logo

Хлебные крошки

Статьи

Безопасность
Политика
Россия

Максим Кранс

Военные игрища в Арктике: "легенда" и реалии

Усиление активности России на северном направлении

Вроде бы совсем уж не воинственная и геополитически не амбициозная страна – Канада сейчас развернула совместно с Данией и США крупную военную операцию под кодовым названием "Nanook 11". Легенда этих учений, которые продлятся до конца августа, заключается в защите суверенитета страны на Крайнем Севере в проливах Ланкастер и Дэвиса, а также Баффиновом заливе и на острове Корнуоллис.

"Север принадлежит нам. Мы хотим показать нашим партнерам во всем мире, что мы обеспечиваем наше присутствие", - сообщил капитан канадского корвета Люк Трамбле. К тому же недавно канадцы приняли решение увеличить число охраняющих в этом регионе рейнджеров-эскимосов.

Как вы думаете, кто является "условным противником" в этих милитаристских игрищах? Что там обозначено в легенде не знаю, но одно ясно – Россия. А все потому, что наша страна не скрывает своих претензий на огромную долю шельфа Северного Ледовитого океана, на которую в том числе претендует и та же Канада. Цена вопроса известна – по мнению экспертов, именно в этой части океана, которую Россия традиционно считает своей, находится около четверти мировых запасов углеводородного сырья. На шельфах Баренцева и Карского морей открыты уникальные по запасам газовые месторождения. Помимо того, в этих местах добывается почти шестая часть рыбной продукции страны. А ещё – здесь проходит Северный морской путь, самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию, в том числе и для транспортировки нефти и газа с арктических месторождений. Потенциал этого макрорегиона и прилегающих к нему северных территорий способен кормить человечество не одно десятилетие.

Отдавать эти богатства просто так Россия явно не собирается. Об этом, в частности, было заявлено 12 августа на конференции, которая прошла на борту атомного ледокола "Ямал" - он сейчас идет по Северному морскому пути. А речь идёт об огромной территории, равной по площади Италии, Германии и Франции вместе взятых - 1,2 миллиона квадратных километров. Её мы и раньше считали своей, а в 1926 году постановлением ЦИК СССР закрепили за собой законодательно, и на отечественных географических картах этот сектор всегда отмечался как советский, а позже – российский.

Все эти годы, вплоть до начала лихих 90-х, шла активная экспансия на Север. Рейды советских полярников должны были закрепить наш суверенитет над Арктикой. Ударными темпами шло и освоение "северов". Они были необходимы стране и как богатейший источник полезных ископаемых, и как стратегически важный путь переброски военных флотов из одного океана в другой. А позже – как место для ядерных экспериментов и баллистических ракет, откуда им было ближе лететь до американских берегов. Правда, если тогда обустройство территорий за Полярным кругом преследовало, прежде всего, геополитические и военные цели, то сегодня, как свидетельствуют последние арктические экспедиции, на передний план всё больше выдвигаются соображения экономического порядка. В наши дни главная ценность Арктики – в несметных богатствах её шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву, которую Россия ратифицировала в 1997 году, сократила нашу внешнюю границу до 200-мильной экономической зоны. Поставив свою подпись под этим документом, она одномоментно утратила право на остальную часть Ледовитого океана, в том числе и на свой кусок Северного полюса.

Теперь, чтобы вернуть утраченное, России нужно доказать, что шельф, а точнее океанский хребет Ломоносова, является непосредственным продолжением Сибирской континентальной платформы. Чем, собственно, и занимались российские ученые, которые за минувшие годы не раз отправлялись в экспедиции по арктическим регионам. С этой целью и сейчас в сопровождении атомохода "Россия" было отправлено в разведку исследовательское судно "Академик Федоров".

Помимо того, вслед за нашими конкурентами мы собираемся нарастить и военное присутствие в этом регионе. Как заявил на минувшей неделе начальник штаба ВДВ генерал-лейтенант Николай Игнатов, в Арктике в составе межвидовой группировки могут быть развернуты подразделения воздушно-десантных войск под эгидой ФСБ. Этот шаг предпринимается в соответствии с принятой в 2008 году Советом безопасности РФ документа "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". В качестве главных задач в нем называлось "расширение ресурсной базы Арктической зоны" и "обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск".

Ну а к 2015 году наша страна, как заявил на конференции, прошедшей на борту ледокола "Ямал", секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, пополнит уникальный, но порядком поизносившийся российский ледокольный флот четырьмя новыми ледоколами, в том числе одним атомным. В любом случае это наш самый сильный козырь в борьбе за арктические богатства…

Усиление активности России на северном направлении понятно – времени-то в обрез. Уже в следующем году мы должны представить в комиссию ООН по границам континентального шельфа убедительные доказательства того, что мы и в самом деле имеем права на исконные российские территории. Нынешняя попытка доказать свои права на арктическое Эльдорадо – вторая. Первая, предпринятая несколько лет назад, полностью провалилась. Судя по всему, и российское научное сообщество, и чиновники легко поверили поверхностным и совершенно неубедительным исследованиям наших ученых. Хотя вроде бы изначально было понятно: от решения этой проблемы во многом зависит, кому достанутся основные арктические нефтегазовые богатства, а в конечном счете - какую роль в мире будет играть наша страна в предстоящие десятилетия.

На днях комиссия ООН по морскому дну одобрила заявку России на разработку месторождений золота и меди на дне Атлантики. Как считают эксперты, это решение обнадеживает в контексте предстоящего рассмотрения заявки на определение внешней границы российского континентального шельфа. Но насколько оно приближает нас к решению арктической проблемы?

Как и можно было ожидать, наши северные амбиции побудили действовать и остальных претендентов на "арктический пирог". А таковых сегодня немало. Среди них не только пятерка стран, непосредственно выходящих на Северный Ледовитый океан, но и государства, находящиеся в тысячах морских миль от вожделенных вод. Парадоксально, но на шельф претендуют не одни лишь страны "арктического клуба" - неподдельный интерес к нему проявляют Германия, Китай, Южная Корея, Швеция, Нидерланды… Всего свыше двух десятков стран. Между прочим, на канадском ледоколе на прошлой неделе отправился в экспедицию на Север и представитель Франции по вопросам международных переговоров по Арктике и Антарктике Мишель Рокар. К чему бы это?..

Так что сейчас перед Россией стоит важная задача – хорошенько подготовиться к "переэкзаменовке". Готовятся к ней и наши соперники, которые пытаются поставить под сомнение право россиян претендовать на свою часть океанского шельфа. Их позицию четко сформулировала британская The Times: "Мир должен отвергнуть претензии России на захват подводных территорий". Но откровеннее других высказался на страницах Washington Times Ариэль Коэн из Heritage Foundation: "Если Москва предложит освоение ресурсов Арктики в сотрудничестве и партнерстве с Соединенными Штатами и другими странами, то проект может стать примером весьма продуктивного международного сотрудничества". Ну а сейчас, считает он, западным державам надо разработать совместную стратегию действий против России: "На карту поставлено слишком много, чтобы подарить все это русскому медведю".

На деле же критики России ставят под сомнение легитимность самой Конвенции ООН по морскому праву, которую ратифицировало большинство государств мира. Американская Investor's Business Daily в своей редакционной статье вообще называет ее "морским Мюнхеном". В том, что касается американцев, то их позиция понятна. В свое время они отказались подписывать этот документ, опасаясь, что другие страны станут претендовать на морские территории, которые США считают своими. Более того, президент Рейган даже выгнал с работы сотрудников госдепартамента, которые участвовали в его подготовке. Теперь Вашингтон спохватился: если российская заявка окажется убедительной, то вопрос о российском шельфе будет решен без его участия.

"Борьба за права в Арктике не связана с каким-то конкретным бизнес-планом, - считает немецкая Handelsblatt. - Для Москвы это - вопрос принципа". Да, для нас это дело принципиальной важности. Как отмечал президент Медведев, "этот регион без преувеличения имеет стратегическое значение для нашей страны" и "мы должны надёжно и на долгосрочную перспективу обеспечить национальные интересы России в Арктике". А потому надо обратить самое серьёзное внимание на развитие арктических территорий, возрождение экономики Крайнего Севера. Северные территории – своего рода тыловое обеспечение российской экспансии на Север, Севморпуть – главная транспортная артерия, без которой это наступление не даст желаемого результата. Так что если в ближайшее время не начнётся их реальное возрождение, то нечего и строить наполеоновские планы освоения запасов арктического шельфа…

Многие политологи предсказывают, что в ближайшие десятилетия основные международные схватки, а может быть даже и военные конфликты развернутся вокруг перспективных источников энергоресурсов. Возможно, эти прогнозы справедливы. Так что будущее России во многом зависит от того, насколько она сумеет защитить свои права на арктический шельф.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie