Я – Русский
Эссе участницы Международного молодежного балтийского проекта
"Если бы только человек понимал, кто он такой, как ничтожны бы ему показались его огорчения".
Л.Н.Толстой.
В основном люди делятся на тех, кто практически не придает значения своей национальности, на тех, кто наделяет ее "средней" значимостью и, наконец, на тех, кто придает огромное. От части не правы все! Не придавать... все равно, что жирной линией вычеркнуть, например, свою генетику; наделение "средней" значимостью хотя и создает внешний вид толерантности, однако скорее граничит с безразличием – ощущением без ощущений, ведущим к разрушению; что же касается придания огромной значимости, то в этом случае чувство национализма, по-своему уже довольно агрессивное, может привести человека к фанатизму. А уж что творится в уме и действиях ярых националистов-фанатиков, человечество лицезрело и значимо ощущало на протяжении всей истории. Чтоб не ходить далеко, вспомните хотя бы ХХ век.
Что же тогда национальность? Как к ней относиться? Как ощущаю и отношусь к ней я здесь в Литве? "Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – позвоночника", – гениально сказал как-то Джордж Бернард. В России не было ярого национализма и, уверяю вас, не будет. Не потому, что они не умеют так любить Родину и настолько гордиться своей неповторимостью, просто представители данной культуры от природы добродушны и невраждебны. В течение веков "впускались" другие народности: смешивались, менялись, прогрессировали, теряли, адаптировались и, став в итоге многонациональным народом, все равно не изменили базы. Другое дело, что теперь стоит на этой базе.
Согласно объяснению В.Даля, национальность является народностью, то есть принадлежность к определенной культуре, племени, территории, языку. Наверное, так и есть, если посмотреть на это с точки зрения "паспорта" (возможны несовпадения в зависимости от жизненной ситуации). Но ведь паспорт – всего лишь административный документ (без которого, впрочем, формально человека не существует). Определить физическое существование вполне возможно, но вот то, что творится внутри... Русские, как и все нации, обладают своей "личностью". Быть русским – значит быть как-то, как получается, проникнутым особым духом своего исторического существования, прошлого и настоящего своего народа, особым пониманием и обладанием ценностей, традиций, морали, любви. Это уникальная формула, заложенная только под кодом "русский".
Мы ощущаем привязанность к Родине, любовь к языку (он комфортен, так как максимально понятен), гордость за историю (даже не сделав ничего, тебе есть, чем гордиться, есть первоначальный толчок), боль за соотечественников ("мы одной крови"), ощущаем именно неповторимость и принадлежность к этой неповторимости. И все это сваливается в кучу и называется инородным словом "национальность"? Если уж и заимствовать, то русским более подошло бы слово, первая часть которого начиналось не с "natio" (народ, принадлежность к народу...), а с "animus" (дух, принадлежность к духу). Это настолько духовно, что другие названия слишком жалко и узко отображают значения слова "русский". "Анимальность" по звучанию напоминает "аномалию", в значении которой, при употреблении к русскому народу, впрочем, тоже нашлась бы доля правды.
Очень остро "русскость" ощущают такие, как я. Те, кто родились и жили всю жизнь на другой территории, где общество говорило на другом языке – другим языком, соблюдало свои традиции. Я же попала еще и в "горячее" время, когда Литве вернули столь драгоценную и важную ей, как самостоятельной культуре, имеющей исторический и традиционный фундамент, независимость. Когда ей как раз был присущ некий национализм, который в данном случае я назвала бы "здоровым", так как Литва пыталась просто "вернуться", стать полноценной "собой", замкнуть некий круг с целью того, чтобы просто-напросто не исчезнуть. Я ощущала и ощущаю не национальность, а именно тот "русский" код штампом где-то внутри, которым была клеймена, будучи еще не рожденной. Зачастую это выражается каким-то хаосом чувств внутри при соприкосновении с чем-то русским... Впрочем, что бы не творилось в глубине, неизменным всегда остается ощущение родственности, "своего истока", своей истории. Язык, книги, фильмы, песни, образ общения, так называемая "русская конституция ценностей", полностью разделяемы мной, полностью мои! Я остаюсь собой только будучи русской, моя русская душа – частица всех русских душ. Мне кажется, они похожи на лестницу – по жизни мы идем только в двух направлениях... возможно, это крайность... Но все зависит от того, какое значение вы вкладываете в это слово.
Хочу идти вверх, мне хочется многое понять и прочувствовать. Не хочу потерять русскую самосознательность, живя не в России. Хочу понять людей "сменивших" национальность, понять, как они сменили "позвоночник" и остались при этом не покалеченными. Может, они просто сменили слово в паспорте..? Не хочу слышать на улицах русскоговорящую молодежь, рассуждающую на безобразном русском языке о России, как о враге. Хочу видеть свою Родину – Литву – успешно прогрессирующей и уважающей частицу великого народа, проживающего на ее территории.