Выборы в Армении прошли, проблемы остались
Действующий президент Серж Саргсян одержал победу
Прошедшие в минувший понедельник президентские выборы в Армении принесли, как и предсказывали эксперты, победу действующему главе государства, лидеру Республиканской партии Сержу Саргсяну. За него проголосовали около 60% избирателей. Экс-глава МИД Армении Раффи Ованесян набрал 32% голосов. Отставание других конкурентов - Гранта Багратяна, Паруйра Айрикяна, Андриаса Гукасяна и Вардана Седракяна - было еще более значительным.
Ожидалось, что в выборах примут участие и два бывших президента Армении – Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян, - и соперничество трех наиболее известных политиков могло придать особую интригу борьбе за право стать лидером страны на предстоящие пять лет. Однако оба экс-президента отказались от участия в выборах, и это, конечно, предопределило победу Саргсяна.
58-летний Серж Саргсян, как и его предшественник Роберт Кочарян, - уроженец Нагорного Карабаха. Начиная с середины 90-х годов, он выдвигается в число наиболее видных политиков Армении и постоянно занимает высокие посты в правительстве. Он был и министром обороны, и главой МВД, министерства национальной безопасности, и, наконец, премьер-министром. А в 2008 году его избрали президентом страны. Он показал себя твердым, целеустремленным и в то же время достаточно гибким руководителем, умеющим и неуклонно проводить взятый курс, и вносить в него, если понадобится, необходимые коррективы. Во всяком случае, нет сомнения, и это подтвердили прошедшие выборы, что Саргсян пользуется поддержкой большинства населения страны, хотя и оппонентов у него достаточно.
Что можно ожидать от нового президентства Сержа Саргсяна? Какие шаги он намерен предпринять, чтобы решить, наконец, те сложные проблемы во внутренней и внешней политике, которые вот уже не первый год, а точнее, с самого начала обретения страной независимости стоят перед Арменией?
Находящаяся в крайне невыгодном географическом положении, лишенная необходимых сырьевых, прежде всего топливно-энергетических, ресурсов, Армения не в силах самостоятельно решить экономические проблемы. Низкий жизненный уровень населения (средняя зарплата не превышает 300 долларов в месяц, а пенсии ничтожно малы), нехватка рабочих мест заставляет многих жителей Армении, особенно молодежь, покидать пределы родной страны и искать счастья за рубежом, главным образом в России, где давно уже существует довольно сильная, влиятельная и многочисленная армянская диаспора. Для Еревана Москва – главный партнер и в экономическом, и в политическом отношении.
Правда, Армения отрезана от России и находится в своеобразном "мешке", не позволяющем наладить бесперебойные торговые отношения. Тем не менее поставки российского газа и электроэнергии с помощью совместного предприятия "Армросгазпром", а также другого сырья в Армению идут. А если вновь заработает железнодорожное сообщение через территорию Грузии и Абхазии (а разговор об этом, причем в достаточно оптимистическом ключе, шел в ходе недавнего визита в Ереван нового грузинского премьера Бидзины Иванишвили), то российские поставки в Армению значительно увеличатся и это серьезно улучшит экономическое положение страны.
Последствия страшного землетрясения 1988 года до сих пор не преодолены и сказываются, конечно, на ситуации в стране. Особенно беспокоит Саргсяна положение в очень пострадавшем от разрушительного удара стихии городе Гюмри (бывший Ленинакан), который всегда был культурным центром Армении. "Надо постепенно наращивать экономический потенциал Гюмри и всего региона, - говорит президент. – Если обеспечим приток инвестиций, новые рабочие места и увеличим занятость населения, то сможем решить и все остальные проблемы. Кстати, в Гюмри располагается российская военная база. Там же находится Холм чести – пантеон русских офицеров, погибших в российско-турецких войнах. С президентом России мы открыли здесь в 2010 году восстановленный мемориал и часовню".
Саргсян показал себя за годы прежнего президентства последовательным поборником дальнейшего укрепления стратегического партнерства с Россией. Эту линию он намерен продолжать и сейчас, хотя и не закрывает двери перед Западом. Правда, на настойчивые приглашения к более тесному сотрудничеству, в частности, военному, и даже возможности вступления в НАТО в Ереване вежливо отказываются (Армения, как и Россия, является членом ОДКБ – Организации Договора о коллективной безопасности). Однако экономические отношения с США (где, кстати, тоже есть мощная армянская диаспора, многие представители которой входят в американскую бизнес-элиту) и другими странами Запада Армения не прочь активно развивать. Так же, как и сотрудничество с соседним Ираном, который сегодня является одним из главных торговых партнеров Армении (товарооборот между этими странами вырос за последние пять лет в 4 раза).
Конечно, одна из самых трудных задач, стоящих перед Саргсяном, - решение карабахской проблемы. Ереван выступает за независимость самопровозглашенной НКР – Нагорно-Карабахской республики, представляющей собой населенный армянами анклав на территории Азербайджана, отделенный от Армении так называемым Лачинским коридором. Баку категорически против независимости Нагорного Карабаха, настаивая на принципе территориальной целостности, который будет нарушен в случае признания НКР.
Саргсян заявил недавно, что "карабахцы сами должны решить, с каким политическим статусом им жить в будущем. Это – классический пример борьбы за самоопределение и нет ни одного аргумента, разъясняющего, почему народу Арцаха (так в Армении называют Нагорный Карабах – Ред.) должно быть отказано в этом праве", - подчеркнул Саргсян. По его словам, "Россия – важнейший посредник в этом конфликте, и только благодаря российскому посредничеству удалось заключить в 1994 году перемирие".
К сожалению, пока переговоры между президентами Азербайджана и Армении при активном посредничестве Москвы не дают результата из-за диаметрально противоположного подхода сторон к проблеме и нежелания идти на обоюдные уступки. И хотя руководители двух враждующих закавказских государств не собираются прерывать переговорный процесс, но, как заявил Саргсян, "в подобных условиях ожидать какого-либо прорыва нереально".
А между тем мир нужен народам и Азербайджана, и Армении, и, конечно, самого Нагорного Карабаха. Но как добиться его, как превратить продолжающееся уже 19 лет состояние "ни мира, ни войны", чреватое новым военным конфликтом, в прочный мир? Это – главный вопрос, на который предстоит ответить Сержу Саргсяну, вступающему в свое второе пятилетнее президентство.