logo

Хлебные крошки

Статьи

Бои за историю
История
Европа

Елена Карпова

"Вторая мировая интересна Германии, только чтобы очернить русских"

Вторая мировая война глазами немцев

«Вторая мировая война в Германии вообще никому не интересна. Здесь она интересна только в том смысле, чтобы в очередной раз очернить русских»

У каждой страны есть своя история, своя историческая память, которую стараются либо передать последующим поколениям, либо стереть. Сегодня в проекте "Окно в Россию" мы коснемся действительно непростой темы - Вторая мировая война глазами немцев. Германия - одна из самых благополучных стран в Европе, страна толерантности и порядка. Но что современное поколение немцев знает и думает о Второй мировой? Об этом остром и болезненном вопросе мы поговорим с актером Русского театра в Берлине - Николаем Грином.

Profile: Николай Грин, актёр театра и кино, 8 лет живёт в Берлине.

- Николай, в сознании многих людей Германия – благополучная европейская страна. Приходилось ли Вам там сталкиваться с чем-то что, скажем так, не соответствует этому образу?

- Действительно, в социальном плане Германия очень благополучная и комфортная для проживания страна. А неожиданным для меня стало то, как здесь относятся к исторической памяти, а именно к событиям Второй мировой войны. Это очень серьезная тема, и об этом очень мало говорят здесь. Молодым людям, живущим здесь, можно сказать, наплевать на трагические события тех лет. Они думают, что тогда, в сороковые годы, американцы их освободили, а русские просто напали на немцев. Американцы же, в свою очередь, просто помогли немцам отбиться от русских. Приходилось сталкиваться и с такими рассуждениями.

- Вы стараетесь как-то изменить эту ситуацию? 

- Конечно! Ведь мы воспитаны на памяти о наших дедушках и бабушках. У моего деда было пять родных братьев, все они погибли на войне. Никуда от этого не деться. Каждый четвертый белорус был убит на войне. Каждая советская семья понесла огромные утраты – и людские, и материальные. Бабушка рассказывала о страшном голоде в военные годы, о том, что все жили под лозунгом: «Всё для фронта, всё для Победы!» Мы должны хранить и передавать другим эту историческую правду, ведь, как известно, история имеет тенденцию повторяться.

Но здесь совсем другие интересы. Вторая мировая война здесь вообще никому не интересна. Здесь она интересна только в том смысле, чтобы в очередной раз очернить русских, назвать их варварами, бескультурными людьми. И такое, увы, бывает. Напоминать о том, как всё было на самом деле, нужно постоянно. Об этом надо говорить на государственном уровне. Это надо просто навязывать и говорить: «Вот этого нельзя делать».

- Николай, а Вы вообще когда-нибудь могли представить, что будете жить в Германии?

- Пути господни неисповедимы. Но, да, я не мог даже представить, что уеду жить в Германию. Я родом из города Целинограда, из Казахстана. У нас там каждый день выходили в эфир радиопрограммы на немецком языке. И меня это совсем не удивляло. Тогда я думал так: «Наша страна многонациональная. Поэтому здесь могут быть самые разные языки: и казахский, и русский, и ингушский, и многие другие». Потом я подрос и понял, что в нашем классе значительная часть учеников – «русские немцы». Со временем я понял, что это дети тех самых поволжских немцев, которые были сосланы в Казахстан. Я заинтересовался этим вопросом и узнал, что немцы приезжали в Россию еще при Иване Грозном, потом при Петре Первом, при Екатерине Второй тоже расширялась эта диаспора. Гораздо позже возникла огромная Автономная советская социалистическая республика немцев Поволжья в составе Российской Федерации.

Она просуществовала с 1918 по 1941 год. А в 1941 году население этой республики было сослано в Сибирь и в Казахстан. Это произошло из-за боязни того, что они будут сотрудничать с нацистами. Раньше я как-то не задумывался об этом – мы все росли вместе, я был влюблён в девочку-немку, с которой сидел за одной партой. А сейчас сложилось так, что половина моего класса живет здесь, в Германии. Более того, когда я женился, я не знал, что моя жена – «русская немка». Ведь я родился и вырос в Советском Союзе, в большой интернациональной семье, где все национальности были равны и никто особо не задумывался о национальной принадлежности своих друзей и знакомых.

А вот когда СССР рухнул, многое изменилось. На русских в бывших союзных республиках откровенно наплевали. Их судьбы особенно никого не заботили. Об этом очень мало рассказывают. Той большой страны больше нет. Казахстану как носитель русской культуры я оказался не особенно нужен. Перед отъездом в Германию я три года работал в России - в Пензенском ТЮЗе и в Рязанском драматическом театре. Я как русский человек, но при этом обладатель казахстанского паспорта, должен был ежегодно брать разрешение на работу в России, хотя раньше всё это была одна страна. И мы с женой решили уехать в Германию. Нам надо было решать повседневные вопросы – где учить детей, как осуществлять их медицинское обслуживание. Здесь же, в Германии, с этим все в порядке, несмотря на то, что я русский человек.

- Русский человек из Казахстана, живущий в Германии....

- Да, такой вот я "граф Монте-Кристо". В социальном плане здесь жить действительно гораздо комфортнее, но что касается идеологических вопросов, то, как видите, приходится постоянно объяснять людям простые истины, которые в СССР знал каждый школьник.

- А как складывается актерская карьера?

- Интересно складывается. Я играю в спектаклях Русского театра Берлина. А совсем недавно я вернулся со съемок из Франции, где был занят в международном проекте, посвященном событиям Первой мировой войны. Доводилось сниматься и в немецких картинах, были роли, где много текста на немецком языке. Хотя в принципе я здесь очень востребован и как носитель русского языка. Это синхронный перевод немецких фильмов на русский язык. Технические переводы фильмов. Приходилось сниматься и в рекламе. Я востребован как русский актер Германии. Наверное, у меня здесь больше перспектив по сравнению с тем, если бы я был русским актёром в Казахстане. Там я работал в маленьком театре, вокруг не было никаких киностудий, синхрон-студий. Не знаю, как обстоит дело с этим в нынешней Астане. Там было очень мало перспектив, кроме работы Дедом Морозом в период новогодних праздников. Именно в это время можно было максимально подработать, не изменяя профессии. Когда я работал в российских театрах, я был очень загружен работой на сцене и в каких-то других сферах не мог себя попробовать. А здесь я более свободен, можно сказать, предоставлен сам себе. Хотя у меня в Мюнхене есть агент, он занимается моим трудоустройством. Так что у русского актёра в Германии, который более-менее знает язык, немало перспектив. Хотя есть они и в Москве – я уже предложил своим российским коллегам приехать и сыграть немца, говорящего без русского акцента, если только с акцентом одной из немецких земель. В общем, перспективы у русского актёра в Германии есть, если заниматься своим продвижением серьезно.

- А что представляет из себя современный немецкий театр?

 - Немецкий театр всегда был в поиске. Здесь наши коллеги постоянно что-то ищут, очень много экспериментируют. В основном это касается формы, внешней стороны. И порой эти эксперименты бывают весьма неожиданными. Но это тема для отдельного разговора.


"Окно в Россию"

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie