Официальные представители Баку полностью отрицают информацию о создании на азербайджанской территории американской военной базы. Но не отрицают заявления своих американских коллег. По данным независимых обозревателей, к приему военнослужащих США уже готовы аэродромы Кюрдамир и Насосный бывшего 19-го корпуса ПВО Закавказского военного округа, а в районе поселка Сангачалы близ Баку подготовлена площадка для развертывания мобильной РЛС TRML-3D с радиусом действия 200 км.
Я не отношу себя к числу ярых противников развития военных контактов Азербайджана с США и другими странами Запада. Но, будучи патриотом своей страны, убежден, что они не должны вносить дисбаланс в исторические азербайджано-российские связи. В конце концов, наши страны обречены жить по соседству, и я не открою Америку, если призову наших читателей вспомнить о том, к чему способно привести лихое соседство…