logo

Хлебные крошки

Статьи

Прибалтика
Политика

Ирина Павлова

Возвращение блудного бумеранга

Есть мнение

По телевизору показывали митинг в Риге. Русские и все те, кто привык думать и говорить на русском языке, протестовали против обязательного ведения в общеобразовательных школах норм преподавания на государственном языке. То есть на латышском. Химию, физику, математику можно преподавать на любом языке, здесь оценки ставят за совпадение результатов и знание формул, а не за лингвистическую правильность формулировок. Значит здесь вопрос в другом. И этого другого следовало ожидать. Все мы знаем, что страны Балтии изо всех сил рвутся в Евросоюз, а значит, стремятся закрепить за собой равные права с "большим братом". Мол, и у нас хоть и скромненькая, но все-таки какая никакая, а государственность присутствует, и язык наш государственный охватывает если не все 100% населения, то, по крайней мере, вся молодежь, которая имеет виды на будущее, им владеет. Молодежь имеет виды на будущее, а потому и протестует. Состояние этих людей мне до боли знакомо. Ведь еще совсем недавно и я сама, можно сказать, была из их числа. Правда, жила я не в Риге, а в Таллине, ну да это не суть важно, ведь проблемы у нас общие. Да и источник у них один общий: и для России мы чужие и для титульной нации. Сегодня я живу в Москве и смотрю и перевариваю собственные беды через призму телеэкрана, а душой нахожусь там, в Прибалтике. И мне кажется, что мы сейчас получаем то, что когда-то сами посеяли. Помню, как лет пятнадцать назад мы, прибалтийские русские, изо всех сил старались слиться с этой самой титульной нацией. Помню, как приезжая в отпуск в Россию мы стремились щеголять своими якобы европейскими манерами, демонстрировать свой несколько более продвинутый уровень жизни по сравнению с аборигенами среднерусской полосы. Дома, в Эстонии, мы старались чувствовать себя хозяевами и за это испытывали на себе все тяготы их к нам нелюбви. Мы воспитывались и росли в положении принципиальной отдаленности от родной страны (вернее, стороны, страна-то у нас тогда была общая – СССР) и народа, его бед, радостей и проблем. Мне кажется, это было характерно для всех русских, выросших в Прибалтике, – ощущение, что "я мол выше", чем все остальные, вся эта пьющая и гулящая, разудалая матушка-Русь. Так на кого ж нам теперь обижаться, коль мы еще тогда стремились походить на европейцев, выпрыгивая из собственных национальных одежек. А когда все это началось, когда нас стали уже в открытую притеснять, и мы оказались на обочине их местного праздника великой свободы, мы стали оглядываться на Россию, – авось не бросит. Бросила. Бросила на растерзание бывшим эсэсовцам наших партизан и героев великой войны, а что уж нам грешным от нее требовать. Когда мы жили в СССР, нам привили какой-то инфантилизм, что Родина всегда о тебе позаботится. Не позаботилась. Хотя и много об этом говорит. О нас вспоминают накануне выборов, или когда надо чего-то поклянчить от ПАСЕ. Потому что, похоже, и великой Родины тоже уже нет, и у самой России сейчас труба пониже да дым пожиже, – что ж от нее требовать внимания. Надо самим выкарабкиваться. Я вот выкарабкалась, благодаря такой банальной вещице, как, простите, любовь и замужество. А что делать другим? Жить, вы скажете. Жить так, как мы сами этого заслужили. Мы все разные – русские прибалтийцы, и отношение к исторической родине и родному народу воспринимается как дело личное, почти как вероисповедание. Приведу пример: в Эстонии 100 приблизительно тысяч граждан России, а на выборы явилось, дай Бог, тысяч 15. Вот вам и ответ на вопрос – насколько прибалтийские граждане России живут одними со своей исторической родиной интересами. Интересы у нас хоть и совпадают, но – табачок у нас врозь. Есть среди так сказать наших и такие, кто горит желанием немедленно слиться с новой родиной, они даже имена меняют на эстонские. Они становятся похожими на неофитов, стремящихся быть святее Папы Римского. Когда-то их назвали бы предателями своего народа. Плевали бы им в лицо и так далее… Но, поймите, им некого предавать. Нас предали всех скопом, как мы когда-то давным-давно, еще во времена СССР, тоже ведь не блистали патриотизмом. Большинству, признаюсь вам, наплевать и на русскость, и на эстонскость, и на немецкость – на все национальные выверты. И это большинство проживает не только в Риге или Таллине, самое подавляющее большинство нас таких в Москве, в столице всех, по воле Божьей, соотечественников. Мир стал таким. Он стал более жестким. А наши соотечественники в Прибалтике смотрят на родину-мать и со страхом и с обидой и с отвращением. После развала мы чего-то ждали, потом не переставали удивляться тому, как же ничтожно мало Москва оценила своих соотечественников, брошенных за пределами новых переделов. Ассимиляция или эмиграция? Это как "Быть иль не быть". Звучит высокопарно, на деле же все гораздо банальнее. Не спасает эмиграция даже на историческую Родину – нас не ждали, мы другие, у нас другой менталитет. Но жить можно, если биться за нее, эту жизнь. А кому в станах Балтии нужна ассимиляция? Пусть русские, евреи или украинцы в Прибалтике, хоть соловьями заливаются с местным акцентом, их все равно за своих не признают и дальше порога на госслужбу не пропустят. В бизнесе поэтому наших на порядок больше, чем в госкормушках. На государеву службу латыш всегда возьмет латыша, а эстонец эстонца, что остается нам? Пробиваться через бизнес. И шансов в этом смысле у русских больше, потому что мы никогда не объединялись по национальному принципу, а значит у нас больше возможностей для маневра. Пусть наши дети учат их язык, если собираются чего-то добиться, пусть учат и другие языки, но главное – не забывают думать на родном, русском. И мне хочется верить, что пена сойдет, и когда-нибудь наши русские люди еще о себе заявят в Прибалтике, "жаль только жить в это время прекрасное уж не придется ни мне ни тебе", как сказал один наш великий соотечественник.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie