Внешнеполитическое маневрирование Баку
Наряду с Грузией все более активное движение в сторону Запада осуществляет руководство Азербайджана
События последнего времени показывают, что антитеррористическая кампания в Афганистане, явилась удобным предлогом некоторым государствам СНГ для дальнейшего дистанцирования от России и военно-политического сближения с США и другими странами НАТО. В результате в четырех государствах Центральной Азии уже размещены американо-натовские войска и базы, а пятая – Казахстан ведет об этом переговоры. Что касается Закавказья, то наряду с Грузией все более активное движение в сторону Запада осуществляет руководство Азербайджана. Причем основные надежды официального Баку в этом отношении связаны с членом НАТО родственной Турцией.Отношения Азербайджана с Россией в последние годы нельзя назвать слишком теплыми. Между двумя странами существуют трения по целому ряду вопросов. Сюда можно отнести проблемы урегулирования Карабахского конфликта, российской военной помощи Армении, разграничения экономической зоны Каспия, взаимные обвинения в поддержке сепаратизма (чеченского со стороны Азербайджана и лезгинского со стороны России) и т.д.
Между тем, Азербайджан играет важную для России стратегическую роль в Закавказье. Совместная сухопутная граница между Россией и Азербайджаном составляет 284 км. Еще большую протяженность имеет граница по акватории Каспийского моря, которая до настоящего времени четко не определена. Хотя количество русских в Азербайджане с 1991 г. уменьшилось более чем вдвое – с 500 тыс. до 150-170 тыс. человек, они все еще являются самой большой группой среди этнических меньшинств республики. Количество же азербайджанцев в России за последнее десятилетие, напротив, многократно выросло и составляет в настоящее время 1,5-2 млн. человек.
Особая позиция Баку в отношениях с Россией в рамках СНГ обусловлена еще целым рядом причин. Азербайджан – единственное государство Южного Кавказа, с территории которого еще в 1993 г. полностью выведены российские войска. В отличие от Грузии и Армении Баку отклонил предложение России о совместной охране границ, уклоняется от развития военного сотрудничества с ней. Подготовку своих офицерских кадров Азербайджан осуществляет самостоятельно, а также в Турции и Украине, но не в российских военных академиях.
Запасы советского вооружения и военной техники, запчастей к ним также пополняются не из России, а с Украины. В организационной структуре армии, в форме одежды и знаках различия используются натовские (в турецком варианте) стандарты. В Североатлантическом альянсе Азербайджан усматривает потенциального гаранта безопасности и укрепления независимости. Высокопоставленные лица в азербайджанском руководстве неоднократно заявляли о желательности размещения на территории республики баз НАТО в противовес российским базам в Армении. Одно время даже всерьез обсуждался вопрос о переносе военно-воздушной базы США из турецкого Инджирлика на Апшеронский полуостров.
В то же время, официальный Баку долгое время проявлял крайнюю неуступчивость в переговорах с Россией о судьбе Габалинской РЛС, используя ее важное значение в российской системе ПВО для выторговывания у Москвы существенных уступок. Только в январе нынешнего года было, наконец, подписано соглашение о сдаче РЛС в аренду России всего на 10 лет за немалую сумму в 7 млн. долларов в год. При этом в местной прессе не утихают "протесты общественности" и регулярно муссируются утверждения о "крайней экологической вредности" Габалинского объекта. К тому же "братская" Турция была крайне недовольна заключенным соглашением, но азербайджанские "братья" оправдывались "исключительно экономическими" соображениями.
В последнее время азербайджанские политики вновь стали поднимать тему курса на более тесное сотрудничество с НАТО, в первую очередь с Турцией на антироссийской основе. Так, депутатат азербайджанского Меджлиса Маис Сафарли на встрече с председателем Большого Национального Меджлиса Турции Омаром Изги прямо предложил создать военный союз Турция – Азербайджан – Грузия – как "противовес расширяющимся военным интересам России на Южном Кавказе".
В ответ турецкий гость подверг Россию острой критике за чрезмерное, по его мнению, вооружение Армении. Он также пообещал, что с помощью Турции Азербайджан вскоре станет самым сильным военным государством региона. Изги оценил сдачу в аренду Россией Габалинской РЛС как решение идущее "во вpед Туpции". Лидер азербайджанского парламента М.Алескеpов видимо с целью смягчить недовольство турецкого коллеги выступил в поддержку размещения в Азербайджане военных баз Турции и не исключил, что аналогичное Габалинскому соглашение в перспективе может быть подписано и с Турцией.
Официальная Анкара рассматривает Азербайджан как краеугольный камень в своих планах создания "пантюркисткого" союза государств на Кавказе и в Центральной Азии под собственной эгидой. Азербайджан же, имеющий напряженные отношения не только с Арменией, но и с Ираном и Туркменистаном по поводу раздела нефтеносного шельфа Каспия, рассчитывает на военную и политическую поддержку Турции.
Но кроме Анкары у Азербайджана есть и еще один партнер – Израиль, отношения с которым при посредничестве той же Турции приобретают все более тесный характер. О возможности формирования оси Иерусалим – Анкара – Баку заговорили еще в начале 90-х годов, однако конкретные шаги в этом направлении стали предприниматься после значительного обострения азербайджано-иранских отношений из-за проблемы Каспия.
До этого времени Баку старался не подчеркивать своего стремления к сближению с Израилем, опасаясь негативной реакции мусульманских стран. В этом случае возрастал риск потерять поддержку, оказываемую исламским миром азербайджанской стороне в ее противостоянии с Арменией. Например, объем льготных кредитов, предоставленных Азербайджану Исламским банком развития и Кувейтским фондом, на сегодня составляет 45 млн. долларов.
Учитывая "деликатность" этой проблемы, Израиль дал согласие на то, чтобы производимая им военная продукция реализовывалась в тюркоязычных странах СНГ в турецкой сборке. По сведениям ливанской газете "Муари", недавно на секретных переговорах в Анкаре между представителями Израиля и Азербайджана достигнуты договоренности о поставках азербайджанским вооруженным силам 100 танков "Меркава" и 30 истребителей-бомбардировщиков "Кфир".
Но это еще не все. Турция приступила к масштабной модернизации своих вооруженных сил, рассчитанной на 30 лет общей стоимостью 150 млрд. долл. Очевидно, что встанет проблема утилизации снимаемой с вооружения боевой техники и снаряжения. Мало у кого вызывает сомнения, что значительная их часть будет на льготных условиях передана Азербайджану, Грузии и странам Центральной Азии.
За идеей создания треугольника Израиль – Турция – Азербайджан явно просматривается тень Вашингтона. Создание подобного союза позволит США обеспечивать в Закавказье и Центральной Азии свои национальные интересы при их вероятном столкновении с интересами России, Ирана и Китая. Азербайджан же давно занимает особое место в планах США в этом регионе.
По словам небезызвестного Збигнева Бжезинского, "Азербайджан можно назвать жизненно важной "пробкой", контролирующей доступ к бутылке с богатствами бассейна Каспийского моря и Центральной Азии. Независимый тюркоязычный Азербайджан, по территории которого проходят нефтепроводы и далее тянутся по территории этнически родственной и оказывающей ей политическую помощь Турции, помешал бы России монополизировать доступ к региону и таким образом лишил бы ее главного политического рычага влияния на политику новых государств Центральной Азии".
В настоящее время очевидно, что США, в т.ч. и с помощью Турции, намерены в обозримом будущем наращивать военное, политическое и экономическое присутствие в Каспийском регионе и в Азербайджане в частности, несмотря на недовольство держав, которые издавна считают этот регион своей зоной влияния. В данной ситуации стремление Баку к тесному союзу с Турцией, Израилем и стоящими за ними НАТО и США, а также ставка на разрешение своих противоречий с соседями с позиции силы, может только спровоцировать обострение старых и возникновение новых конфликтов.