Ворошиловский выстрел
«Славянские корни» Орловщины
Около тысячи должников мечтают избавиться от долгов по программе строительства жилья на селе «Славянские корни».От полива
ассигнациями «зелень» не растёт
История долгов проросла быстрее, чем строились дома по программе «Славянские корни». На заплесневелых фундаментах долгостроя и разгорелись нешуточные страсти. Началась охота на заёмщиков.
Один из злостных неплательщиков Владимир Терехин из села Ворошилово дом не достроил и долг не отдает. В связи с просрочкой ему «включили счётчик», и сегодня надо бы отдавать более одного миллиона рублей. Чем, из каких сусеков? Таких должников по АПК «Орловская Нива» — около тысячи человек! Сумма их долга (с процентами) близка к миллиарду.
А ведь десять лет назад всё так мило начиналось. О том, что «в сельском хозяйстве опять большой подъём», шумели на всю страну. В жилищный конвейер решили вложить свыше миллиарда рублей. Предполагалось, что заёмные деньги будут быстро возвращаться и снова вкладываться в сельское строительство. Получался как бы «вечный двигатель» инвестиций. В него и вложили средства, в смысле дали в долг селянам. В 2000-м году Терехин был в числе первых, взявших ссуду в 360 тыс. рублей.
Через шесть лет коллегия администрации области отмечала, что «введено в эксплуатацию более восьми тысяч жилых домов». Правда, еще через год домов насчитали только семь с половиной тысяч. Еще круче отчиталась «Орловская Нива», взяв за начало программы почему-то 1996 год. И все равно построенных домов оказалось только пять тысяч. А «Нива» — это 80 % инвестиций в «Славянские корни». Получалось, семь тысяч домов — бюрократическая «липа».
Нежданно-негаданно начали расти долги селян по кредитам. Программа буксовала, удивляя неплатежеспособностью населения. Идея «рассчитаются мясом» лопнула при первом соприкосновении с реальностью. Посчитайте, какую надо иметь семью, чтобы бычков-поросят выращивать и дом строить? Надо 10—12 работников. А на выращивание скота какие деньги положить? Не менее 80 % сдаточной цены скота. А самим чем питаться — сухарями? Да и не принимали мясо по цене, оправдывавшей затраты. Поэтому среди не отчитавшихся о строительстве был и Терехин. Нет его среди счастливых новосёлов до сих пор. И не будет. Потому что учеными доказано — «вечный двигатель» не работает.
Строили поселение, оказалось — выселки
Неужели всё так плохо? Нет, есть удачливые плательщики — фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств. Расплатился по займу и директор Селиховской средней школы Михаил Думчин, — из последних сил долг выплатил. Но в дом так и не въехал. На бумаге он — среди новоселов, на деле — бесконечный долгострой. Ведь всех новосёлов в с. Селихово выделили в отдельный поселок да забыли подвести коммуникации. Теперь их выселками зовут.
В ещё худшей ситуации Владимир Терехин из с. Ворошилово. Дом строил на двоих, а долги лишь на нём. Напарник юридически чист и попросту бросил дом, как камень с шеи. Чтобы как-то вывернуться, Владимир Егорович продал землю под домом, но достроить его все равно не смог. Теперь долгострой «повис в воздухе» — рад бы продать, чтобы долг погасить, но какой идиот купит дом без земли?
Таких историй по области — тысяча, если не больше. В каждом районе стоят десятки остовов недостроя. На восьмой год показушной программы строевская команда попыталась в брошенные дома вселить переселенцев. Не буквально, а взять деньги из федеральной программы переселения соотечественников. Юридически всё было сделано опять безграмотно, да и заселять сельские просторы, не обеспеченные работой и соответственно источниками существования, наши зарубежные соотечественники не захотели. Такого горя они и на чужбине хлебнули. А вскоре Строев оказался не у дел. Не по собственной воле.
Убийственный
компромисс
Чтобы избавиться от миллиардного долга, петлей висящего на кредитной истории АПК «Орловская Нива», новое руководство холдинга пошло на компромисс. Знаменский районный суд, рассматривавший иск «Орловской Нивы» к Терехину из села Ворошилово, принял решение об удовлетворении иска. Только вместо одного миллиона сорока пяти тысяч, которые был должен заёмщик с процентами за десять лет, юристы АПК согласились взыскать с ворошиловца 405 тыс. рублей. Отчего такая щедрость?
От безысходности. Этот «ворошиловский выстрел» не разрешает застарелых проблем, родившихся не при нынешнем руководстве области. В своё время губернатору Строеву уж очень хотелось показать себя «впереди планеты всей». Программа «Славянские корни» изначально была авантюрой. Но всех, кто пытался возражать Егору Семеновичу, он послал «куда Макар телят гонял», пока самого не освободили от хлопотной должности и попросили быть скромнее.
Чтобы взыскать миллион через суд — надо заплатить госпошлину почти 100 тыс. рублей. В должниках у «Нивы» остались те, кто никогда не сможет вернуть деньги. Получается, чтобы возбудить против них иски, надо выбросить на ветер 100 млн. рублей! Но и долги списать надо. Пришлось пойти на компромисс — требовать через суды хотя бы основной долг. В результате в деле, к примеру, Терехина госпошлина составила всего семь тысяч рублей.
Суд не противился пожеланию истца, то есть «Орловской Нивы», а «Нива» тем самым проблемы по взысканию долга, который вряд ли будет возвращен, переложила на судебных приставов. Таким образом, открыта попросту «пулемётная стрельба» по безнадёжным неплательщикам, а «ворошиловский выстрел» — сигнал к атаке «штрафбата», состоящего из нынешнего руководства «Орловской Нивы». Атаки безнадёжной, как и бывает у штрафников: отбив копейки, они потеряют около 600 млн. рублей! И никто не ответит за это головотяпство строевской команды, никого не привлекут?
Настоящими «ворошиловскими стрелками» на самом деле были те, кто выстрелил проблемами из прошлого в настоящее. Но не разрешить эти проблемы старыми способами административных уловок. Время другое.
Директор Селиховской средней школы Михаил Думчин:
— Дом хотел построить рядом со школой, место есть. Здесь же и коммуникации. Нет же, всех новоселов выбросили в поле — для показухи. Теперь пытаюсь собрать деньги на подвод газа и бурение скважины. Коммуникации нам так и не подвели, не проложили и дорогу.
Глава Селиховского сельского поселения Надежда Мацкевич:
— Парадокс в том, что земля, на которой стоят новые дома, сельскохозяйственного назначения. В своё время земельным комитетом района документы были подготовлены, да где-то потерялись в Орле. Через новую администрацию области запрос о переводе земель в ведение поселения послан в Москву, ждём ответа. В такой ситуации и в нашем районе, и в Хотынецком оказались многие. Дома построили, а в собственность оформить не могут. Что же новосёлам через суд защищать свои права?