logo

Хлебные крошки

Статьи

История
История

Павел Сергеев

Я шагаю по Москве

Порой иностранцы полагают, что название Китай-город возникло из особой симпатии России к Китаю

Китай-город


Китай-город – одна из наиболее исторически интересных центральных частей Москвы. Порой иностранцы полагают, что название Китай-город возникло из особой симпатии России к Китаю. Но московский Китай-город никак не связан с китайцами и Китаем.

Название Китай-город в московских хрониках встречается с XVI века. В 1534 году торговый и ремесленный посад к востоку от Кремля был обнесен рвом и древоземлянными укреплениями, а затем на их месте в 1535 - 1538 годах была возведена знаменитая Китайгородская стена, кое-где сохранившаяся и поныне (в частности, близ гостиниц "Россия" и "Метрополь").

Некоторые исследователи считают, что название Китай-город означает "средний", "средний, срединный город между Кремлем и Белым городом" (укреплением, проходившим по линии современного Бульварного кольца). Иначе говоря, Китай-город – это средняя по своему местоположению крепость в кольце крепостных сооружений старинной Москвы. Согласно другой гипотезе, слово китай – тюркское и переводится на русский язык просто как "крепость, укрепление, укрепленное место". Третья, наиболее вероятная версия связана с восточнославянскими словами кита, кит, сохранившимися в диалектах. Означает оно – "плетенничный", "как плетень", то есть построенный по принципу плетня – переплетения толстых вертикальных кольев или бревен молодыми гибкими побегами. Такие крепкие плетеные стены ставились на некотором расстоянии друг от друга, а промежуток между ними заполнялся, забутовывался землей, глиной, крупным щебнем, камнями. Так возводилась чрезвычайно прочная стена, которую трудно разрушить, пробить стеноломными машинами и даже пушечными ядрами.

Что же касается названия станции метро "Китай-город", то оно было предложено московским литератором и краеведом Владимиром Муравьевым, который отстоял в Моссовете историческое название, сменившее прежнее – "Площадь Ногина" (бюст сохранен в вестибюле). Уникальность этой станции столичного метрополитена связана не только и не столько с непривычным наличием двух платформ, сколько с археологическими раскопками, который велись параллельно с прокладкой тоннеля. К сожалению, большинство подземных лабиринтов, связывавших в прежние годы различные районы Китай-города, были замурованы, однако в южном вестибюле станции строители сохранили белокаменный фундамент одной из китайгородских башен шестнадцатого века.

Маросейка (в советское время улица Богдана Хмельницкого)


Улица Маросейка (от Ильинских до Покровских ворот Китай-города) и ее продолжение – Покровка – возникли на месте дороги в подмосковные царские села Рубцово и Измайлово. До XVII века в этом районе селились иноземцы, а с середины века при царе Михаиле Федоровиче, когда иностранцы были переселены в специально созданную для них на реке Яузе Немецкую слободу, здесь находилось Малороссийское подворье, фрагмент которого можно обнаружить в одном из участков дома № 9. В подворье останавливались украинские гетманы и их свита во время своих приездов в Москву Собственно, по названию подворья улицу и стали называть Малороссейкой, а потом сокращенно – Маросейкой.

Маросейка берет свое начало у площади Ильинских ворот Китай-города (здесь заканчивается ведущая от ГУМА Ильинская улица, названная по имени Ильинского монастыря с соборной церковью Илии Пророка). В тенистом сквере этой площади стоит памятник героям Плевны – часовня в виде огромного колокола работы архитектора В.О.Шервуда. Она установлена в 1877 году в честь русских гренадеров, павших в боях под Плевной за освобождение братской Болгарии от турецкого ига на средства оставшихся в живых однополчан.

В Средние века Ильинская площадь назвалась Блинной, так как здесь торговали горячими блинами. В московском просторечии это место называлось "Блинниками". Отсюда произошло название белокаменной церкви св. Николая Чудотворца в Блинниках (известна также, как церковь св. Николая в Кленниках) на левой стороне Маросейки (дом № 5).

История Маросейки, ответвляющихся от нее переулков да и что там, каждого дома интересна настолько, что и сегодня будоражит умы москвичей и гостей столицы. Впрочем, судите сами: для начала я расскажу вам историю всего одного здания, расположенного на этой улице…

"Дом, откуда берут вторых жен"


Это название укрепилось за домом № 11 по улице Маросейка еще с конца XVII века, когда из неузнаваемого сегодня после реконструкции 1930-х годов дворца бояр Нарышкиных в Кремль была сосватана молодая красавица Наталья. Наталья Кирилловна Нарышкина не просто прославила свой дом: став второй женой "тишайшего" Алексея Михайловича, она родила ему сына Петю – первого императора и самодержца Российского Петра Великого. Нежная и внешне покорная престарелому супругу Наталья Нарышкина проявила непоколебимую решительность и силу воли в период, фактически возглавив карательные акции против восставших стрельцов и обеспечив венчание на царство своего сына Петра Алексеевича. После провозглашения сына в 1689 году единоличным российским правителем Наталья Кирилловна передала в находящийся на той же Маросейке (дом № 5) храм святого Николая Чудотворца в Блинниках(?), бывший одновременно домашней церковью рода Нарышкиных, византийскую икону X века в драгоценном окладе, которая, к сожалению, бесследно исчезла в горниле революционных событий 1917-1918 годов.

Перестроенные в самом начале XVIII века боярские палаты превратились в симпатичный дворец просвещенной московской императорской родни, которая открыла в пустующем большую часть года здании знаменитую гимназию Глюка. Того самого прибалтийского немца, пастора Эрнста Глюка (1652-1705 гг.), домоправительницей у которого в Мариенбауме и Москве служила чернобровая красавица Марта Скавронская (1684-1727), ставшая со временем второй женой Петра Великого и русской императрицей Екатериной Первой. По сведениям современников, знакомство 18-летней Марты и 31-летнего царя состоялось при посредничестве "продувной бестии" и светлейшего князя Алексея Даниловича Меньшикова именно в этом доме, и продолжалось там же до того момента, пока император не увез красавицу в Петербург.

В северной столице Марта приняла православие, была крещена Екатериной Алексеевной и родила венценосному любовнику двух дочерей. Благодаря веселому и ровному характеру, умению усмирять беспричинные вспышки гнева и ладить со страдающим периодическими приступами эпилепсии монархом она настолько привязала к себе Петра, что он брал ее во все военные походы. По преданию, во время Прутского похода она спасла окруженного вражескими войсками царя, передав турецкому визирю все свои драгоценности и тем самым склонив его к подписанию перемирия. Преданность и самоотверженность Екатерины привели к тому, что 19 февраля 1712 года они обвенчались, а их дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна) получили официальный статус цесаревен. Кстати, в память о Птурском походе в 1714 году Петр I учредил орден Св. Екатерины, которым наградил жену в день ее именин, а в мае 1724 года короновал в качестве императрицы.

В течение первой четверти XVIII века дом на Маросейке, "откуда берут вторых жен" и где состоялась встреча монаршей четы, процветал в качестве элитного учебного заведения и центра науки. Помимо педагогической деятельности Эрнст Глюк активно занимался филологией и переводами. Именно здесь при финансовой поддержке Екатерины Алексеевны им была написана одна из первых грамматик русского языка, подготовлены русские переводы лютеранской Библии и катехизиса. По некоторым сведениям, здесь же готовился проект Высочайшего указа об учреждении Российской Академии наук, учрежденной в 1724 году, но начавшей функционировать лишь в период царствования Екатерины I (1725-1727).

Научно-просветительный характер "дома, откуда берут вторых жен" на Маросейке получил дальнейшее развитие в начале XIX века. Интересно, что окончательно превратившееся в школу семейное гнездо Нарышкиных не перестало быть учебным заведением даже тогда, когда лишилось императорской поддержки. Закрытию из-за финансовых проблем бывшей гимназии Глюка воспрепятствовали отцы города. В период царствования Николая I московская общественность организовала сбор пожертвований и добилась Высочайшего разрешения на открытие в этом здании т.н. Человеколюбивого общества, на базе которого вплоть до 1917 года успешно функционировали богадельня, лечебница для приходящих больных и училище для бедных девиц.

"Ищите невест среди нарышкинских выпускниц с Маросейки", – настойчиво советовали мудрые московские свахи великовозрастным холостякам и солидным вдовцам. И с ними было трудно поспорить: где еще, как не среди курсисток Училища для бедных девиц, можно было подобрать скромных, непритязательных жен, обученных всем премудростям домоводства?

Статьи по теме

Партнеры