logo

Хлебные крошки

Статьи

Россия
Политика

Борис Михайлов

Выбор сделан

К итогам президентских выборов в Чечне

Прошедшие в Чечне 29 августа с.г. внеочередные президентские выборы не привели к сенсациям или неожиданным поворотам. Как дружно предсказывали российские и зарубежные обозреватели, победителем стал признанный "фаворит" президентской кампании – бывший министр внутренних дел ЧР Алу Алханов. По официальным данным, он заручился поддержкой почти трех четвертей избирателей (свыше 73 процентов голосов), обеспечив себе, таким образом, победу уже в первом туре.

Чтобы там ни утверждали в определенных кругах, но явка на выборы была весьма высокой (80 процентов всех зарегистрированных избирателей), что, кстати, традиционно для Чечни. Большинство пришедших на участки для голосования сделали свой выбор в пользу кандидатуры Алханова. Этот факт и мотивы этого, как это обычно бывает на Кавказе, были разные и отражали особенности местного менталитета и психологии. Западные же представители, трубившие на весь мир о "пустых избирательных участках", судя по всему, видели только то, что им хотелось видеть.

Естественно, в тех условиях, в которых сегодня живет республика, избежать недостатков и шероховатостей было нереально. Выборы проходили на фоне повышенных мер безопасности, ужесточенных после вылазки боевиков в Грозном за неделю до выборов и терактов, о чем все чаще говорят эксперты, приведших к гибели 89 пассажиров двух российских самолетов. Тем не менее, в ходе голосования по всей республике удалось обеспечить приемлемый уровень безопасности, а все попытки экстремистов сорвать выборы путем угроз и инспирирования массового "протестного голосования" потерпели провал. Выборы в Чечне, по заключению наблюдателей от Лиги арабских государств, Организации исламская конференция и исполкома СНГ, прошли в целом демократично и без серьезных нарушений.

Избрание Алу Алханова новым президентом Чечни было с понятным удовлетворением воспринято в самой России, где рассчитывают, что именно он сможет обеспечить преемственность того курса, который проводил погибший Ахмат Кадыров, и возглавить Чечню в нынешний сложный переходный период ее истории. Председатель Госдумы, бывший министр внутренних дел России Борис Грызлов назвал своего прежнего подчиненного "настоящим лидером", а первый заместитель председателя Думы РФ Любовь Слиска считает результаты выборов "нормальным итогом", который был "предсказуем". По мнению депутата Госдумы от Чечни Ахмара Завгаева, победа Алханова связана с тем, что "…это человек чести и слова, дальновидный политик и вообще передовой человек".

Не скупились на высокие оценки в адрес Алханова и в самой Чечне. Исполнявший обязанности президента ЧР Сергей Абрамов назвал Алханова "достойным, принципиальным и глубоко порядочным человеком, который не побоялся в самый трудный момент взять ответственность за судьбу Чечни и ее народа". По его мнению, новоизбранный лидер Чечни "настроен на неукоснительную реализацию задач, которые поставил Президент России, и того курса, который прокладывал первый президент Чечни Ахмат Кадыров".

Между тем реакция Запада на избрание нового президента ЧР была, судя по всему, не менее предопределенной, чем победа Алу Алханова на выборах. Причем, эта реакция фактически целиком совпала с позицией представителей чеченского террористического подполья вроде Ахмеда Закаева и прочих, объявивших выборы "фарсом" и "фальсификацией". Аналогичную точку зрения высказали и некоторые российские "правозащитные" организации типа небезызвестного "Мемориала", заявившие, что выборы в Чечне "должны быть объявлены несостоявшимися и недействительными в связи с низкой явкой".

О западной позиции в отношении внеочередных выборов президента Чечни весьма красноречиво говорит то, что руководство ОБСЕ вообще отказалось послать своих наблюдателей в ЧР. Прибывшая же в республику группа Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) объявила, что приехала в Грозный не наблюдать за проведением выборов, а "для выяснения вопросов, касающихся положения с вынужденными переселенцами из Чечни, а также ситуации с правами человека". Пресс-секретарь госдепартамента США Ричард Баучер заявил, что голосование в Чечне "не отвечало международным стандартам демократических выборов". Официальный Лондон, со своей стороны, назвал прошедшие выборы "упущенной возможностью восстановления демократического процесса".

Подавляющая часть западной прессы весьма предвзято и односторонне освещала ход выборов, именуя их "недемократичными", "нелегитимными", "срежиссированными Кремлем" и т.д. Не заметившие отчего-то абсолютно никаких недостатков в ходе недавних президентских выборов в Грузии, западные СМИ глазами своих ушлых корреспондентов зато узрели массу "грубых нарушений" и "подтасовок" на выборах в Чечне.

Широкая трибуна была предоставлена уже упомянутому выше Ахмеду Закаеву, заявившему, что "мира на Кавказе не будет, пока Россия не покончит со своими имперскими амбициями". Со страниц некоторых изданий, в частности, британской "Гардиан", даже раздавались призывы к западным лидерам отказаться от "порочного" признания действий России в Чечне, как части войны с международным терроризмом. Давались и известные рецепты "выхода из чеченского кризиса", сводившиеся в основном к немедленным переговорам с Масхадовым и согласию на широкое присутствие в Чечне международных структур – от ОБСЕ до "миротворцев" из НАТО.

В таких условиях мало кто может позавидовать Алханову, критикуемому и порицаемому как зарубежными, так и местными ревнителями "демократических ценностей". Да и пост президента Чечни вполне обоснованно считается одной из самых опасных работ в России. "Непримиримые" чеченские экстремисты уже пригрозили ликвидировать "московскую марионетку" и "предателя своего народа". Но сам Алханов в ответ на угрозы заявил: "У нас как у мужчин и патриотов есть высшая цель – республика, народ и страна в целом, поэтому запугать нас не удастся. Даже если меня убьют, ничего для ваххабитов не изменится: придет другой и продолжит наше общее дело по уничтожению терроризма, ваххабизма и бандитизма".

В своем первом заявлении после избрания президентом Чечни Алу Алханов изложил свое видение ситуации в республике и программу действий на ближайшее будущее. По его мнению, у Аслана Масхадова есть только один шанс спасти себя – повиниться перед народом Чечни за то, что он, будучи президентом, вверг его в пучину жестокой войны. Как считает новый президент ЧР, "У Масхадова и ваххабизма нет будущего в Чечне. Они могут взрывать, убивать, но воля народа уже выбросила их на свалку истории, и Масхадов сам выбрал этот путь. Разговоры о мифической легитимности Масхадова просто неуместны".

Новый глава республики также призвал боевиков сложить оружие и вернуться домой. "Людям надоела война. И если оружие в руки вы взяли во имя этого народа, то теперь должны прислушаться к его голосу и прекратить бессмысленное сопротивление", – заявил Алханов в своем телевизионном выступлении. Вместе с тем, Алханов не исключил возможность "разговора" с Масхадовым, однако подчеркнул, что "разговор" и "переговоры" – далеко не одно и то же.

Говоря о будущем своей республики, Алханов сразу отверг любые недомолвки по поводу статуса Чечни. По его словам, "Чеченцы – россияне, и никаких спекуляций по этому поводу нет и не будет. Республика будет жить и развиваться в составе Российской Федерации, в рамках российской конституции". Ближайшей задачей нового главы республики будет проведение выборов в парламент ЧР, что должно завершить процесс образования всех ветвей власти в Чечне.

Новый президент Чечни также уверен в том, что республике не нужен какой-то особый статус, но ей необходимы широкие экономические полномочия. Особые надежды он связывает с нефтяной сферой, от которой Чечня пока получает всего 49% дохода. По оценкам экспертов, годовой доход от экспорта чеченской нефти может превысить 370 миллионов долларов при средней цене барреля в 30 долларов. Алханов также объявил о намерении "перевести Чечню из дотационного субъекта России в разряд регионов-доноров федерального бюджета", создать в течение ближайших пяти лет 150 тысяч новых рабочих мест и реализовать "амбициозную программу" строительства школ и больниц.

Что ж, Чечня сделала свой выбор. Население республики правомерно ожидает от нового президента, облеченного весомым мандатом народного доверия, таких шагов, которые бы привели к кардинальным позитивным переменам в их жизни, а главное к миру. Судя по его первым заявлениям и действиям, Алу Алханов вполне сознает и это и исполнен решимости выполнить взятые на себя обязательства. Дополнительный авторитет новому президенту в глазах большинства чеченцев придает твердая поддержка федеральных властей и лично Президента России.

Несомненно, президента Чечни Алу Алханова ждут впереди трудные испытания, проблемы и опасности. Террористы и религиозные фанатики пока не складывают оружие, больно бьют по ситуации в ЧР экономическая разруха, коррупция, несоблюдение законности и бюрократия. В этих условиях новоизбранному лидеру потребуются все его силы, талант, решительность, интуиция и гибкость в принятии решений, чтобы оправдать доверие избирателей и убедить их в правильности того пути, по которому он намерен вести республику.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie