logo

Хлебные крошки

Статьи

Копия памятника в Стрельне
Бои за историю
История
Прибалтика

Юрий Виноградов

Всё началось ещё при Ярославе Мудром

Русские в Прибалтике

В Латвии, Литве и Эстонии, а также в Москве и Калининграде состоялась презентация необычной книги – глубокого исследования «Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010)». Это сборник научных статей 34 авторов. В 730-страничном томе представлены 224 памятника культуры, созданные русскими архитекторами, строителями в Прибалтике с 1710 по 2010 год.

Первая дата не случайна. 4 июля 1710 года войска Петра Первого вступили в... шведский город Ригу. Да, будущая столица Латвии до тех пор никогда не была латвийским городом. Основал Ригу в 1201 году немецкий епископ Альберт фон Буксгевден. Она успела побывать «вольным городом», а в составе Речи Посполитой принадлежала Швеции. И лишь после победы Петра Первого в Северной войне и вхождения Риги в состав Российской империи начался период, который и превратил город сначала в центр Лифляндской губернии, потом в столицу Латвийской ССР, и теперь – независимой Латвии.

Тогда войну вёл Северный союз, заключённый между Россией, Речью Посполитой, Данией и Саксонией против Швеции. Русский царь боролся за возвращение выхода к Балтийскому морю. Правда, в процессе Северной войны союзники то и дело предавали Россию, но это не помешало Петру Первому одержать в 1709 году блестящую победу под Полтавой над шведскими войсками во главе с Карлом XII, а потом наступила очередь Риги.

– История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но если бы не те исторические события, Рига вряд ли была бы столицей Латвии, оставаясь обычным шведским городком, – считает клайпедский историк, член координационного совета российских соотечественников, доктор философии Андрей Фомин.

Необычное издание приурочено к 300-летию присоединения к России Лифляндии и Эстляндии. Лифляндия – шведский доминион, существовавший с 1629 года. Эти земли шведы отняли у Речи Посполитой в ходе польско-шведской войны. Эстляндия – историческое название северной Эстонии, древнее население которой называли чудь. Здесь ещё в 1030 году Ярослав Мудрый основал город Юрьев, ныне именуемый Тарту. Эту территорию отвоевали псы-рыцари, и она принадлежала Ливонскому ордену, потом – Швеции. Присоединение к России по итогам Северной войны определило в конечном счёте её судьбу как эстонской земли.

За 300 лет Российская империя, а потом Советский Союз внесли огромный вклад в развитие Прибалтики, о чём и рассказывает книга «Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010)».

– Культурное значение издания выходит далеко за рамки чисто исследовательской работы и сохранения информации об уже утраченных и ещё живущих памятниках русской культуры в Прибалтике, – говорит доктор экономических наук, руководитель латвийского Института европейских исследований Александр Гапоненко, под редакцией которого издан сборник. – Эти памятники свидетельствуют о мощном присутствии русских в странах Прибалтики в течение столетий и, следовательно, дают квалифицированный ответ на вымыслы местных властей и европейских бюрократов о «пришлости» русского населения.

По мнению одного из авторов сборника, доцента Вильнюсского университета Павла Лавринца, «в книге памятники культуры трактуются как носители символических ценностей и важный связующий элемент для самосознания русских».

Носит издание и познавательный характер. Вот, например, очерк о бронзовой конной статуе Петра Первого (на снимке), установленной 4 июля 1910 года в честь двухсотлетия со дня вступления в Ригу армии русского самодержца. В 1915 году монумент пытались эвакуировать перед вторжением германцев, но судно, которое его перевозило, было торпедировано. В 1934-м памятник подняли со дна Финского залива, он многие десятилетия пролежал на складе. В наши дни по инициативе рижского мецената Евгения Гомберга статую восстановили с помощью реставраторов Русского музея Санкт-Петербурга, и на несколько дней она нашла своё новое место в столице независимой Латвии, однако под напором местных националистов её убрали, и теперь судьба монумента неясна. Зато в 2003 году в Стрельне под Санкт-Петербургом установлена точная копия того памятника.

А вот бывший генерал-губернаторский дворец в Вильнюсе – ныне резиденция президента Литовской Республики. Начало постройки дворцового ансамбля относится к 1387 году – тут был виленский епископат, но в 1824–1832 годах его перестроил знаменитый петербургский архитектор Василий Стасов, автор Московских триумфальных ворот. Дворец приобрёл нынешний торжественный вид.

Его история богата событиями. Кутузов трижды занимал этот дворец. Дважды в должности виленского генерал-губернатора – с 1800 по 1801 год и с 1809 по 1811-й. А в конце 1812 года Кутузов заехал сюда после победы над армией Наполеона. В Белом зале дворца Александр I вручил выдающемуся русскому полководцу орден Святого Георгия I степени «За спасение Отечества».

В короткой статье не перечислишь всех памятников. Среди них – дворец Петра Первого в Нарве, мавзолей Барклая де Толли в Йыгевесте, здание Ратуши в Риге, артиллерийский арсенал и арсенал-пакгауз в Риге, университет в Тарту, дворец Зубовых в Шауляе и многие другие.

К презентации книги приурочили и награждение медалью «В память 300-летия присоединения Лифляндии и Эстляндии к России». Эту общественную награду учредил Общественный комитет по случаю этой даты. Кстати, такая же медаль в честь 100-летия и 200-летия этого исторического события была государственной наградой. Сейчас её вручают общественным деятелям, журналистам, которые внесли весомый вклад в укрепление связей между странами Балтии и Россией.

На фото: копия рижского памятника Петру Первому установлена перед фасадом Константиновского дворца в Санкт-Петербурге

Статьи по теме

Партнеры