logo

Хлебные крошки

Статьи

Иван Александрович Ильин
Наследие
История
Россия

Александр Репников

"Я живу только для России"

Возвращение Ивана Ильина

«Мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели: а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России». Так незадолго до смерти русский философ Иван Ильин обозначил смысл своего творчества, неразрывно связанного для него с вынуждено покинутой, но до последнего мгновения жизни горячо любимой им родиной. Книги философа вернулись в Россию. Нет смысла доказывать тот факт, что Иван Ильин сегодня – один из самых любимых и востребованных мыслителей русского зарубежья. Вслед за книгами возвращается на родину и прах Ивана Александровича. Сегодня, 3 октября, в Донском монастыре состоялась церемония перезахоронения останков двух выдающихся представителей белого движения – его идеолога Ивана Ильина и одного из его вождей Антона Деникина. К этой дате редакция портала Russkie.org приурочивает публикацию статьи известного историка русского зарубежья Александра Репникова, посвященную творческому и жизненному пути Ивана Александровича Ильина. В последние годы значительно возрос интерес к представителям консервативной мысли Русского зарубежья. На этом фоне особенно выделяется фигура выдающегося русского мыслителя И.А. Ильина. Еще десять лет назад его имя было известно только специалистам по истории и философии, что касается трудов Ильина, то они были надежно сокрыты от глаз исследователей. Все изменилось с конца 80-х годов, когда в ряде журналов и сборников стали появляться первые исследования об этом мыслителе. Идеи и жизнь Ильина нашли свое отражение в работах Ю.Т. Лисицы, Ю.С. Пивоварова, И.И. Евлампиева, Ю.И. Сохрякова. В 1995 году к 40-летию со дня смерти И.А. Ильина была проведена специальная научная конференция; наследие мыслителя стало предметом диссертационных исследований М.В. Рутковской и Н.В. Антоненко; статьи о нем появились в ряде энциклопедических изданий, сборниках и периодической печати. Появились статьи, в которых проводится сравнительный анализ взглядов И.А. Ильина и Ю. Эволы. О жизни и творчестве Ильина был снят двухсерийный документальный фильм «Возвращение», показанный по российскому телевидению. Не случайно использование имени и идей Ильина многими современными партиями и организациями (от монархических до «Единой России») и политиками. Помимо многочисленных переизданий работ Ильина в периодической печати, отдельными изданиями вышли его общественно-политические труды, литературно-критические статьи, религиозно-философские работы. В 2004 году в серии «Pro et Contra» вышел фундаментальный сборник, посвященный Ильину. Нельзя не отметить и первое собрание сочинений И.А. Ильина (1993-2004 гг.), которое продолжает издаваться и сейчас. В качестве приложения к собранию сочинений вышли два тома дневников, писем и документов, связанных с жизнью и творчеством Ильина в период 1903 – 1954 гг., а так же трехтомник, включивший в себя впервые опубликованную переписку И.А. Ильина с И.С. Шмелевым, был издан альбом «Иван Ильин и Россия. Неопубликованные фотографии и архивные материалы». Хотелось бы кратко остановиться на описании жизненного пути И.А. Ильина, ставшим «самым читаемым в России и любимым философом в последнее десятилетие уходящего века», философом, чье наследие, несомненно, окажется востребованным и в новом XXI веке. Иван Александрович Ильин родился 28 марта 1883 года в дворянской семье в Москве. Его родители были глубоко религиозными людьми, что существенно повлияло на формирование и развитие мировоззрения Ильина. Окончив гимназию с золотой медалью, он учился на юридическом факультете Московского университета, после окончания которого в 1906 году был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. Еще будучи студентом, И.А. Ильин вошел в научную школу П.И. Новгородцева. Вмести с ним трудились Марк Вишняк, впоследствии оставивший занятия наукой и Н.Н. Алексеев, ставший крупным правоведом и философом. В 1909 году Ильин получил звание приват-доцента, после чего более 10 лет преподавал в Московском университете. В 1910-1912 гг. находился в научной командировке в университетах Германии и Франции. Вернувшись в 1912 году в Россию, вел преподавательскую деятельность. После Февральской революции Ильин активно включился в общественно-политическую жизнь, опубликовав пять небольших брошюр по злободневным вопросам. После Октябрьской революции Ильин начал борьбу с новой властью. В апреле 1918 года был впервые арестован по подозрению в участии в организации «Добровольческая армия», вскоре был амнистирован и отпущен на свободу. Огромное значение в освобождении Ильина сыграло то, что в его защиту дружно выступили видные представители отечественной науки. Многие ученые даже предложили пойти в заложники на время защиты Ильиным его диссертации. 18 мая того же года Ильин защитил магистерскую диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В качестве оппонентов на защите выступили Е.Н. Трубецкой и П.И. Новгородцев. Последний приехал на защиту, рискуя свободой. Накануне у него был обыск, и в любой момент мог последовать арест. Защита прошла на высоком уровне, и ученый совет единогласно проголосовал за присуждение Ильину степени доктора государственных наук и одновременно звания профессора. В 1922 году Ильин был арестован в шестой раз, допрошен, немедленно судим и приговорен к смертной казни, замененной высылкой. Президиум ВЦИК постановил лишить Ильина гражданства и конфисковать все его имущество. Путь на родину был закрыт навсегда. Хотя высылка за границу и была лучшим выходом, поскольку спасла Ильина от неминуемой гибели, его душа навсегда осталась с Россией. В ноябре 1922 года он писал П.Б. Струве: «Я жил там, на родине, совсем не потому, что «нельзя было выехать», а потому, что Наталия Николаевна (жена И.А. Ильина – А.Р.) и я считали это единственно верным, духовно необходимым, хотя и очень опасным для жизни. Мы бы сами и теперь не уехали бы; ибо Россия в своем основном массиве – там; там она болеет, там же находит и найдет пути к исцелению. От постели больной матери… не уезжают; разве только – оторванные и выброшенные». Находясь в эмиграции с 1923 по 1934 год, И.А. Ильин был профессором Русского Научного Института в Берлине. В 1926 году он активно участвовал в деятельности Российского Зарубежного съезда. В 1925-1926 гг. выходил в редакцию парижской газеты «Возрождение», с 1927 по 1930 год издавал «Русский Колокол. Журнал волевой идеи», целью которого было объявлено «служение самобытной и великой России». И. А. Ильин читал лекции в ряде европейских университетов, продемонстрировав способности замечательного оратора. После прихода к власти нацистов Ильин в 1934 году был уволен из Русского Научного Института. Через два года последовал запрет на его преподавательскую деятельность, ему также было запрещено печатать свои работы. Оставшись без средств к существованию, под угрозой ареста и заключения в концлагерь, Ильин был вынужден в 1938 году эмигрировать в Швейцарию. Последние годы он жил в Цолликоне, в окрестностях Цюриха, где и скончался 21 декабря 1954 года. В число основных работ И.А. Ильина входят: «Религиозный смысл философии. Три речи» (1924), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Пути духовного обновления» (1935), «Аксиомы религиозного опыта (в 2-х томах, 1953), «Путь к очевидности» (1957), «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (1958). Особое место в творчестве И.А. Ильина занимает цикл статей «Наши задачи», которые представляли собой ряд периодических бюллетеней «Русского Обще-Воинского Союза», рассылавшихся по списку небольшому кругу единомышленников. Только в 1956 году 215 выпусков этих бюллетеней были объединены в двухтомник и изданы в Париже Русским Обще-Воинским Союзом. Думается, что огромное, все еще недостаточно изученное религиозно-философское и правовое наследие И.А. Ильина еще послужит основой для новых научных исследований.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie